Северный триумвират forever...
Накануне российский президент повстречался с главами нефтегазовых регионов. В минувшую пятницу Юрий Неелов докладывал Владимиру Путину и, естественно, Алексею Миллеру о "социально-экономическом положении" на Ямале, а вчера - 15 февраля Александр Филипенко удостоился похвалы из уст главы государства за невиданный в России оптимизм югорской демографии и весьма достойные заработные платы как бюджетников, так и нефтяников Югры.
Ну, встретились и встретились. Что ж тут необычного? Президент постоянно общается с российскими губернаторами. Это называется на языке протокола - рабочие встречи. Пресс-релизы сухи, что говорилось главного, обычно остается за кадром президентского пула корреспондентов, фотокорров и операторов. Но эти февральские визиты для обоих Васильевичей все-таки не просто рабочие встречи. У губернаторов Югры и Ямала в конце марта истекает срок губернаторских полномочий, о чем мы уже писали. И именно в этом контексте рассматривают абсолютно все заинтересованные эксперты минувшие встречи глав Югры и Ямала с президентом.
Есть, правда, маленькое отличие. По будущему главе Югры свои предложения полпред Петр Латышев уже направил в Кремль, в президентскую администрацию, а по главе Ямала пока такой информации не было. Как известно, в югорском списке имеется две фамилии - Филипенко и Сидоров. То, что Филипенко останется номером 1, теперь, после встречи с Владимиром Путиным, практически ясно. Как и то, что Александр Сидоров - мэр города Сургута получил все шансы быть переизбранным на свой пост в марте 2005 года, при этом попав в обойму уже не окружных , а федеральных политиков.
Осмелимся предположить, что и по Ямалу номер один теперь определен - это нынешний губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. А вот по второму кандидату интрига сохраняется. Любопытно, что центральные информагентства специально отметили лишь одну деталь встречи главы государства и Юрия Неелова. То, что губернатор Ямала сообщил:"Главный вопрос, который стоял у нас, мы решили – подписать с Тюменью договор до 2010 года о разграничении полномочий". Менее любопытно, но не менее значимо и то, что в этот же день Юрий Васильевич уточнял с главой "Газпрома" Алексеем Миллером некоторые вопросы и положения пролонгированного в конце 2004 года соглашения о социально-экономическом сотрудничестве газового концерна и региона, коим потребовалась, как сообщала пресс-служба губернатора "детальная проработка". Ну, то, что детальная проработка вопросов взаимоотношений будущего губернатора Ямала и газового монополиста требуется перед грядущим назначением, вообще-то для всех более-менее посвященных в проблематику газовой кладовой страны и непростую историю партнерства по линии Неелов - Миллера, является аксиомой.
А вот относительно слов Неелова о договоре с Тюменью, произнесенных перед президентом, стоит поговорить подробней. Рискнем предположить, что означает это, кроме все более отчетливого сближения позиций Ямала и Тюмени, еще и то, что вторым в списке, который полпред отправит в президентскую администрацию, будет фигурировать какая-то фамилия из администрации Собянина. Хотя до сих пор неофициальные источники однозначно утверждали, что это будет глава "Тюменьтрансгаза" Павел Завальный. Но опять же беремся утверждать, что как бы там ни было, а утверждение Юрия Неелова на посту главы Ямала - теперь дело времени.
Небезынтересно и то, что ситуация с назначением Неелова формируется технологически как бы "наоборот". На наш взгляд, это объясняется прежде всего тем, что политику и экономику Ямала определяет мнение "Газпрома". Какие именно в этот раз происходили консультации в столице по вопросу подтверждения полномочий Юрия Васильевича, точно известно, конечно, лишь самим участникам процесса. Но, учитывая, что в Москве у ямальского губернатора кроме прямых рабочих связей с верховными правителями "Газпрома", есть и добрые приятели, вспомнить того же Михаила Пономарева - бывшего заместителя уральского полпреда, а ныне заместителя главы Министерства регионального развития /согласитесь, прямо по профилю ситуации в регионах/, то не трудно предположить, что и их доброе слово сыграло свою роль.
И, наконец, стоит упомянуть в связи с прояснением ситуации в Югре и на Ямале и предстоящее голосование в Тюменской областной думе по внесенной президентом кандидатуре на пост губернатора Тюменской области - Сергея Собянина. Заседание тюменских депутатов будет происходить как раз завтра - 17 февраля.
Что ж, вроде бы все с северным губернаторским триумвиратом УрФО ясно. Но нам кажется интересным еще раз попытаться проанализировать, а почему данное статус-кво сохраняется? Уже как назначенное главой государства. Причин несколько. И все они в принципе лежат на поверхности. При этом мы ни в коей мере не утверждаем, что нет и не будет больше неких подводных течений, в том числе и инициированных из столицы. Но сейчас не об этом.
Во-первых, точка с назначением Собянина, Филипенко и Неелова, когда она наконец случится, будет совершенно логичным итогом драматического, но завершившегося подписанием трехстороннего договора, который происходил в Тюменской области, Югре и на Ямале в 2004 году. Именно тогда центральная власть убедилась, как говорится на практие, что позиции всех трех губернаторов сильны, как в территориях, ими возглавляемых, так и в столичных кулуарах, влияющих на суммирующий вектор решения.
Надо ли в таком случае в сегодняшней ситуации с назначением-избранием губернаторов снова будоражить регионы, обеспечивающие львиную долю российского бюджета "засылкой" новых лиц в руководящие кресла? Конечно, кому-то, возможно, и надо. Но результат будет совершенно не предсказуемым. Зачем же так рисковать, когда тут итак хлопот с монетизационными реформами, кои г-н Жириновский, предложил более таковыми /реформами/ не именовать, не оберешься?
Во-вторых, перемены фамилий в трех слагаемых северного успеха сегодня не нужны никому из самих губернаторов. Отношения Александра Васильевича, Сергея Семеновича и Юрия Васильевича имели непростую историю. Но они знают друг друга отныне достаточно хорошо, дабы уметь находить решения даже в крайне драматичных ситуациях. А любой новый фигурант, который априори будет "ближе" к Кремлю, нежели каждый из оставшихся, всерьез разбалансировал бы сложившееся статус-кво. И кому это надо сегодня?
В-третьих, а надо ли сегодня тому, что принято именовать федеральной властью, усиление позиций одного из трех губернаторов перед двумя оставшимися? Раз уж процесс, вызванный ФЗ№95, не завершился слиянием в Большую Тюмень, а привел к самоликвидации термина "тюменская матрешка", подразмевавшим нечто напряженное и грозящее слиться в единицу, то, вполне возможно, что грамотные столичные люди решили больше не настаивать на слиянии а-ля Пермская область. Ведь это и впрямь сегодня на фоне постоянных "карканий" западных оракулов о неминуемом развале страны на отдельные части, подлежащие освоению цивилизованными менеджерами, говорящими только на английском языке, не безопасно. "Отломить" кусочек в виде 90%-ной добычи газа и 65%-ной добычи нефти, если все это будет управляться одним региональным главой, гораздо проще, нежели иметь трех контрагентов, связанных весьма серьезными договоренностями с центром.
А то, что договоренности, условия и правила на обозримое будущее проговорены на самом высоком уровне с каждым из губернаторов отдельно, совершенно ясно. Вертикаль власти укреплена напрямую и через полномочного представителя, экономические и социальные показатели в хорошем состоянии, в Югре вообще, есть чем гордиться /считанные российские регионы могут похвастаться плюсовой естественной демографией/ отдельно, так чего бы еще желать?
Разве что трудовых усилий от Александра Васильевича, Сергея Семеновича и Юрия Васильевича на благо задач дня -увеличения добычи нефти и газа, обеспечения социальной стабильности и достойного уровня жизни земляков, слаженного сотрудничества между собой и администрациями, ими возглавляемыми, и проведения в жизнь стратегических установок верховной власти.