Сколько стоит человеческая жизнь?
После череды летних авиакатастроф, унесших сотни человеческих жизней, государство наконец задумалось: а сколько же стоят эти потери? Понятно, что все материальные убытки можно посчитать. Но вот как в России оценивается человеческая жизнь? Ответ – по-разному. Причем зависит это зачастую от того, самолет какой компании попал в аварию, в каком регионе авария случилась, и даже от того, насколько часто упоминалась катастрофа в СМИ. В общем, как бы цинично это не звучало, "как повезет". Хотя "везет" – не многим. Понятно, что в момент трагедии родственники и близкие погибших (как показывает практика, в авиакатастрофах выживают единицы) не задумываются о компенсации. И все же, суммы, предлагаемые чиновниками и авиаперевозчиками, кажутся ничтожно маленькими. А потом, когда родственники начинают в судебном порядке добиваться компенсаций, общество возмущается: "у них близкие погибли, а они только о деньгах и думают".
За границей дела обстоят иначе. Все решается путем мировых соглашений, редкие дела доходят до суда. Компенсации настолько велики, что родственники могут до конца жизни на них безбедно жить. Однако это гораздо выгоднее, чем платить по суду. |
Родственникам погибших в авиакатастрофе под Донецком (на борту было 170 пассажиров), власти Санкт-Петербурга изначально назначили компенсацию в 100 тыс. руб. Однако администрация Краснодарского края предложила повысить эту сумму до 300 тыс. руб. Конечно, Петербург не стал припираться и выплатил родственникам еще по 200 тыс. руб. Но далось ему это не легко – недостающие суммы пришлось брать из федерального и городского бюджетов,
Не трудно пересчитать и понять, что в этом случае человеческую жизнь оценили в сумму, чуть большую, чем $11 тыс.
Другой пример. На днях адвокаты пострадавших в авиакатастрофе в аэропорту Иркутска в еще в июле 2006 г, обратились в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку по поводу неразберихи, возникшей вокруг юридического адреса перевозчика – авиакомпании "S7" (авиакомпания "Сибирь") – которому принадлежал самолет, попавший в аварию. Цитата из заявления:
"Второго октября 2006 г состоялось предварительное слушание по делу. Авиакомпания представила суду следующие документы: выписка из ЕГРП, Устав и свидетельство о регистрации. Из указанных документов следует, что ОАО "Авиакомпания "Сибирь" находится по адресу: 633115, Новосибирская обл., г. Объ-4. Никаких иных данных в адресе ОАО "Авиакомпания "Сибирь" не имеется. Согласно официальному сайту администрации Новосибирской области территория Новосибирской области состоит из 30 районов и городов Бердск, Искитим, Обь, Новосибирск, р.п. Кольцово. Никакого территориального образования с названием "г. Обь-4" не существует. Как правило, цифровое обозначение применяется к закрытым территориальным образованиям или стратегическим объектам. В связи с чем, представленные суду документы и указанный в них юридический адрес ответчика вызывает сомнения в факте законности регистрации организации ответчика – ОАО "Авиакомпания Сибирь", тем более что на официальном сайте авиакомпании указан другой адрес".
Конечно, это всего лишь мнение стороны истца в судебном разбирательстве, но оно о многом говорит. Чтобы добиться компенсаций пострадавшим приходится обращаться в суд, который, как видно, затягивается, причем причины этого любому нормальному человеку покажутся абсурдными.
И это далеко не единичный случай, когда пострадавшие месяцами ждут компенсаций. А потом оказывается, что судебные издержки перекрывают компенсации в несколько раз.
Печально, что для принятия решительных мер государству необходимы были примеры стольких катастроф. И опять довольно циничный вывод: если предотвратить катастрофы невозможно, то давайте хоть компенсации повысим. Естественно, что никто из чиновников прямым текстом так не скажет, но мысль напрашивается сама собой. |
И государственные мужи активно принялись решать эту проблему. И опять же идеи государства нельзя назвать новыми. Помимо того, что о повышении страховых выплат говорили пострадавшие, их адвокаты и правозащитники, предлагали такие увеличения и сами страховщики. Еще в 2005 г всероссийский союз страховщиков (ВВС) и российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС) выступили за приведение Воздушного кодекса РФ в соответствие с европейскими нормами в части страхования ответственности авиаперевозчиков.
Поясним, по российским законам максимальная сумма страховых выплат составляет 100 тыс. руб. В апреле 2004 г Европарламент и Совет Евросоюза приняли постановление, по которому минимальные требования по страховой ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами составляют до $300 тыс. на пассажира. РААКС предложила федеральной службе по надзору в сфере транспорта (ФСНТС) изменить Воздушный кодекс и увеличить сумму страховых выплат в случае гибели пассажира в 100 раз – до 10 млн руб. О необходимости повышения компенсаций не преминул заявить и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Правда, про конкретные суммы он не говорил: "Необходимо выровнять размер страховых выплат на международных и внутренних линиях. Но главная наша задача – работать так, чтобы эта страховка, какой бы большой она не была, никому никогда не понадобилась". Да никто, собственно, и не возражает. Вот только с задачей, которую озвучил министр, наша страна пока не справляется.
И снова не самый гуманный вывод (хотя с какой стороны посмотреть) – оценивать человеческую жизнь надо, причем как можно дороже. "До тех пор, пока в России несовершенен институт возмещения вреда пострадавшим, парк самолетов будет устаревший. Невыгодно вкладывать в модернизацию производства, самолетостроение, эксплуатацию воздушных судов", - считает вице-президент федерального союза адвокатов России, академии РАЕН Игорь Трунов. Он же приводит в пример США и Великобританию, где еще в 30-е годы прошлого века было замечено: когда растут суммы возмещения вреда, связанного с гибелью человека в авиакатастрофе, рынок отвечает на это вложением средств в безопасность и качество техобслуживания, модернизацию. Зарубежные ученые вывели и формулу, по которой можно рассчитать цену человеческой жизни. В настоящее время министерство транспорта США повысила условную оценку стоимости человеческой жизни. Теперь с поправкой на инфляцию она возросла до $3 млн. "Выгоднее летать на хороших самолетах, чем платить за жизнь человека", - делает вывод Игорь Трунов.
Итак, что же решило государство? На закрытом "правительственном часе", который прошел в Совете Федерации на прошлой неделе, обсуждалась тема состояния воздушного транспорта и меры по обеспечению безопасности полетов и повышению конкурентоспособности отечественной авиации, сообщили Накануне.RU в пресс-службе сената. С докладом выступал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он рассказал, что сумма страховки, предложенная на координационном совещании по авиапрому, прошедшему накануне, составляет $75 тыс. против нынешних трех с половиной. Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов тут же заверил, что законодатели готовы поддержать эту инициативу в максимально короткие сроки после внесения на рассмотрение Правительством. "Эта сумма страховки соответствует выплатам в странах с аналогичным социально-экономическим положением", - заявил Миронов. По мнению Председателя СФ РФ, это станет "дополнительным стимулом" для авиакомпаний, заставит их заниматься вопросами безопасности полетов – следить за состоянием техники и за качеством топлива". С одной стороны, все предельно ясно – государство увеличит размеры выплат более чем в 20 раз. С другой стороны, появляется целый ряд вопросов. Во-первых, печально осознавать, что "сумма соответствует выплатам в странах с аналогичным экономическим положением". Положение, как известно, у России, не самое лучшее. То есть ровняться нам надо не на те же США, а на страны "попроще". Интересно, как отреагируют перевозчики на то, что теперь им нужно обеспечивать европейский уровень (а как же, страховки-то повысят!), при этом выплаты будут "немного меньше" чем в Европе. Во-вторых, непонятно, что подразумевал Миронов под словосочетанием "дополнительный стимул". А разве сейчас у авиапрома и перевозчиков есть другие стимулы? Ведь к ним явно нельзя отнести, например, повышение цен на топливо. И главное: кто возьмет на себя расходы? Если государство просто увеличит сумму компенсаций (100 тыс. руб. сейчас выплачиваются из федерального бюджета), которые оно само выплачивает, то каким образом это может повлиять на ответственность компаний? Если компенсации будут выплачивать сами перевозчики, то не отразиться ли это на цене билетов?
В авиакомпаниях, похоже, тоже не очень четко представляют механизм расчетов страховых выплат, которые предлагает государство. "С таким вопросом лучше обращаться к разработчикам этой инициативы, - пояснили Накануне.RU в пресс-службе авиакомпании "S7", – У крупных авиакомпаний, которые летают за границу, страховые выплаты составляют много миллионов долларов. Потому что, во-первых, все международные рейсы страхуются, а во-вторых, у нас есть и гражданская ответственность. Пассажиры страхуются на очень большие суммы. Авиакомпании страхуют свой бизнес". Также в авиакомпании полагают, что вопрос обеспечения безопасности полетов лежит в другой плоскости. "Самолеты разбиваются вне зависимости от того, застрахован он или не застрахован", - заявили Накануне.RU в пресс-службе.
Похожий комментарий нам дали и в авиакомпании "ВИМ-АВИА". "Компании, скажем так, "первой десятки" страхуют пассажиров независимо от тарифов, установленных российским законодательством, так как суммы выплат превышают те, что установлены законом", - рассказали Накануне.RU в пресс-службе компании. Получается, что новые тарифы страхования не сильно отразятся на ценах крупных компаний. Скорее, это может повлиять на ценовую политику небольших перевозчиков.
А источник в одной из авиакомпаний сообщил Накануне.RU, что помимо всем известных предложений об увеличении страховых выплат были и предложения прямо противоположные. "Было предложение запретить страховки для авиакомпаний, исходя из логики: если самолет не застрахован, то перевозчик понесет огромные убытки в случае авиакатастрофы. И поэтому компании будут вынуждены заботиться о рабочем состоянии своих самолетов", - рассказал собеседник Накануне.RU.
Неприятно, конечно, что из-за цены человеческой жизни опять торгуются. Ведь наверняка найдутся те, кто скажет, что $75 тыс. – слишком накладно для экономики страны.
И с компаниями в чём-то можно согласиться – количество авиакатастроф нельзя напрямую связывать с суммой страховки. Ведь не секрет, что в последнее время немалая часть аварий происходит из-за так называемого "человеческого фактора". А пилоты вряд ли будут летать лучше, если узнают, что в "случае чего" их семьям заплатят в 20 раз больше. Им бы лучше больше летных часов во время обучения, тогда и падать ничего не будет.
"В России не существует официально признанной и хоть сколько-нибудь адекватной методики определения стоимости человеческой жизни, в то время как она просто необходима для расчетов компенсаций и материальной помощи жертвам всевозможных катастроф и терактов. При этом Правительство нашей страны оценивает стоимость человеческой жизни дешевле стоимости элитного щенка", считает Игорь Трунов.
Получается, что неоспоримый постулат "жизнь человека – бесценна" интерпретируется в нашей стране как "ничего не стоит". Вывод напрашивается сам собой – иногда лучше посчитать стоимость живого человека, чем оплакивать мертвого. |