Сотовые операторы на Урале будут использовать в конкурентных войнах все, кроме снижения тарифов
История изобретения первого сотового телефона берет свое начало с середины XX века. Для послевоенного 1947 года, когда исследовательская лаборатория «Bell Laboratories» компании AT&T выступила с идей создания мобильного телефона, это была смелая мысль. Спустя десятилетия первый 40-килограммовый телефон "похудел" до считанных грамм. Сегодня уже треть россиян не может себя представить без "беспроводной трубы". И, если рынок сотовых телефонов в России "большой бум" уже пережил, то для рынка сотовой связи годом "прорыва" стал 2003 год. Операторы федерального масштаба "Мобильные ТелеСистемы", "ВымпелКом" и "МегаФон", придерживаясь агрессивной стратегии, вдвое ускорили темп освоения региональных рынков. В центре внимания оказался и Уральский округ, где столичные операторы сотовой связи изрядно потеснили местные компании.
УрФО имеет стратегическое значение и является весьма "лакомым кусочком" и для всех трех федеральных операторов беспроводной связи. На сегодня, по оценкам исследовательской компании AC&M Consulting, в России насчитывалось 39,8 млн абонентов сотовой связи. 37% из них выбрали МТС, 31% – "ВымпелКом" и 18% – "МегаФон". Общее проникновение сотовой связи по стране составляет лишь 27,5%, а потому компании без особых проблем добивается увеличения доходов за счет простого экстенсивного роста. Среди областей Уральского округа по объему возможной выручки наиболее привлекательна Свердловская область, затем Тюменская /включая ХМАО и ЯНАО/ и Челябинская.
Несбывшиеся мечты
Первым на Урале стартовал "Уральский GSM" /июль 2002 года/ - стопроцентная дочка "МегаФона", образованного в мае 2002 года. Один за другим были открыты филиалы в Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областях, включая ХМАО и ЯНАО. Правда, тысячи абонентов оказались несколько разочарованы. Уральцы около года готовились к приходу "качественно новой по услугам и тарифам федеральной компании".
СМИ, сформировав образ "Мегафона" как дешевой и в то же время географически масштабной сотовой связи, породили надежды на более доступные тарифы. Надежды не оправдались. "Мегафон" сделал ставку на то, что абоненты при выборе оператора /"Уральский GSM"/ будут ориентироваться не на цены, а на высокое качество услуг. Основной тариф, в пересчете на рубли, составил около 7 рублей за входящий звонок и 8 рублей за исходящий. Что, кстати, дороже, чем в других регионах РФ, где работают компании под торговой маркой "Мегафон", не говоря уже про Санкт-Петербург и Москву.
В результате, у потребителей сотовой связи стандарта GSM, сформировалась логическая цепочка образов – "плохой" и "хорошей" - сотовых компаний. Ценовая политика "Мегафона", помпезно пришедшего всерьез и надолго, не выдвинула его в лидеры на сотовом рынке УрФО. Так, в Свердловской области тарифы трех местных операторов "Уралтел", "Мотив", /"Екатеринбургская Сотовая Связь", работавшая под брэндом "БиЛайн" до июня 2003 года/ и "Уралвестком" все же более приятны. Местные компании ждали прихода "Мегафона", припрятав в "кустах" свои "рояли". Так, в развитии брэндов и привлечении новых клиентов "Екатеринбургская Сотовая Связь" позиционировалась как "связь со знаком качества" и за месяц до появления "МегаФона" объявила о новых тарифных планах "Пятерочка", "Паритет", "Свобода слова", "24 часа". Сегодня тарифы "Мотива" по-прежнему наиболее дешевые, наряду с ними стоит тариф "Вестком-Спринт" компании "Уралвестком" - без предоплаченных минут стоимость исходящего звонка на городской номер $ 0.17 с 8:00 до 18:00, а в остальное время $ 0,12. "Уралвестком" проявил наименьшую активность в собственном промоушне, сфокусировав внимание аудитории на плюсах своей сети: ставка была сделана не на привлечение новых абонентов /последние полгода число ее абонентов изменилось незначительно и составляет чуть более 20 тысяч человек/, а на улучшение качества связи - увеличение зоны радиопокрытия и количества радиоканалов. В новаторстве всех опередил "Уралтел", обратив, наконец, внимание на давно ждущих этого малоговорящих абонентов. Накануне выхода на рынок "МегаФона", "Уралтел" очень верно рассчитал, что основная часть абонентов говорит по сотовому телефону не более 60 минут в месяц. Сделал на это ставку и, предложив тариф "Твой час", только этим маркетинговым предложением нарастил базу сразу на 10 тысяч абонентов. В целом, стоимость минуты в тарифах "Уралтел" колеблется от 0.06 у.е. до 0.15 у.е. Таким образом, местные компании были вполне готовы к приходу конкурента.
В предвкушении "удешевления" связи
Лидеры "большой тройки" начали экспансию на УрФО в несколько разные сроки. Первый по величине оператор сотовой связи в России "Мобильные ТелеСистемы" /МТС/ за 2002-2003 гг. прочно обосновался в Тюменской области /включая крупные города ХМАО/, в столицах и ряде городов Челябинской и Курганской областей. На днях филиал МТС откроется в Свердловской области. Проведя рад крупных сделок, компания консолидировала в своей собственности 99,85% акций "Уралтел" - крупнейшего GSM-оператора в области, обслуживающего более 290 тысяч абонентов. С 31 марта он начнет работу под торговой маркой "Мобильные ТелеСистемы". Абоненты, уже пользующиеся услугами "Уралтела", смогут продолжить обслуживание по старым тарифам или перейти на единую систему столичных тарифов МТС. Подключение на старые тарифы больше производиться не будет.
Чуть раньше МТС, в декабре 2003 года, в Свердловскую область пришел второй лидер на рынке сотовой связи России - "ВымпелКом" /торговая марка "Би Лайн"/. Филиалы "Би Лайн-GSM" одновременно открылись в Челябинске и Тюмени. К 2005 году компания планирует развить сеть по всему Уральскому округу.
Однако, несмотря на приход "федералов", передел рынка идет медленно. Местные компании, пытаясь охватить студенчество, домохозяек и бизнес-элиту, имеют в арсенале тарифы на любой вкус и кошелек. Так, в УрФО активно набирает обороты "Уралсвязьинформ", объединив операторов связи "Связьинформ" и "Южно-Уральский сотовый телефон" Челябинской области, "Уралтелеком" Свердловской области, "Электросвязь" Курганской области, "Тюменьтелеком", "Хантымансийскокртелеком", "Ермак–RMS" и "Ямалэлектросвязь". Количество абонентов сотовой связи стандарта GSM "Уралсвязьинформ" сегодня свыше одного миллиона.
2004 год для рынка сотовой связи УрФО и России в целом обещает быть столь же "горячим". Столичные операторы, как и местные компании, намерены вести агрессивную борьбу за абонентов. В ход будет пущено все: и увеличение зоны радиопокрытия и количества радиоканалов, и расширение сервиса услуг.
Все, кроме снижения действующих тарифов. "Ценовые войны" как способ ведения конкурентной борьбы столичные операторы, пока, не приемлют единодушно. По мнению экспертов, "большая тройка" не спешит особенно бороться за лояльность абонентов по одной простой причине: в России существует еще огромный запас роста по экстенсивному пути. В принципе, "ВымпелКом" и МТС предлагают схожие тарифы: часть ориентирована на "дешевых" абонентов, другая часть – на более состоятельных. Так, МТС сумела отделить для масс, выбирающих оператора по цене, недорогой бренд "Джинс". Еще одно бесспорное преимущество "федералов" - льготные тарифы внутрисетевого роуминга. Именно одинаковая цена звонков в пределах сети МТС, "МегаФона" и "Би Лайн-GSM" угрожает местным операторам потерей той части абонентов, которая активно путешествует по России или, по крайней мере, по Уральскому региону.
Рынок продолжит развиваться по экстенсивному пути – для увеличения доходов компании по-прежнему будут концентрироваться на увеличении абонентской базы. При этом, как отмечают аналитики, стоимость услуг сотовой связи в России будет снижаться. Но, ожидающим этого абонентам, придется еще подождать.
Тяжелая свобода выбора
Сотовая связь начнет дешеветь уже в обозримом будущем, когда "федералы" завершат свою экспансию в регионы. Так или иначе, в конечном итоге выбор - какая из компаний "плохая", какая "хорошая" - за абонентом. Только вот разобраться во всем разнообразии услуг сразу не просто...
"Би Лайн-GSM", "МегаФон" и МТС одинаково предлагают бесплатное подключение; неограниченные сроки действия платежей; бесплатные входящие с мобильных телефонов; бесплатный определитель номера; тарифы с абонентской платой и без, с посекундной тарификацией; сервисные услуги SMS, GPRS-WAP, MMS, GPRS-Internet и мн. др.; в целях каждой компании создать единое безроуминговое пространство в Уральском округе /сегодня этим может похвастать только "Уральский GSM"/.
Будем на стороне малоговорящих и посмотрим на разницу в тарифах, ставших самыми популярными "в народе".
МТС сегодня предлагает уральцам единую систему столичных тарифов, среди которых и популярный "Джинс". Новичок в его семействе "Джинс 0,07" предлагает посекундную тарификацию с 61 секунды, без абонентской платы, бесплатный определитель номера, весь пакет услуг... и всего 0,07 у.е. за минуту разговора внутри сети без учета налогов /это примерно 2 рубля, первая минута дороже/.
"Би Лайн-GSM" на Урале стартует с двух тарифов "Би+Тайм" и "Прайм". В них общее – посекундная тарификация /на выбор с 1 либо с 61 секунды/; стоимость минуты звонка на номера местных сотовых операторов /до 1 июня 2004 года/ $ 0,06 либо $ 0,08 - в зависимости от выбранной посекундной тарификации; исходящие междугородние звонки по РФ $ 0,30 к стоимости местного вызова /в Московскую область $ 0,20/. Cтоимость минуты исходящего вызова на "Любимые номера" $ 0,03 либо $ 0,04 - в зависимости от выбранной посекундной тарификации. Цены указаны без учета налогов.
В "Уральском GSM" из семейства "Абсолют" выделим "Абсолют-100": ежемесячная абонентская плата 12 у.е. /без НДС/, за которую дается 100 минут исходящих местных вызовов. В пересчете на рубли 403.53 руб. /с НДС/, по 4.04 рубля за минуту /каждая сверх данных минута дороже/.
Кого из столичных операторов и за что стоит выбрать, либо остаться на стороне местных компаний для уральцев вопрос сложный. Выбор за нами.