19 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

СНГ: Российские пограничные столбы на таджикском "болоте"

Отрыжка великого распада

Сразу после распада СССР в Таджикистане началась межэтническая война, продолжавшаяся вплоть до 1998 года. По сути, семь лет Таджикистана как государства попросту не существовало. Местечковые лидеры, а зачастую попросту бандиты по "праву сильного" хозяйничали каждый на том куске территории, который сумели "оторвать" в свое пользование. Единственными островками стабильности, если их можно так назвать в ситуации, когда обстрелы не прекращались со всех сторон, оставались российские военные части, которые, по сути, держали круговую оборону. Все это не могло не вызвать бегство из страны русскоязычного населения. Уехали специалисты – промышленность рухнула. Можно сказать, что в Таджикистане сейчас нормально работает лишь одно предприятие -  Таджикский алюминиевый завод, который обеспечивает  экспорт республики  на 55%.

И это при том, что на рубеже 90-х годов в Таджикистане действовало 400 промышленных предприятий, на которых было занято около 215 тысяч рабочих. Теперь - один алюминиевый. Кстати, Таджикистан не столь уж обделен природными ресурсами, как принято думать.  Республика могла бы стать крупнейшим экспортером электроэнергии в регионе, так как по удельным показателям запасов гидроэнергоресурсов занимает первое место в мире, а по абсолютным показателям /300 млрд. КВт/час в год/ - восьмое. Но для этого ресурсы нужно научиться использовать, а собственных средств для такого рода инвестиций у Таджикистана просто нет. Кстати, накануне Такжикистан объявил о фактическом провале плана российского РАО ЕЭС увеличить в семь раз  импорт электроэнергии из Таджикистана. Напомним, российская электроэнергетическая монополия ранее сообщила о готовности увеличить закупки таджикского электричества в 2004 году до 1,4 млрд киловатт-часов с 190 млн год назад. Срыв плана Душанбе возложило на соседний Узбекистан, отказавший в транзите. Министр энергетики Таджикистана Джурабек Нурмахматов сказал, что Узбекистан, на сегодняшний день являющийся единственным коридором для поставок таджикского электричества в направлении России, отказал в транзите, сославшись на перегрузку сетей.

Значит, республика в ближайшей перспективе будет продолжать оставаться преимущественно аграрной. И население от голодной смерти по-прежнему будет спасаться хлопководством, наркотрафиком, да хождением в российские гастарбайтеры и попрошайки.

Для справки: до 40% урожая хлопка в Таджикистане собирают дети, которые получают за свой труд мизерную плату. За 4-5 месяцев хлопковой страды они в среднем зарабатывают менее 20 долларов.

Рахмонов без вариантов

На этом фоне в стране все отчетливее вырисовывается процесс становления авторитарного режима. Эмомали Рахмонов в результате проведенного в июне прошлого года референдума получил возможность продлить свои полномочия вплоть до 2020 года.

Как и следовало ожидать, подавляющее большинство народонаселения Таджикистана отнеслось к этому откровенно наплевательски, прямо следуя окончанию известной русской частушке "…лишь бы не было войны". Тем более, что такое война, там знают не понаслышке. И только не успокоившиеся таджикские диссиденты галдят в западных радиоголосах, предлагая три варианта развития событий /и во всех трех места Рахмонову не находится/. Первый - дворцовый переворот людей из ближайшего окружения президента, которые надеялись, что Рахмонов в 2006-м году уходит, и они придут к власти. Мол, нереализованные амбиции вызывают нездоровые настроения. Второй /самый, пожалуй, для среднеазиатской страны фантастический/ - бархатная революция - массовые забастовки /где?! И так ничего ведь почти не работает!/ митинги, и акции гражданского неповиновения. Третий вариант - вооруженное восстание, которое грозит перерасти в непрекращающуюся повсеместную резню.

Но, как ни странно, любая реализация каждого из этих прогнозов будет только на руку Эмомали Рахмонову, потому что именно в этом случае он всегда сможет сказать и России, и Западу: вот, видите, с кем мне приходится иметь дело, вот, видите - только я могу быть гарантом стабильности. Вот, видите, я борюсь с мировым терроризмом, а мои оппоненты - это и есть террористы. И возразить ему по существу будет нечего. Хочешь, не хочешь - придется "подмогнуть".

Серое "болото" на фоне красных гор

Но все три варианта очень маловероятны. Прежде всего потому, что политический процесс в Таджикистане самый "таинственный" для Запада из всех республик Центральной Азии. С остальными все более-менее понятно: в Туркменистане фанфарами победоносно гремит культ личности Туркменбаши. В Казахстане идет ожесточенная борьба между властями и оппозицией. В Киргизии тоже идет борьба, зачастую выливающаяся в акции протеста. В Узбекистане есть "Хизб ут-тахрир" и так далее. В Таджикистане разобраться - откуда в той или иной ситуации "ноги растут", зачастую с ходу постороннему наблюдателю просто нереально. Сегодня здесь нет серьезной структурной оппозиционной партии или движения. Оппозиционные партии в Таджикистане – безнадежно серые. Таджикистан - это единственная страна в Центральной Азии, а, возможно, и в мире, где с исламистами, /и вооруженными исламистами!/ произошла удивительная метаморфоза - их допустили к пирогу власти, и они вдруг остепенились, чудесным образом превратившись в солидных политиканов. В итоге даже "Исламская партия возрождения" превратилась в полукарманную партию Рахмонова.

Нынешняя активная деятельность президента Рахмонова по нейтрализации своих еще недавно могущественных и авторитетных соратников тоже вполне укладывается в логику борьбы за власть на постсоветстком пространстве. Достаточно вспомнить некоторых его коллег /Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе, Роберт Кочарян/ которые, придя к власти, постепенно избавлялись от своего окружения, способствовавшего их возвышению. Президент Рахмонов в этом вопросе не оригинален. Для прекращения войны в свое время Рахмонов взял перед оппозицией определенные обязательства. А своим полевым командирам он никаких гарантий не давал. Соратники Рахмонова считали, что их заслуги перед ним настолько велики, что он за них не возьмется. Они просчитались...

При всем этом Рахмонов пока умудряется балансировать на краю пропасти, стараясь по мере возможности излишне не раздражать как бывших полевых командиров, /теперь, в большинстве своем, – наркобаронов/ так и Россию, которая в любом случае остается гарантом /военным прежде всего/ его нахождения у власти. Впрочем, даже если "оставить за скобками" гигантский наркотрафик, чисто "пророссийской" его политику тоже не назовешь. В свое время господин Рахмонов играл с Узбекистаном, президента Узбекистана Ислама Каримова называл своим родным отцом. Но "родственные" отношения не заладились. Потом другим его "отцом" был Борис Ельцин. Еще через некоторое время таджикский президент был не прочь заиметь в "приемных отцах" Джорджа Буша. За деньги, разумеется. И так до бесконечности.

"Усыновители", однако, не торопятся

После краха Союза народов нищий Таджикистан мало кого интересовал. Так было до 11 сентября. С сентября 2001 года после террористических акций в Вашингтоне и Нью-Йорке, международная политика радикально трансформировалась. После начала действий антитеррористической коалиции в Афганистане, место и роль Центральной Азии в мире приобрело стратегическое значение. Интерес к Таджикистану дружно и почти одновременно проявили США, Франция, Британия, ФРГ, НАТО. Даже заговорили о возможном открытии военных баз некоторых западных государств в республике.

В Душанбе оживились, в надежде, что прямым следствием такой заинтересованности будут хлынувшие, как из рога изобилия, денежные потоки. Но оказалось, что инвестиций, способных оживить экономику страны, делать никто не спешит. И вообще, как-то после всплеска интенсивности все тихо сошло на нет. Не иначе - Запад пригляделся, ужаснулся и руками замахал: на фиг, на фиг… Пока присутствие США ограничивается арендой аэропорта в Душанбе и оказанием гуманитарной помощи населению. Как следствие: "Оказалось, что Россия может предложить Таджикистану больше, чем Америка. Президент Рахмонов пришел к выводу, что отношения с Соединенными Штатами ничего ему не приносят. Когда он увидел, что американская финансовая помощь сокращается до уровня, существовавшего до 11 сентября 2001 года, в то время как объем наркоторговли неуклонно растет, а с ней растет нестабильность, когда он увидел, как возрождаются силы воинственного джихада в Афганистане, он понял, что большая часть того, на что он надеялся, не будет осуществлена". / Мердад Хагайехи - профессор политологии Юго-Западного университета в штате Миссури./

Российский интерес

Первое десятилетие независимости характеризуется полной зависимостью Таджикистана от России, основной причиной которого служило гражданское противостояние на таджикской земле. Для Таджикистана главная цель в этот период заключалась в достижении мира. И именно российское военное присутствие послужило гарантией заключения мирного соглашения между правительством и Объединенной таджикской оппозицией /ОТО/. Россия укрепила свои позиции в регионе и сохранила для себя "наследство" советской армии.

В середине 90-х годов, Таджикистан, единственный из республик СНГ, до конца сохранял верность /по привычке или по незнанию/ своему старшему брату, пытаясь остаться в единой с РФ рублевой зоне. Российская же сторона тогда в одностороннем порядке провела денежную реформу. Естественно, это еще больше усугубило и без того непростое экономическое положение республики. Потом Россия помогала кредитами и долг республики вырос до 300 млн долларов. Июнь текущего года уже принес позитив в отношениях Москвы и Душанбе. В ходе переговоров Россия предъявила неплохие козыри. Чего стоит одна угроза возвращения тысяч таджиков на историческую родину. Тех самых, о которых ходит анекдот-объявление: "Небольшая таджикская семья из 12 человек снимет однокомнотную квартиру или комнату. Порядок и чистоту гарантируем".

Шутки шутками, но такой шаг мог бы серьезно подорвать позиции Рахмонова, поскольку львиная доля таджиков живет только и исключительно на денежные переводы от работающих в России друзей и родственников. Годовой бюджет республики оценивается приблизительно в 160 млн. долларов США. А, как отмечает посол России в Республике Таджикистан Максим Пешков,  только за последний год из нашей страны  по одним официальным каналам - через банки - от трудовых мигрантов в Таджикистан поступило 280 млн. долларов. Неофициальные источники говорят о еще более внушительной сумме – 1 млрд. долларов

В итоге президенты пошли на ряд взаимных уступок. Таджикистан отказался предъявлять России счет за дислоцирование на своей территории в течение десяти последних лет 201-й дивизии, а Москва обещала списать 250 млн долларов из 300-миллионного долга Таджикистана по предоставленным в 90-е годы кредитам. Появилась и договоренность по  военно-стратегическому объекту "Окно" - станции космического слежения, она перейдет в собственность России. К слову, уникальность комплекса заключается в том, что географически это единственная точка, которая позволяет наблюдать за космическими объектами в таком широком диапазоне. Американцы тоже имеют подобные комплексы. Но, чтобы достичь эффекта, как в комплексе "Окно", они вынуждены наблюдать за космосом с нескольких континентов. Многие эксперты считают, что по стратегической важности для РФ комплекс "Окно" сравним с "Байконуром".

P.S.

Вот уже четвертый год на постсоветском пространстве несколько стран СНГ пытаются создать единое экономическое поле. Номинальным участником этого процесса является и Таджикистан. Но говорить о том, что он реально хоть как-то влияет на процесс, может либо оголтелый оптимист, либо законченный идиот, что, в принципе, одно и то же.

Бывший южный форпост СССР сегодня нищ, некультурен и неухожен. Стоит добавить и то, что из соседнего Афганистана скалят зубы почему-то не ставшие менее агрессивными с приходом американцев талибы. И еще - героин, героин, героин… Одного взгляда на карту достаточно, чтобы почесать затылок: на кой леший России нужно присутствие в этих чужих горах, где население проживает всего на 7% территории? Может, оно там как-нибудь и без нас рассосется?

Не рассосется, к сожалению. А если Россия уйдет, то брызги от мгновенно лопнувшего равновесия ошметками своими уляпают не только соседей-среднеазиатов, - нам тоже достанется, и весьма изрядно.

Сегодня Россия вынуждена не просто присутствовать в Таджикистане, но - именно контролировать ситуацию. Потому-то и остаются в беспокойном таджикском "болоте" то тут, то там, словно избы на сваях, российские военные базы. Не говоря уж о пограничниках, без которых /это признает не только официальный Душанбе, но и так называемая таджикская оппозиция/ наркотрафик из Афганистана в Среднюю Азию и далее – в Россию хлынет настоящим селевым потоком, сметая на своем пути все и вся.

Именно для того, чтобы этого не произошло, российские пограничники охраняют и будут охранять таджикскую границу. А Кремль, соответственно – поддерживать Рахмонова. По крайней мере, до 2020 года.

            Андрей Кучин, Арина Воронина

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС