Северный триумвират: Надо чаще встречаться
В Тюмени накануне прошел очередной "совет трех" - Сергея Собянина, Александра Филипенко и Юрия Неелова, или, как его еще называют, власть на троих.
И на этот раз подтвердилась старая истина - общие трудности сближают. Проблемы у всех трех глав сложносоставного субъекта РФ Тюменской области с недавних пор общие: центр покусился на святое - бюджет. /Накануне.ру писало об этом, смотрите статью Полезные ископаемые:делиться надо от 03.09.2003/
А потому все трое Сергей Собянин /губернатор Тюменской области или, как принято говорить было ранее, юга Тюменской области/, Александр Филипенко /губернатор Ханты-Мансийского округа-Югры/ и Юрий Неелов /губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа/ вдруг заговорили о желании объединиться. Для Собянина в принципе это дело обычное. Он по идее и был избран, дабы стать интегратором нефте и газоносных территорий страны, которые при бывшем губернаторе Леониде Рокецком /ныне член Совета Федераций/ разбежались даже дальше, чем предложил бывший президент Ельцин. То есть, взяли суверинитета именно столько, сколько хотели.
Теперь не то. Кремль неуклонно занимается "приведением в соответствие", определением уровней отвественности власти, административной реформой и прочим наведением относительного порядка во властной вертикали. В этом смысле во властной гризонтали: Тюменская область, Югра, Ямал дел еще больше, чем повсюду.
Губернаторы и занялись прежде всего вопросами властных полномочий. Вопросы о реализации общеобластных программ за 2002 год, о ходе финансировании региональных программ в нынешнем году, об общем плане работы структур ГО и ЧС, о кооперации звероводческих хозяйств, о берегоукреплении реки Иртыш в районе Тобольска, подготовке программы и нормативно-правовой базы по развитию малой авиации в Тюменской области и даже о бюджете финансирования общих для Тюменской области, Югры и Ямала программ социально-экономического развития на будущий, 2004 год отошли на второй план.
Главной стала информация о том, что там натворила рабочая группа по выработке механизма подготовки к реализации федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Его же и комментировали по итогам триумвирата губернаторы на пресс-конференции.
Сергей Собянин сказал так: "В зависимости от принятия решений Государственной Думой и правительством, будет выработан и тот механизм распределения полномочий, который будет действовать на территории области". А не хватает сегодня для понимания правильного выстраивания взаимоотношений ясности с налоговой и бюджетной составляющей. Дело в том, что если Госдума примет проект Бюджетного кодекса, то консолидированный бюджет трех субъектов уменьшится на треть, то есть, на сумму около 40 млрд рублей.
"Если это произойдет, финансовая ситуация будет достаточно жесткая", - заметил Собянин. Теперь выход ищут все трое. Собянин доказывает в правительстве, что надо определить некий переходный период, чтобы как-то сгладить резкие социальные изменения вслед за бюджетом на территориях. Филипенко и законодатели Югры настаивают на увеличении, а не уменьшении платы за недра. Неелов же сказал так: "Я не сомневаюсь, что мы найдем оптимальный вариант, чтобы население всей Тюменской области не пострадало. Мы все заинтересованы в этой работе, потому что теряем все - бюджеты юга области, ХМАО и Ямал. При этом ямальский бюджет потерял больше других - почти половину. Мы ведем переговоры с нефтяными и газовыми компаниями, и планирую подписать со всеми соглашения в начале ноября. Хотелось бы, чтобы бюджет округа не потерял социальную составляющую". Прямо удивительно до чего вдруг захотел единения усилий ямальский губернатор, который еще недавно заявлял о возможности выхода в статус суверенного и полноценного субъекта Федерации!
Что касается внутренней работы тройственной согласительной комиссии, то ей предложено собираться не раз в месяц, а по мере необходимости. Необходимость, судя по озабоченным комментариям самих губернаторов, велика есть.И потому рабочей группе по пересмотру политического статус-кво надо, как говорил один наш политик, свои действия усугубить и углубить. Кстати, ямальцам, югорцам и тюменцам разговаривать в рамках рабочей группы о разделении властных полномочий весьма непросто. Заместитель председателя законодательного собрания Ханты-Мансийского округа Любовь Чистова так прокомментировала свои впечатления от первого заседания: "Каждая из сторон, как говорится,не верила, ничего не боялась и ничего не просила. Мы договорились взять тайм-аут и осмыслить итоги первого серьезного разговора".
На процессы тройственного разговора о дележке полномочий накладывает отпечаток и собственная политическая ситуация в каждом из субъектов. А она везде не простая. Мало того, что с 23 октября Югра, Ямал и Тюменская область формально на месяц останутся без глав /все три губернатора возьмут необходимый по закону предвыборный отпуск, дабы работать на сбор голосов в пользу "Единой России" на подведомственных территориях/, так еще в каждом субъекте идет какая-либо собственная серьезная выборная кампания. Местного, но далеко не менее важного для руководителей региона значения.
В Югре грядут выборы мэра Нижневартовска, второго по значению после Сургута города автономного округа. Предшествовало этой кампании странное для непосвященных в югорские реалии решение Филипенко учердить институт своих уполномоченных, одним из которых и стал в одночасье бывший нижневартовский мэр Юрий Тимошков. Он написал заявление об освобождении с занимаемой должности и занял пост полномочного представителя губернатора Югры в Нижневартовске, Мегионе, Лангепасе, Покачах, Радужном и Нижневартовском районе. Надо отметить, что Нижневартовск город для ханты-мансийских чиновников сложный и неудобный. У вартовчан не только собственная гордость, но и свой далеко не всегда с югорскими начальниками совпадающий вгляд на тех, кого надо иметь во властных кабинетах. Достаточно вспомнить предыдущие довыборы депутата Госдумы. Тогда буквально перед голосованием был снят с дистанции по всем параметрам шедший на победу популярный в городе глава "СлавТЭКа" и городской депутат Александр Петерман, а выиграл госдумский билет Владимир Асеев бывший вице-губернатор Ханты-Мансийского автономного округа. Так что забот у Филипенко и его команды здесь хватает./ Подробней об этом читайте в наших следующих публикаициях/.
В Тюменской области тоже выборы. Здесь 7 декабря будут определять мэра областной столицы. Ныне действующий глава города Степан Киричук пока фаворит гонки. Но и тут острых углов в избытке./Накануне.ру подробно писало об этом - Я-мал, но как дорог!... 13.10.2003г./ Местные наблюдатели сейчас живо обсуждают последние сводки с выборных полей. Касаются они назначений в областной Тюменской администрации. Накануне здесь главой департамента ЖКХ назначен Виталий Терентьев, в прошлом первый заместитель мэра Тюмени и заместитель губернатора Ямала. Немного поясним, почему одно напрямую связано с другим . Дело в том, что Виталий Терентьев подал в отставку с поста первого заместителя главы Тюмени 6 февраля 2001 года, причем, без объяснения причин.Политэлита была уверена, что вслед за этим он попадет в обойму вице-губернаторов только что победившего Собянина. Но он стал заместителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам строительства.Следует заметить, что Тюмень своего вице-мэра забыть не успела и многие считали, что Терентьев составит серьезную конкуренцию Киричуку на выборах. Ан, нет!Буквально вслед за победоносными реляциями о процветании тюменского ЖКХ, которое удостоилось отдельной похвалы вице-премьера Владимира Яковлева /он даже заявил, что тюменский опыт реформирования ЖКХ надо распространять по стране/, руководитель департамента ЖКХ Рэм Мукумов занимает пост главы областного департамента экономики, а на его место определяют Терентьева. Есть два интересных в этом назначении момента, которые сейчас обсуждает местный политбомонд. Первый - Киричуку теперь Тереньтев не помеха. И второй. Приход Терентьева в тюменскую областную администрацию это что - спланированный и одобренный обеими сторонами шаг к сближению Тюмени и Ямала или ямальский десант в тюменскую власть?
И, наконец, на самом Ямале тоже происходит немало интересного. Здесь вовсю трудится целый сонм правоохранительных ревизоров. Почти каждая из существующих правоохранительных структур посчитала нужным послать комиссию или просто проверяющих. А накануне сам уральский полпред Петр Латышев на пресс-конференции, когда журналисты пристали к нему с вопросом, мол, что там Газпром на Ямале так активизировался, сказал: "Газпром, впрочем, как и ряд других вертикально-интегрируемых структур в течение последних лет не избежал эксцессов, связанных с незаконным отчуждением и перераспределением собственности. Мы с вами знаем о том, что с момента смены руководства Газпрома последовал целый ряд системных решений, обеспечивших возврат активов этому холдингу. Эти примеры известны, они имеют место не только на территории Уральского федерального округа. Мы считаем действия руководства Газпрома в этой части правильными и оказываем конкретную поддержку в решении этой задачи. В настоящее время возбуждено и расследуется ряд уголовных дел, связанных с проведением незаконных операций по отчуждению и перераспределению собственности Газпрома. Они сейчас расследуются. И эта работа будет активизирована. Речь здесь не идет о том, что таким путем власть поддерживает Газпром и осуществляет протекционистские действия, речь идет о пресечении экономических преступлений." Что такое Газпром и каково его влияние на политические и экономические процессы, происходящие на Ямале, особо пояснять, думается, нет смысла. /Накануне.ру опять же писало об этом - Собирание газовой вертикали 03.10.2003г./
А перераспределением собственности газового монополиста, о которой говорил полпред, активнейшим образом в свое время занимались известные на Ямале люди. В частности ныне действующий, а на полуострове многие считают, определяющий всю экономику газовой провинции России да и политическую обстановку в отличие от самого губернатора хорошо контролирующий вице-губернатор Иосиф Левинзон и баллотирующийся по тюменскому избирательному списку "единороссов" Леонид Симановский. Официальной информации о происходящей на Ямале работе правоохранителей и о вопросах, которые они задают или намерены задать этим персонам получить просто невозможно. Слишком хорошо здесь контролируется процесс информирования населения о деятельности властных структур. А неофициально, это, говорят, все слухи и домыслы. Так вот неофициальные слухи упорно твердят, что Симановский весьма заинтересован в получении депутатской неприкосновенности. Идти под вывеской "Единой России" за желанным иммунитетом, конечно, гораздо более привлекательно, чем биться за мандат по округу. Популярность не та. А тут еще нефтеюганские нефтяники помнят и всем рассказывают, как в бытность свою вице-президентом ЮКОСа говорил им в ответ на требования выдачи заработанных денег, мол, ничего, мол, если скажем вам землю есть, то и будете-таки есть. Но это, конечно, только слухи.А вот то, что у Симановского есть давний и хороший опыт работы с властными элитами - факт. Иосиф Левинзон, про которого в одном из интервью Симановский прямо сказал:" Мы не можем не поддерживать отношений с Иосифом Левинзоном, так как он является заместителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Естественно, мы поддерживаем отношения с руководителями региона, в котором работаем," - не исключение. Столь же деловые отношения связывали Леонида Симановского и с первой леди Самарской области женой губернатора Титова Натальей Титовой. Она даже трудилась одно время в компании "Люкойл-раст", принадлежавшей ему.
Но да не о личностях все-таки речь. Речь о накаленной политической атомсфере. Накалена до того, что ямальская элита даже устами, правда, не своих а екатеринбургских интернет-проектов "наезжает", как теперь говорят, на замов Миллера и полпредских людей. Кстати, сам полпред так откомментировал слухи относительно далеко идущих политических планов своего зама: "Планов выдвижения на пост губернатора ЯНАО у Михаила Николаевича Пономарева - моего заместителя нет. И он лично не тяготеет к такому решению."
Если подвести временную черту под хитросплетениями процессов в Тюменской "матрешке", то на данный момент напрашивается два вывода. Общее горе /урезание бюджетов субъектов, исходя из нового формата перераспределения налога на добычу полезных ископаемых/ сближает. Губернаторы сели за стол переговоров, в голос стали заявлять о необходимости единой позиции и выработке единой точки зрения в отстаивании своих финансов. И второе. Политические процессы, идущие внутри трех составных частей нефте-газоносной житницы России, оказывают и еще окажут серьезное влияние на ход переговорного процесса по разделению властных полномочий. Идет непростой процесс перестройки и самих элит, и их идейного наполнения, и, конечно, пиар-сопровождения. Процесс продолжается, мы намерены его отслеживать и информировать своих читателей.
Тюмень - Екатеринбург