СМИ в интернете уступают популярность коммерции
Каждый четвертый сайт российского интернета чем-нибудь торгует, каждый четвертый пользователь что-нибудь продает.Уровень развития интернет-индустрии можно охарактеризовать множеством показателей – только в статистике Европейского союза их более 30. Среди основных параметров – общее количество пользователей интернета в стране, объем регулярной аудитории, число домашних и корпоративных пользователей, число хостов (компьютеров, подключенных к интернету), число абонентов широкополосной связи, число ресурсов, использующих SSL-протоколы, и общее число сайтов. Сравнение этих показателей в разных странах позволяет понять тенденции и общее состояние новой коммуникационной среды.
Российский сегмент интернета растет и количественно, и качественно. В киберпространство приходят новички, а более опытные пользователи предлагают новые виды активности и расширяют возможности интернета. Они все чаще воспринимают сеть как средство для быстрого и удобного решения практических задач и стремятся расширить круг этих задач, тем самым порождая спрос на новые, более качественные и разнообразные сервисы. В результате существующие ресурсы стремятся расширять спектр предоставляемых услуг, встречая серьезную конкуренцию со стороны вновь созданных проектов.
Общий объем российского сегмента сети проще всего измерить с помощью рейтинга Rambler’s Top100 (http://top100.rambler.ru). Общее количество участников этого рейтинга за год выросло на 19% и к июлю 2005 года составило 146,8 тысячи активных сайтов. Под активными сайтами имеются в виду ресурсы, где за неделю побывал хотя бы один посетитель. В семи категориях прирост за год превысил 30%, в 23 – превысил 20%.
Быстрее всего увеличивалась численность ресурсов в категориях сектора "Товары и услуги". Из десяти самых быстрорастущих категорий Rambler’s Top100 пять относятся именно к этому сектору: "Строительство" (39% прироста с июля 2004 по июль 2005 года), "Недвижимость" (37%), "Товары и услуги" (35%), "Реклама" (32%) и "Электронная коммерция" (23%). Общее число сайтов в категории "Товары и услуги" превысило 11 тысяч, в категории "Строительство" – 6 тысяч. Если же сохранятся 35-процентные темпы роста в более специализированной категории "Строительство", то уже к 2008 году в рунете появится 10 тысяч строительных сайтов.
В то время, как число сайтов, посвященных строительству и недвижимости, бурно растет, в одной из самых популярных категорий рейтинга – "СМИ и периодика" – рост практически отсутствует. Летом 1999 года число информационных ресурсов почти втрое превосходило число ресурсов в категории «Недвижимость», однако к лету 2005 года риелторских сайтов в интернете стало заметно больше, чем газетных.
Интернет как СМИ относительно освоен уже с начала этого столетия. Во многом дальнейшее развитие категории будет связано с продвижением широкополосной связи, а также с развитием самой культуры пользования сетью. А вот в промышленности и торговле все наоборот: оказалось, что для продажи недвижимости и стройматериалов интернет открывает совершенно новые возможности.
Эту тенденцию иллюстрирует и количественный бум в категории "Строительство". Особенно заметен рост числа строительных сайтов по сравнению с более умеренной динамикой в развлекательном секторе. Например, в одном из самых старых и крупных развлекательных разделов рунета – музыкальном. В 1999 году в российском интернете было в пять раз больше музыкальных ресурсов, чем строительных – 1097 против 239. Но число строительных ресурсов росло существенно быстрее и в настоящее время почти вдвое превосходит число ресурсов музыкальных – 6124 против 3708. При этом строительные сайты пользуются относительно умеренной популярностью – не более 10 тысяч посетителей в день, а музыкальные ресурсы ежедневно посещают до 40 тысяч человек.
Российский интернет растет и качественно. Это наглядно демонстрируют устойчиво высокие темпы роста в трех категориях – "Фото", "Игры" и "Электронная коммерция". Активное развитие таких сайтов указывает на рост проникновения широкополосной связи и конвергенцию технологий. В качестве примера можно взять категорию "Фото". За год она выросла на 33% – это связано с тем, что все больше пользователей интернета пользуются цифровыми фотоаппаратами. Так, 46% из 49 тысяч пользователей рунета, принявших участие в февральском опросе на портале Rambler, ответили, что владеют цифровыми фотоаппаратами, в то время как 37% оказались владельцами пленочных камер. Еще у почти 8% опрошенных цифровая камера встроена в мобильный телефон.
Аналогичный опрос, проведенный в июле, продемонстрировал чрезвычайно быстрое изменение этих показателей. Доля обладателей цифровых фотоаппаратов выросла до 62%, доля обладателей пленочных – упала до 21%, а мобильный телефон со встроенной камерой есть уже у 9% пользователей сети. Разумеется, речь идет только о тех, кто принял участие в опросе, однако изменение соотношений говорит само за себя. По данным исследовательского агентства iKS-Consulting, рост продаж цифровых камер в 2004 году составил 265%, а общие продажи в 2005-м ожидаются на уровне 2,5 млн. камер.
Помимо фотографии, широкополосной связи требуют ресурсы категорий "Игры" (рост числа сайтов на 22%) и "Электронная коммерция" (рост на 23%). Одновременно с этим "Игры" вошли в пятерку самых популярных категорий российского интернета и генерируют 3,3% его трафика. Это означает, что игровых сайтов не просто много – эти сайты еще и пользуются заметным спросом. Суточная аудитория крупнейших из них вплотную приближается к 80 тыс. человек.
Медленнее всего (не более чем на 10% в этом году) растет число сайтов в общественно-политических категориях, а также в категориях, связанных со спецификой интернет-индустрии ("Провайдеры", "Железо", "Компьютеры", "Программы"). Можно предположить, что эти категории уже насыщены ресурсами.
Быстро плодящиеся сайты коммерческой сферы занимают львиную долю российской паутины и продолжают наращивать свое присутствие. Если угодно, можно сформулировать этот факт по-другому: крупнейший сектор – сектор товаров и услуг – одновременно и самый быстрорастущий. Он стартовал позже развлекательного, но к весне 2003 года догнал его по числу сайтов, а затем вышел в лидеры. При этом опережающий рост коммерческого сектора продолжается по сей день. Фактически сегодня каждый четвертый сайт российской сети относится к сектору "Товары и услуги" (по классификации Rambler’s Top100).
Однако рост числа соответствующих сайтов – далеко не единственное доказательство того, что традиционный – и в первую очередь малый – бизнес продолжает осваивать интернет. Об этом свидетельствуют и данные опросов, и опережающий рост числа регистраций доменов на физические, а не на юридические лица, и неослабевающий поток отечественного спама, и высокий спрос на исследования коммерческих секторов рунета.
При этом социально-демографический состав пользователей сети тоже заметно меняется. По данным опросов, проведенных на портале Rambler осенью 2001 года, около 13% пользователей интернета были заняты в торговле и сфере услуг, еще 14% – в промышленности и строительстве. Через три с половиной года, весной 2005-го, картина выглядит совсем по-другому: доля пользователей, занятых в торговле и сфере услуг, возросла почти до 27%, а доля занятых в промышленности и строительстве – почти до 22%. При этом среди пользователей сети стало заметно меньше "гуманитариев" и "ученых": доля сотрудников СМИ упала с 7,5% до 4,5%, а доля работников научной и культурной сфер – с 12% до 4%.
Сегодня типичный пользователь российского интернета – это предприниматель. Из информационной, коммуникационной, развлекательной среды для ученых, журналистов и работников IT-индустрии российский интернет постепенно превращается в розничную торговую площадку. Фактически все обсуждаемые показатели позволяют отслеживать инновационный процесс распространения электронной коммерции в Российской Федерации. Процесс этот оказался продолжительным, что позволяет измерить большое количество статистических показателей – число ресурсов, аудиторию сектора, социальный и профессиональный состав аудитории – и построить количественные модели, предсказывающие дальнейшее поведение этих показателей.