Нефть партии
О судьбе "отработанных" месторождений нефти и газа сказано много и давно. Звучали и обвинения в адрес крупных компаний, что они бросают скважины, выкачав из них всего лишь половину нефти, самой легко извлекаемой. Слышны были и контраргументы, что при нынешнем законодательстве и налогообложении добывать остальное - значит работать себе в убыток и, в итоге - разориться. Дискуссии вокруг этой проблемы велись не один год и вот, похоже, в конце не слишком, казалось, перспективного тоннеля замерцал первый луч практической реализации сложного проекта. Югорские единороссы объявили, что под их патронажем успешно завершен эксперимент, который будет иметь большое значение для всей российской экономики. На базе специально созданной нефтяной компании доказано, что аренда старых, простаивающих без дела нефтяных скважин - вполне перспективная ниша малого и среднего нефтяного бизнеса.
В политсовете Ханты-Мансийского регионального отделения партии заявили, что "Югорская нефтяная компания", созданная в январе этого года при поддержке партийцев - достойный образец для формирования малых нефтяных компаний будущего. "Мы на практике сумели доказать, что для успешного ведения бизнеса малым нефтяным компаниям совсем не обязательно покупать лицензионные участки. Нефтяные холдинги, - владельцы большинства российских месторождений, - и компании, подобные "Югорской нефтяной", могут и должны работать сообща на участках с так называемой "трудной" нефтью. Как правило, скважины там уже были когда-то пробурены, но потом их законсервировали. У компаний "малой нефтянки" со специализацией добычи нефти на старых, малодебетных скважинах с трудноизвлекаемыми запасами – большое будущее. Если говорить упрощенно, аренда скважин – это выгодный бизнес. Предпринимателям, у которых нет миллиардов долларов, но есть желание работать с нефтью, стоит взять эту идею на вооружение. Партия "Единая Россия" готова и дальше помогать становлению и развитию в нашем округе малого и среднего нефтяного бизнеса", - заявил член окружного политсовета и куратор всех нефтяных проектов единороссов Сергей Великий.
"Нефть партии"
Проект создания "Югорской нефтяной компании" (о нем стало известно в октябре 2004) с самого начала реализации привлек внимание общественности. Активное участие в этом деле "Единой России" создавало определенную интригу. Появилось предположение, что единороссы ищут пути наполнения партийной кассы. Шутники дали этому проекту многообещающее название: "нефть партии" (по аналогии с известным выражением "золото партии"). Партийные лидеры опровергали слухи о том, что "Югорская нефтяная компания" создается для финансирования Ханты-Мансийского регионального отделения "Единой России". Александр Сидоров, секретарь политсовета югорских единороссов, так в то время комментировал все разговоры на эту тему: "Начиная работать над созданием "Югорской нефтяной компании", мы ставили следующую задачу — создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Почему нефть? Потому что это основная отрасль экономики ХМАО и нефтедобыча занимает удельный вес в 87% в округе. Практика стран -мировых производителей нефти показывает, что на удельный вес промышленной продукции приходится 40% продукции малого и среднего бизнеса. У нас в стране до 2004 года этот показатель был на уровне 10%, а затем произошло снижение до 7%. Мы категорически с этим не согласны и считаем, что присутствие малого и среднего бизнеса должно находиться в конкурирующей форме с крупными структурами. Вот над этим мы работаем. Мы рассматриваем вопросы, связанные с региональным и федеральным законодательством. Это целый комплекс вопросов. Я твердо уверен, что тот фонд низкодебетных скважин, который есть в округе, должен быть задействован с применением новых технологий. А эти технологии выгодны для малых компаний. Никто не говорит о том, что ханты-мансийское отделение создаст свою компанию и будет зарабатывать деньги на нефти".
Однако, разговоры о "нефти партии" не утихали. Сами единороссы связывают это с нехваткой информации. Куратор всех нефтяных проектов Ханты-Мансийского регионального политсовета партии Сергей Великий так объяснил эту ситуацию: "Иногда возникали опасения, что идею не удастся реализовать полностью. Поэтому в некоторых случаях мы сознательно ограничивали информацию о проекте: чтобы проще было работать на первом этапе. Мы понимали, что за созданием "Югорской нефтяной компании" - большое будущее для всей нефтяной отрасли. И дело, конечно же, не в самой "Югорской нефтяной". Эта компания должна была стать образцом, на основании которого можно было судить о жизнеспособности идеи привлечения в отрасль бизнесменов, не обладающих лицензией на разработку месторождений. Теперь, когда стало ясно, что "идея пошла" мы готовы, что называется, "открыть карты", поделиться опытом и информацией со всеми желающими".
Как работает "компания будущего"
От Нижневартовска до Повховского месторождения ехать 4 часа. По пути специалисты охотно делились информацией и особо подчеркивали, что готовы поделиться опытом аренды скважин со всеми желающими.
На месте нефтедобычи чистота и порядок. Никаких нефтяных пятен или подтеков.У рабочих, обслуживающих современное оборудование – вахтовый метод. Приезжают из Нижневартовска на 15 дней, а затем полмесяца отдыхают дома. Живут в бытовках, получают среднюю по меркам региона зарплату. Т.е. работа предприятия налажена по принципу "как у всех".
Главное отличие "Югорской нефтяной компании" от других - использование современных технологий нефтедобычи, которые позволяют эффективно, в том числе и с экономической точки зрения, дорабатывать скважины, оставленные крупными нефтяными компаниями как низкорентабельные. Здесь используют безопасные с точки зрения экологии гидроприводные станции. Специалисты говорят, что у такого оборудования на несколько порядков ниже риск возникновения внештатных ситуаций, связанных с негерметичностью трубопроводов и наземного оборудования. Еще один плюс новых технологий – станции работают без капитального ремонта десять лет после установки. А гидроприводный способ обеспечивает межремонтный период скважин от 3 до 5 лет. По словам мастера участка Повховского месторождения Дениса Москалева , использование новых технологических приемов нефтедобычи быстро окупает себя. Скважины ЮНК простаивают не более 50 часов в год, тогда как при традиционных технологиях нефтедобычи простои могут длиться неделями. Вся добытая нефть идет в нефтесборник трубопровода компании "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь".
По оценке специалистов, чтобы начать подобный бизнес надо иметь не менее 28 миллионов рублей стартового капитала. По меркам не нефтяного бизнеса это немало, однако, с точки зрения традиционной нефтедобычи – сумма, действительно, незначительная.
Сергей Великий особо подчеркивает, что на первом этапе реализации проекта не было задействовано ни копейки привлеченных у банков или бюджетных денег. Однако, по его словам, без банковского кредитования малому нефтяному бизнесу продолжать наращивать производственные мощности будет проблематично: "Сегодня "Югорская нефтяная компания" ведет непростые переговоры с Ханты-Мансийским банком. Несмотря на то, что за этим проектом стоит партия власти, несмотря на то, что ЮНК показывает просто великолепные хозяйственные результаты, кредита компания пока не получила. Думаю, за всем этим – элементарное отсутствие у банка опыта кредитования такого реального сектора экономики, как малый нефтяной бизнес ".
По утверждению единороссов, в дела компании партия не вмешивается и советов по ведению бизнеса не дает. Все вопросы, в том числе привлечение кредитов решают руководители ЮНК. Поддержка "Единой Россией" плана создания "Югорской нефтяной компании" ускорила прохождение первоначальных этапов переговоров и согласований. Но затем проект стал жить самостоятельной жизнью. На этом этапе и проверялась жизнеспособность идеи.
Компания была создана в декабре 2004 года тремя бизнесменами, в том числе и членами регионального отделения "Единой России". В основе – только частные инвестиции. С января по апрель 2005 ЮНК вела подготовительные пусконаладочные работы. Первая нефть была добыта в мае этого года.
Пока у ЮНК заключен договор только с "ЛУКОЙЛом". Однако, как говорит мастер участка Повховского месторождения Денис Москалев, ведутся переговоры и с другими холдингами . Но это – перспектива расширения бизнеса. Пока же у ЮНК – 16 арендованных скважин на Повховском месторождении. По словам Дениса Москалева, к концу этого года число арендованных у "ЛУКОЙЛа" и вновь запущенных в эксплуатацию скважин вырастет до 50.
Несовершенство законов против "малой нефтянки"
"К основным проблемам, препятствующим развитию малого и среднего нефтяного бизнеса можно отнести несовершенство существующего законодательства о недропользовании, где нет четкого определения статуса малой и средней компании и регламента ее деятельности, - комментирует ситуацию Сергей Великий. - Мешают отрасли и отсутствие механизмов дифференцированного подхода к налогообложению при эксплуатации запасов различных категорий сложности. Осложняет развитие "малой нефтянки" монопольная политика вертикально-интегрированных нефтяных компаний в вопросах допуска "независимых" к существующей инфраструктуре трубопроводов, энергосистем и объектам нефтепереработки. К тому же нет специального закона "О мелком и среднем предпринимательстве в нефтяной и газовой промышленности», а так же ряда других нормативных документов".
Единороссы, будучи основной политической силой в федеральном и большинстве региональных парламенов, стараются эту ситуацию исправить. Ведь очевидно, что без привлечения в отрасль малых и средних нефтяных компаний невозможно до конца использовать ресурсы месторождений. Крупные холдинги на территории автономного округа владеют сегодня почти 80% лицензий на право пользования недрами, но, как правило, извлекают так называемую "легкую нефть". На "трудную нефть" этих месторождений теперь могут претендовать малые нефтяные компании.