Социологический аспект тюменского расклада
Повод взглянуть на "тюменскую матрешку" в очередной раз крайне любопытный, если не сказать, сенсационный. Это факт, случившийся буквально накануне. А именно – все население Ямала успело за полтора дня сменить свою резко отрицательную позицию по вопросу возможного объединения автономных округов с Тюменской областью на диаметрально противоположную – "достаточно спокойную". Причем, похоже, что само население Ямала о своих шараханьях ни сном ни духом.
Также накануне в Салехарде Тюмень в очередной раз согласовывала и сближала позиции с Ямалом и Югрой по поводу неизбежности грядущего единения или, как больше любят говорить политики, по поводу делегирования полномочий, что в принципе больше соответствует смыслу закона №95, который и диктует северянам волю к общению. Совещание трехсторонней комиссии выглядело плановым, не сулящим никаких революционных прорывов. Итоги все "соучастники" откомментировали в том духе, что они плодотворно потрудились, продвинулись еще на один шаг вперед и между ними царит "мир, дружба, любовь".
Но дело в том, что именно на вчерашнем совещании, вполне вероятно, "подбивались" результаты и итоги уже достаточно длительной работы по "объединению и разграничению". Работа эта является на деле лишь видимой /не для прессы/ частью айсберга сложнейшей политической игры за право быть рулевым в нефтегазовой провинции страны. Козыри в этой игре на руках /как, вполне вероятно, и припрятанные в рукавах/ имеются в наличии у всех трех губернаторов. Правда, значимость их несколько разнится. Но решающее слово, как вообщем-то всем известно, у столицы. Если не помнить о том, что главное слово везде в стране, согласно демократическим постулатам, принадлежит народу.
Ямальский перевертыш
Два дня назад пресс-служба ямальского губернатора Юрия Неелова распространила для средств массовой информации следующее сообщение. Цитируем:"Подавляющее большинство населения Ямала к возможности объединения автономного округа с Тюменской областью относится отрицательно. В последнее время наиболее волнующей проблемой для населения Ямало-Ненецкого автономного округа является изменение взаимоотношений между ЯНАО и Тюменской областью в связи с принятием Федерального закона № 95. Общественное мнение ярко отражается в позиции лидеров общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп региона. В частности, рядом крупнейших и авторитетных в округе объединений /Совет ветеранов ЯНАО, региональное отделение Союза женщин России и др./ были обнародованы открытые письма Президенту РФ, Государственной Думе РФ, губернаторам автономного округа и Тюменской области, где выражалась тревога за последствия объединительных процессов для жителей автономии. Подавляющее большинство лидеров общественных организаций с интеграционными процессами напрямую связывают перспективу ухудшения социально-экономической ситуации на Ямале.
Проблемное восприятие ситуации населением Ямало-Ненецкого автономного округа подтверждается данными социологических опросов. В конце марта 2004 года департаментом информации и социально-политических исследований администрации автономного округа было проведено социологическое исследование по изучению общественно-политической ситуации в ЯНАО. Опрос проходил на территории всех муниципальных образований, в ходе чего было опрошено 3138 респондентов и 185 экспертов. Доверительная вероятность данных составила 97%.
Согласно полученным данным, 75% населения Ямала отрицательно воспринимают возможность объединения автономного округа с Тюменской областью. "Положительно" на данный вопрос смотрят всего лишь 7% жителей округа, 8% – относятся нейтрально, а 10% – затруднились ответить.
Отметим, что изучение указанной темы проводится на протяжении последних трех лет, начиная с марта 2002 года. Динамика ответов респондентов свидетельствует о постоянном увеличении противников объединения округа с областью: 2002 год – 68%, 2003 год – 70%, 2004 год – 75%». Конец цитаты.
Столь конкретное сообщение, как вы сами понимаете, не оставляло даже вариантов иных толкований отношения ямальцев к грядущему объединению. Более того. Это сообщение, было распространено пресс-службой Юрия Неелова и растиражировано во всех дружественных и не только СМИ. Как оно на свет появилось - вопрос, как говорится, конечно, интересный! И , главное, после того, как сам глава Ямала Юрий Васильевич Неелов проявил просто нечеловеческую активность в налаживании прямых контактов и нахождении взаимопонимания с главой того самого Тюменского юга -Сергеем Семеновичем Собяниным, с которым проживающий на подконтрольной Неелову народ, оказывается, сливаться в единую территорию вовсе не жаждет.
Откуда появилось сообщение пресс-службы, не столь в конце концов важно. Но что-то где-то не состыковалось. Не срослось, не склеилось. То ли доверительная вероятность составила не 97%, то ли экспертов было не 185 а 184. Одного забыли. Последнее как раз наиболее вероятно – кто-то обратил внимание на явное несообразие изученного мнения народного с веяниями политического момента и назначил внеочередное совещание социологов, в результате которого они высказали такую точку зрения.
Снова цитата: "Подробный анализ последнего замера социально-политической напряженности на территории автономного округа сделал доктор философских наук, профессор, директор Научно-исследовательского института государственного управления Уральской академии государственной службы при Президенте РФ Вячеслав Житенёв. В своем докладе он подчеркнул актуальность полученных данных для объективного осмысления сложившейся в регионе социально-политической ситуации. Одним из ключевых выводов его доклада стала оценка социальной напряженности на Ямале в связи с грядущим разграничением полномочий между Тюменской областью и автономным округом. "Социологические исследования показали, - подчеркнул Вячеслав Житенёв, - что в массовом сознании конфронтации между Тюменью и Ямалом сегодня нет. Люди относятся к проходящему интеграционному процессу достаточно спокойно. Уверены, что губернатор автономного округа сумеет отстоять их интересы". И снова конец цитаты. /ИА "Север-пресс"/
Забавно здесь даже не то, что крупный социолог, то есть тот человек, для кого конкретные цифры являются рабочим инструментом и фактическим результатом самой работы, вообще никаких цифр не приводит, ограничиваясь общими фразами о том, что, возможно, все еще и будет хорошо. И даже не то, что предыдущее "неправильное" сообщение с цифрами было изъято из электронных СМИ, подконтрольных Неелову а "правильное", но уже без цифр, было вставлено. И проблему, что делать со всеми местными муниципальными газетами, которые верстались во вторник с "неправильными" социологическими результатами тоже можно как-то решить – тираж под нож, в конце-концов и всего делов.
Любопытно, как нам кажется, прикинуть – а кто это, собственно, был тот самый забытый "эксперт", который заставил развернуться мчащуюся на полном ходу информационную машину на 180 градусов? Очень сомнительно, чтобы им был сам Юрий Неелов – первоначальные результаты соцопросов, напрямую вклинивающиеся в тонкие политические игры, без ведома непосредственного начальника не посмеет "поставить" ни одна пресс-служба. Тем более, что Неелов буквально накануне этого заявлял: "Никакого объединения без учета мнения жителей и автономных округов, и юга Тюменской области не будет. Сейчас идет цивилизованный рабочий процесс. И я, и Собянин, и Филипенко настроены на то, чтобы в результате этого процесса как можно больше налогов осталось на наших территориях."
Получается, что Неелов дал обратный ход собственному оппорунизму только после того, как кого-то рангом выше "царапнули" последние публикации ямальских и просто независимых СМИ. Очевидно, что ранг этого "эксперта" выше губернатора Тюменской области – с Собяниным Неелов никогда не стеснялся торговаться публично, выступая в роли защитника народных ямальских интересов и ,соответственно, поднимая собственные престиж и значимость как в глаза контрагентов, так и во мнении народном.
Есть и еще два интересных момента во всей этой социологически-экспертной кутерьме. Вопрос первый - Юрий Васильевич сам одобрил публикацию антинеграционных социоопросов или ему подсказали "добрые люди" из ближнего окружения /дальнему ямальский лидер сейчас не поверит/ идею подраскрутить собственную значимость таким оригинальным способом? И второе. Время, в которое все это происходит.
На Ямале уже ни для кого не секрет /информация и по дружественным интернет-ресурсам гуляет/, что в конце апреля в Салехарде будет большой съезд - президиум Госсовета, посвященный проблемам коренных и малочисленных народов севера. А кто у нас проводит такие заседания, тоже всем известно. Безусловно, на заседании будут рассматриваться проблемы жития-бытия этих самых коренных и малочисленных народов, но, чем черт не шутит, вдруг Председатель и поинтересуется у никак не могущей договориться между собой троицы: а поведайте-ка мне заодно, что тут у вас с объединением? Как процесс?
Ведь что-то надо будет докладывать
А процесс объединительный буксует давно и серьезно. Причем, всяческие попытки "газануть", родом, как правило, из тюменских краев, приводят лишь к еще большему оседанию в яму. Так, некие недавние договоренности, проведенные в рамках "тет-а-тет" Неелова с Собяниным, вызвали немедленную реакцию со стороны губернатора Югры Александра Филипенко. Его позиция предельно понятна: нельзя договариваться о каком-то возможном объединении за спиной региона, приносящего 70% налоговых поступлений в бюджет всей триединой тюменщины и, к тому же, по количеству населения практически равной Ямалу и югу Тюменской области, и, к тому же, расположенной аккурат посередине высоких договаривающихся сторон чисто географически.
А вот что заявляет представитель в Совете Федерации ФС РФ от Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Ефим Керпельман: "Вы спрашиваете меня или губернаторов? То, что говорят они, - для успокоения общественного мнения. Я тоже за то, чтобы общественное мнение было спокойным. Но я называл и называю вещи своими именами. Автономные округа - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - хотят экономически задушить, хотите это воспринимайте, хотите - нет. Все делается для того, чтобы обескровить автономии. Чтобы после нам автоматически сказали: вот видите, у вас денег нет, давайте мы проголосуем и все войдем в область. Опять создадим одну Тюменскую область, у нас будет один губернатор, он нас всех будет любить. Жили мы уже при этих условиях, лично я пережил советские времена, когда все было в составе одной области. Когда за каждой чашкой, плошкой-поварешкой надо было ехать в Тюмень, кланяться…Сейчас опять предлагают вернуться к этому. Лично я не желаю возврата подобных времен!"
Очевидно, что если далеко не самые последние на Ямале люди говорят подобные вещи, значит, они выражают мнение весьма значительной части населения. А население тюменских "северов" за последние полтора десятилетия привыкло жить, мягко говоря, неплохо. За все это время на Ямале и особенно в Югре развивались парадоксальные процессы: в то время как социальная, коммунальная, дорожная и прочие инфраструктуры по всей России разрушались и приходили в полную негодность, на тюменских "северах" они активно развивались. С переменным успехом, но губернаторы и муниципальные руководители все-таки договаривались с нефтяниками и газовиками на предмет необходимости вкладывания средств в регионы, где они работают. Причем и нефтяники, и газовики по-человечески понимали, что "делиться надо" - средства вкладывали. Сейчас, при грядущем объединении, у местных руководителей изымаются возможности таких договоренностей в будущем. Не все, конечно, но – очень значительно. А население, которое всех этих губернаторов и мэров выбирало, выбирало их именно для того, чтобы его, населения то бишь, кровные интересы блюсти…
Говорю Тюмень, подразумеваю Ямал...
"В Тюменской области будет создан центр формирования прибыли ОАО НК Росфнефть. Таков итог завершившихся переговоров между губернатором Сергеем Собяниным и президентом НК Роснефть Сергеем Богданчиковым.
Уже подписано соглашение между администрацией области и ТНК-ВР, согласно которому в регион дополнительно поступит 14 миллиардов рублей. Аналогичные договоренности достигнуты с АК "СИБУР" и международной компанией Schlumberger.
На встрече с главой Роснефти были также затронуты вопросы социального развития региона. Несколько социальных проектов компания реализует на территории ЯНАО. В Губкинском, где работает дочернее подразделение «Росфнефти» - «Пурнефтегаз», завершается строительство больничного комплекса и возводится православный храм. Нефтяники помогают городским властям решить проблему переселения людей из обветшалых деревянных домов, балков и вагончиков. В планах компании - строительство Дома культуры. Особенно активно Роснефть занимается обустройством национального поселка Харампур. Здесь построено шестнадцать благоустроенных коттеджей, стилизованных под ненецкий чум, проведена линия электропередач, создан цех по переработке рыбы. За два года вымиравший поселок при поддержке нефтяников превратился в образцовое поселение ". /Из материалов пресс-службы губернатора Тюменской области/
Именно это сообщение дало повод многим тюменским СМИ, лояльным губернатору Собянину, начать ровное, но весьма активное давление на умы граждан в том смысле, что вот оно – началось поступление денежных потоков в Тюмень. Не куда-нибудь на север в округа, а именно в Тюмень. Не успела эта волна всерьез промыть тюменские умонастроения, как сам глава Роснефти заявил - центр инвестиций "Роснефти" остается на Ямале. Как сообщает "Север -пресс",цитируем: "На недавней пресс-конференции в Губкинском журналисты попросили президента ОАО "НК "Роснефть"" Сергея Богданчикова прокомментировать сообщения о создании нефтяной компанией своего представительства в Тюмени, об инвестировании в область около миллиарда долларов и строительстве в областном центре офиса представительства. Сергей Богданчиков, отвечая на эти вопросы, сообщил следующее: "Центр был в Губкинском, здесь он и останется. Поэтому, когда я говорил о Тюменской области, то имел в виду Ямал. Больше инвестировать некуда. Со следующего года или чуть позднее между автономным округом и Тюменской областью устанавливается новый уровень отношений, поэтому, когда мы говорим "Тюменская область", то подразумеваем Ямало-Ненецкий автономный округ".
Что касается ТНК-ВР, то опять же накануне именинник /у него был день рождения/ - совладелец международной нефтяной компании ТНК-BP и алюминиевой компании "СУАЛ" Виктор Вексельберг в интервью газете "Ведомости" на вопрос:"Принято ли принципиальное решение, что активы ТНК-BP будут консолидированы в единый холдинг, который будет зарегистрирован в России и станет центром прибыли?", сообщил, что прибыль никто уводить из России не намерен, но про центр формирования прибыли и его географическое место просто ничего не сказал.
Итак, с формированием нефтяных финансовых кошельков в Тюмени далеко не все ясно. Хотя совершенно понятно, что политическую волю и настроения столицы нефтяные короли будут учитывать в этом вопросе обязательно. Вопрос в другом - кто будет осуществлять управление нефтегазоносной провинцией России, представляющей сегодня сложный триумвират? А он так и остается открытым.
Предстоящее проведение в Салехарде высокого сбора, скорее, говорит не в пользу ямальской элиты. Ямал был и остается зоной стратегического интереса самого "Газпрома" /не лишне напомнить, налоговые отчисления его составляют от 20 до 25% по разным данным бюджета отчизны/, а сам "Газпром" является зоной стратегического влияния только первого лица страны. И второе. Выбор Салехарда, как ни странно, говорит, скорее, о том, что его глава как раз на место управляющего не рассматривается. Ну, и, конечно, коренные народы, безусловно, живут в ямальской тундре и стадо оленей здесь самое большое в России, в чем и правда есть серьезная заслуга местных властей.
Что касается тюменского лидера, то у него в активе - участие во всевозможных самого высокого уровня московских комиссиях, которые и стали "родителями пакета законов Козака", а значит хорошие связи в высших слоях политической атомсферы. Есть нюанс - бывшей атмосферы, которая на данном этапе развития претерпела серьезные личностные изменения. Сам закон, который точно суров в данном случае, тоже аргумент в пользу Тюмени. И, пожалуй, все. В пассиве - пробуксовка и отсутствие реальных результатов в интеграционном процессе, не состоявшееся пока коалиционное правительство, а отсюда неимение толковых, понимающих в специфике управления ТЭКовскими территориями кадров-управленцев. И не столь яркие, как хотелось бы, экономические достижения собственно в хозяйстве юга области, которые ,кстати, во многом обусловлены прежде всего реальной финансовой и управленческой помощью Югры.
У Югры пока в пассиве создавшийся прежде всего благодаря СМИ и нежелании делать широковещательные заявления самого лидера образ несговорчивого партнера. И собственно все. В активе все остальное - процветание региона, умение общаться с пользой для населения с нефтяными генералами, серьезные социальные гарантии, обеспеченные финансами, умение ладить с теми же коренными и малочисленными, экономическая помощь югу области. Но! Первое обстоятельство вполне может при неблагоприятном развитии событий и грамотно-хитрых ходах партнеров перевесить все реальные, материальные козыри.
В чем совершенно прав губернатор Филипенко, так это, когда он, комментируя сложные процессы разграничения полномочий в "тюменской матрешке", говорит: "Если мы не будем способны продолжить тот курс, который мы в течение 10 лет проводим в автономном округе на повышение уровня, а в последнее время и качества жизни, значит нас должны сменить другие. Это совершенно очевидная вещь. И в этом смысле именно так каждый должен ставить свою задачу: либо мы решаем эти проблемы, либо освобождаем место для других, которые способны решить эти проблемы."