Социалка реформируется: сметы долой, переходим на подушевой норматив!
Социальной сфере России вновь грозит реформирование.Испытательным полигоном станет Уральский федеральный округ. По крайней мере, об этом в один голос заявили и уральский полпред Петр Латышев, и вице-премьер Галина Карелова, открывая заседание координационной коллегии, которая случилась накануне в Челябинске.
Обсуждали вопросы реализации федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в самой их чувствительной для людей части - социальной.
Социалка - это такой аспект нашей с вами жизни, который волей-неволей касается каждого. Даже если вы не ветеран и не инвалид, даже если у вас нет детей, даже если вы хронически здоровы и ни под какие льготы в принципе не подпадаете.
И именно этой сфере ныне грозит очередное реформирование. Как сказала вице-премьер с московской пропиской и уральскими корнями госпожа Карелова, социальных обязательств у государства перед гражданами законодательными способами имеется на 6,5 млрд рублей, а реально обеспечены финансами они не более чем 4,5. Отсюда приостановленные в последние годы 32 закона о различных льготах, еще 36 нуждаются в серьезной доработке и совершенно необходимо разобраться с этими соцобязательствами, определить в чьей компетенции - какого уровня власти они должны быть и за счет чего собственно /каких финансовых источников/ их исполнять.
Почему грядущая социальная перестройка напрямую связана с законами из пакета административной реформы объяснять, наверное, в подробностях не надо. Разграничивая сферы предметов ведения между трехступенчатой лестницей: федеральный уровень, региональный и муниципальный, центр решил сразу расправиться и с запутанными социальными вопросами.
Сроки сжатые. Прошедшая коллегия Уральского федерального округа, ударно поработав, предложила некие варианты моделей предстоящих реформ. Вернее, их механизмов для того, чтобы затем их отточили спецы Минфина, Минтруда, Минобра и других социально ответственных ведомств, а затем вынесли на обсуждение всероссийского совещания, которое, по словам Галины Кареловой, пройдет в Москве 6 февраля 2004 года.
Как сказал уральский полпред Петр Латышев, предваряя челябинский разговор, документы по предлагаемым моделям разграничения соцответственности и механизмы наполнения их реальным денежным содержанием уже запросили его коллеги в федеральных округах. Реформироваться-то всем придется, потому уральский опыт и наработки ценны.
Вице-премьер специально отметила, что в принципе окончательно согласованный модельный вариант перестройки в соцсфере должен быть готов по максимуму до 1 апреля 2004 года. Причина не в первоапрельском юморе, а в том, что после начнется реальное формирование бюджета 2005 года, в котором уже будут заложены источники под разработки.
Этапы большого пути таковы: полная оценка всех обязательств /иначе говоря, подсчет сколько, чего и кому государство в своем федеральном, региональном и муниципальном обличии пообещало/, затем пересортировка их в плане - чему красный свет, а чему /каким льготам и соцзадачам/ - зеленый, определение ответственных и жесткая адресность.
Как сказала Карелова, жесткая адресность, принципиальная адресность. Это раз. И "расходные обязательства в социальной сфере должны быть равны доходным источникам" - это два.
Как пример госпожа вице-премьер привела ситуацию с выплатой детских пособий. Оказывается, по исследованиям неких социологов, которые изучали этот вопрос по кремлевскому спецзаказу, не более 40% семей с детьми реально нуждаются в них, остальные получают потому как - положено. Отказников до сих пор не зафиксировано.
Еще один приоритет - переход со сметного финансирования всей социалки на так называемое "подушевое".То есть платить теперь намерены не за учреждение, а за обслуженного в этом учреждении человека.Реформировать будут все. Систему соцстрахования, медицинского страхования, учреждения бюджетной сферы.Здесь даже объявлена федеральная готовность к переходу от ГУПов и МУПов к предприятиям с разными формами собственности.
Конкретизировал стоящие перед регионалами задачи в последнее время невероятно публично активный министр труда и и социального развития РФ Александр Починок.
Считать, по словам Починка, соцобязательства надо, исходя из демографического прогноза, сверстанного федеральными структурами на 15-20 лет вперед. Маленькое отступление от темы, если позволите. По словам Починка, последние два года российские ВУЗы принимают абитуриентов в свои стены больше, чем выпускают средние школы.
Далее региональным соцработникам предстоит проработать нормативную базу, одновременно ее качественно наполнив.
А затем определить или выработать предложения по уровням отвественности, за которыми закрепят те или иные соцнагрузки и источники их финансирования. Революционным, как считает Починок, является принципальное решение федерального центра о возможности "перемешивания" финансовых средств в выполнении социальных льгот и гарантий различных министерств и ведомств. Главный принцип в планировании расходов - норматив на единицу.
Заодно Александр Починок в очередной раз сообщил, что в России неминуемо грядет новая система оплаты труда по отраслевым сеткам. "Система сложная, но она позволит перейти к контрактам, индивидулизировать подход", - заявил на коллегии Починок.
Про финансы рассказывал руководитель департамента Министерства финансов Алексей Белобров.Главная идея проста, очевидна и в принципе правильна: "Тот уровень, который устанавливает некое обязательство перед гражданами, он и должен найти его финансовое обеспечение". При этом максимум социальной отвественности переносится на региональный уровень. Дабы работа шла ударными темпами предлагается не дожидаться изменений в федеральном законодательстве, а заниматься региональным законотворчеством. Сие на этот раз не возбраняется, если , конечно, противоречий с федеральными законами не проявится.
Если рассмотреть пример со школами, то предлагается следующее. Любая школа финансируется не по статьям затрат, как сейчас, а по нормативам расходов на 1 ученика, перемножив цифру на их количество. Вот такая нехитрая арифметика.
На большой съезд по социальным вопросам приехали пять из шести губернаторов УрФО. Как обычно не прибыл свердловский лидер Эдуард Россель, возглавлял среднеуральскую делегацию вице-премьер правительства Семен Спектор. Ему слова не давали на пленарном заседании. Все остальные главы свое мнение высказали.
Петр Сумин доложил, что Челябинская область в 2003 году рассчиталась с долгом по детским пособиям. Развитие области в минувшем году позволяет надеяться на приличную жизнь в наступающем 2004.Рост объемов производства по итогам года 2003 составил 109,1%, прибыли предприятиями получено в 2,5 раза больше,чем в 2002. Что касается обсуждаемой темы, то челябинского губернатора волнует несбалансированность расходов-доходов в рамках центр-регионы. Большой вопрос, по мнению Сумина, в том, как и откуда будут платить зарплату учителям в новых условиях. Совершенная путаница возникает при передаче социальных объектов из ведения ведомств /железнодорожников, пожарных и так далее/ на баланс субъектов федерации. Как сказал Сумин, школы и больницы передали, а источники, за счет которых их содержали нет.
Губернатор Тюменской области Сергей Собянин считает, что социальный аспект в административной реформе не самый сложный. Но очень-очень важный, ибо касается каждого человека.Тюменская область в этом направлении опять же передовик. С 2004 года финансирование соцобъектов, в частности школ, уже пойдет, исходя из расчитанных нормативов на 1 ученика. А социальная помощь станет адресной. Деньги пойдут на счета нуждающихся в льготах граждан непосредственно.
Что касается действий федерального центра Собянин заявил: "Не надо нас убеждать в необходимости реформ, все губернатора люди с опытом, грамотные. Нам надо дать четкое понимание, как вы /федеральные власти - от редакции/ будете реформировать образование, здравоохранение и так далее, каковы стандартные нормативы". Тюменский губернатор акцент сделал на том, что в любом случае стандарты дошкольного, школьного и высшего образования в стране должны быть едины, а как их обеспечивать - это уже дело местных властей. И под конец речи посетовал на то, что в силу перераспределения налогов в 2004 году бюджет Тюменской области не смог позволить себе запланировать повышение заработных плат тем же учителям. Не забыв напомнить собравшимся, что от перерегулирования НДПИ /налог на добычу полезных ископаемых/ тбменцы потеряли около 30% бюджета.
Курганский губернатор Олег Богомолов был более красноречив. Напомнив, что Зауралье в УрФО территория особа - дотационная, он подверг критике предлагаемые подходы. Конкретно досталось от курганского лидера идее о возможном объединении нескольких социальных функций в одном месте в малонаселенных или отдаленных территориях. То бишь была в селе школа, больница или фельшерско-акушерский пункт, библиотека и так далее. Предлагается, дабы сократить расходы на их содержание создать нечто общее, нечто пять в одном или три в одном. На что Богомолов резонно заметил: "Бедного с бедным хоть как объединяй, они все равно бедными и останутся".
Много и подробно курганский губернатор рассказывал о бюджете Зауралья, который по-прежнему оставляетс желать лучшего.Что касается сокращения расходов, то , по словам Богомолова, сокращать в Зауралье просто нечего. Там и так ликвидированы 88 малокомплектных школ, 42 фельдшерско-акушерских пункта и много других социальных объектов глубинки. Как сказал курганский губернатор, если сокращать и впредь расходы по этой части, то обеспечить законные права и интересы граждан в социальной сфере просто не удастся. Выход, по его мнению, в индивидуальном подходе к территориям.
Любопытный диалог состоялся в заключении выступления Богомолова.Когда Олег Алексеевич кинул реплику Александру Починку о том, что неплохо бы федерации вернуть долги по предыдущим обязательствам регионам, раз уж на них ложится основаня ответственность в социальной сфере, министр труда просветил его: "А все, что в бюджете не записано - это не долги". На что курганский лидер отпарировал - суды, которые затевают граждане, дабы возвратить себе деньги, так не считают. А в качестве совета - где, мол, деньги взять для закрытия соцобязательств, Богомолов заметил: "Стоит подумать - стабилизационный фонд создавать или может как раз эти деньги и задействовать?" На том и удалился с трибуны.
Юрий Неелов - губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа был короток. Говорил о двух проблемах, волнующих ямальцев. О необходимости сохранения северных льгот и надбавок и раграничении полномочий в сложносоставной Тюменской области. О последней гораздо более горячо и эмоционально, что, впрочем, неудивительно. Накануне как раз должна была позаседать в очередной раз рабочая группа, состоящая из представителей Югры, Ямала и Тюменской области по больной теме разграничения. Но освещались в результате только северяне, тюменцы не приехали без объяснения причин.
Юрий Неелов заявил буквально следующее: "Статья 26.6 пункт 3 для нас принципальный вопрос." Напомним, что именно в этом пункте этой статьи козаковского закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым в принципе и вызвана предстоящая социальная реформа, определено, что часть серьезных полномочий автономных округов должны быть переданы в ведение Тюменской области. Выход Неелов видит в так называемых "именных" законах по Ямалу и Югре, при которых территории напрямую с федерацией решали бы часть своих вопросов. Закончил Юрий Васильевич как раз предложением внести в итоговые документы коллегии сей пункт.
Александр Филипенко - губернатор Ханты-Мансийского автономного округа заявил, что, на его взгляд, пока ни одна из процедур предстоящей реформы социалки не определена. "Мы говорим социальная политика, социальное государство, что мы при этом имеем в виду? Ведь, с одной стороны, мы говорим о сокращении издержек и расходов на соцсферу, с друго, - о повышении качества этих услуг,"-заметил югорский губернатор. Нормативный подход в финансировании Филипенко одобряет, но считает, что он у всех получится разный. А, если усредненный, то опять получается "за всю Одессу". Межбюджетные отношения для Югры тоже проблема. 45% в 2005 году при сегодняшнем подходе потеряет бюджет округа, по словам Филипенко.Ратует же губернатор за персонифицированный подход к российским территориям.Что касается набившей оскомину статьи 26.6 Филипенко Неелова поддержал. Добавив, что в рамках рабочей группы трех субъектов к общему знаменателю придти не удалось.
Вот такие подходы губернаторов услышали члены высокой коллегии.Озабоченная ходом социального процесса вице-премьер подитожила: "Нам надо вместе искать технологии, которые бы не затрагивали интересов граждан. Социальная политика ведь делается не наверху. Нам надо найти такие пути решения, чтобы лшюди выиграли в результате,точно знали - с кого и какие свои права и их обеспечение спрашивать, чтобы не пострадали рагиональные позиции и чтобы престиж власти вцелом не понес урон". И уехала осматривать социальные объекты Челябинской области.
Наша справка. Общая численность постоянного населения в Уральском федеральном округе превышает 12 млн. человек, что составляет более 8% от общей численности населения по России.
В структуре населения: граждане трудоспособного возраста составляют около 60 % от общей численности населения в УрФО, детское население - около четверти, и граждане старше трудоспособного возраста - более 18%, из них граждане от 80 лет и старше составляют около полутора процентов.
Для рынка труда характерно соответствие уровня регистрируемой безработицы на конец ноября 2003 г., уровню прошлого года, и составляет 1,7%. Показатель напряженности на рынке труда возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с 1,7 до 1,9, в основном по причине уменьшения количества вакансий более чем на 10%.
Социальная защита населения представлена развитой системой социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной помощи. Это: около 80 стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей); около 800 отделений социальной помощи на дому; свыше 80 специализированных социально-медицинских отделений обслуживания на дому, свыше 200 учреждений временного проживания и дневного пребывания престарелых граждан, около 140 отделений срочного социального обслуживания, свыше 50 специализированных домов для одиноких престарелых.
В Уральском федеральном округе проживает более 2-х миллионов ветеранов (лиц, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»), что составляет более 20% от общей численности населения округа. Около 700 тысяч инвалидов, в том числе свыше 50 тысяч детей-инвалидов, на которых распространяется закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Система образования в Уральском федеральном округе насчитывает более 5 тыс. общеобразовательных учреждений, более 360 учреждений НПО, более 200 учреждений среднего профессионального образования, 75 вузов, в том числе 19 негосударственных.
Культура в Уральском федеральном округе представлена более чем 8 тысячами учреждений и организаций, в том числе учреждения клубного типа, библиотеки с книжным фондом 76 млн. томов, государственные музеи, профессиональные театры, государственные концертные организации, стационарные цирки, киностудии художественных, документальных и научно-популярных фильмов.