Соль жизни русской
"Спокойствие, только спокойствие", - любил повторять
один известный шведский мужчина в самом расцвете сил. Как видим, все же шведские
рецепты в России до сих пор не действуют, а заявления политиков о том, что
россияне почувствовали стабильность и уверенность в завтрашнем дне оказались
далеки от истины. Хватило всего одного сообщения в СМИ, чтобы вся Россия в
очередной раз выстроилась в гигантские очереди, а продавцы закричали знакомое на
генном уровне: "Больше двух пачек в одни руки не отпускаем!" Наверное, все уже догадались, что речь идет о соли и
сахаре.
![]() ![]() |
Фото: ill.ru |
При этом, как выяснилось, соли в России хватает – мы производим ее практически в два раза больше, чем потребляем. |
![]() ![]() |
Фото: www.ural-chel.ru |
"Существует много версий, из-за чего это произошло, - рассказал в интервью Накануне.RU генеральный директор ОАО "Илецксоль" Эрик Абдуршин, – Трудно сказать, какая самая достоверная, но я склоняюсь к тому, что причиной стало декабрьское снижение поставок соли с Украины в центральную часть России. А с таким опозданием это сказалось из-за того, что в то время как раз начинались праздники, к тому же были какие-то складские запасы. А дальше уже начало действовать обычное "сарафанное радио". Между тем российские производители способны производить 9 млн т в год. Потребление соли в России составляет около 4,5 млн т. Мы в два раза перекрываем потребности рынка ".
С этой позицией согласны и ученые.
"Это, с моей точки зрения, вне всякого сомнения, связано с психологией и состоянием людей, - объяснил Накануне.RU сотрудник Института психологии и психотерапии РАН, кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета Вениамин Колпачников, - Те, кто живет "от зарплаты до зарплаты" уже пережили на своем веку ряд существенных кризисов, взять хотя бы дефолт 98 года. Кто постарше – застали и кризис 90-х годов, когда все выдавалось по талонам, да и то не везде их можно было отоварить. Они и сейчас живут в постоянной готовности к тому, что все может неожиданно обрушиться. Эта готовность в России живет вообще практически в каждом. И, несмотря на то, что последние годы отличались более-менее обретением благополучия, напряжение не исчезло. Это первый фактор. Второй фактор связан с первым: если есть внутреннее напряжение, то человеку гораздо легче поддаться панике. В данном случае
поводом стало сообщение СМИ, что в одном местечке возникли перебои, в силу случайных причин, с солью. Этого сообщения хватило для возникновения паники, а это такое состояние, когда логика отступает, когда человек перестает сверять с ней свои мысли и поступки. Люди действуют вне логики, под влиянием эмоций, помноженных на подобные действия окружающих. Так начинается состояние толпы, когда люди не способны принимать какие-то трезвые решения. |
Тем временем дело доходит до абсурда – в Тюмени, например, дошло до того, что из ресторанов начали воровать солонки. В принципе, посетители и раньше "захватывали на память" вилку, ложку или ту же солонку. Но теперь это бедствие приняло просто стихийные масштабы, да и интересует теперь посетителей, как истинных эстетов, больше не форма, а содержание.
![]() ![]() |
Фото: upload.wikimedia.org |
В социальной психологии такое поведение называют феноменом толпы. Человек – существо общественное, и в той или иной степени у него всегда присутствует склонность к конформизму – то есть делать то же, что и все. И раз все покупают соль, сахар и спички, то и он должен сделать то же самое.
![]() ![]() |
Фото: Накануне.ru |
Стоит учесть, что соль, сахар и спички – товары, которые хранятся очень долго. А высокие цены вызваны не внезапным ростом потребления этих товаров, а желанием людей запастись ими на будущее, чем бы это желание ни было вызвано. В итоге же в этом самом будущем рынок ждет коллапс – потребительский спрос на какое-то время практически исчезнет, и выживать предприятиям придется за счет того небольшого процента россиян, которые не поддались на панику, и продолжит покупать "товары первой необходимости" в обычном режиме. |
И, в общем-то, такая уж сложилась ситуация, что,
по сути дела, остается лишь вспомнить классика – "нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". Хотите знать, кто виноват в кризисе? Выгляньте на улицу. |
"Если говорить на перспективу, то людям отвечающим за идеологию, надо после того, как этот ажиотаж закончится, развернуть специальную своеобразную антистрессовую кампанию, - советует Вениамин Колпачников, – Сколько можно жить в страхе? Разумеется, разовые акции не дадут эффекта, люди не поверят и по-прежнему останутся подверженными панике. Людей нужно успокаивать, чего сегодня не делается, а они между тем, уже не раз испытали множество потрясений. Тем более, если это все же спланированная акция, задуманная производственниками или оптовиками ".