Тарифное будущее
Нововведения в тарифной политике, сдерживание роста цен на нефтепродукты и пути развития газовой отрасли обсуждались в Екатеринбурге на Всероссийском совещании "Проблемы законодательного регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса", которое прошло под председательством главы Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева .
Первым на заседании выступил руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков. Он сообщил, что теперь контролировать рост тарифов на услуги ЖКХ будет его ведомство и, что примечательно, за уровень инфляции в стране уже в будущем году ответ держать предстоит регионам.
Дело в том, что тарифная политика в скором времени претерпит серьезные изменения: в федеральные законы №210 и №211, Жилищный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) будут внесены поправки, согласно которым у Правительства РФ появится право ограничивать предельный рост тарифов на услуги ЖКХ в виде конкретных величин, либо процента индексации. Регионам, в свою очередь, делегируют полномочия по установлению минимального и максимального уровня тарифов, в пределах которых расценки на местах определять будут органы местного самоуправления. А поправки в КоАП существенно расширят полномочия региональных органов тарифного регулирования по предотвращению, расследованию и отмене решений, принятых органами местного самоуправления с нарушением основ ценообразования. "Это серьезный инструмент, - отметил Сергей Новиков, говоря о новом порядке контроля за органами местного самоуправления в вопросе тарифообразования, - который позволяет обеспечивать соблюдение закона всей территории России единообразным образом. Коллеги, это означает, что субъект федерации начинает отвечать за конечный результат, то есть, за возможное недовольство потребителя и за сбалансированность тарифной политики . Во-вторых, учитывая этот вклад в инфляцию, субъект федерации начинает отвечать, в том числе и за уровень инфляции в стране". Более того, глава Федеральной службы по тарифам обратился к присутствующим в зале представителям регионов: "поверьте, в следующем году мы точно за это спросим".
Развивая тему инфляции, глава Федеральной службы по тарифам решил развеять миф о пагубном влиянии естественных монополий на темпы ее роста. Недавно на одном из заседаний Правительства, напомнил он, глава Минпромэнерго Виктор Христенко задал главе Центробанка прямой вопрос: как вы оцениваете влияние естественных монополий на изменение инфляции в стране? Так вот, глава Центробанка Сергей Игнатьев уверенно ответил, что это влияние сильно преувеличено. "Это был честный ответ, - подчеркнул Сергей Новиков, - Я хотел бы зафиксировать эту позицию и пояснить ее, в том числе в цифрах". Он назвал три блока отраслей, которые в нашей стране, по его мнению, имеет смысл рассматривать с точки зрения ответа на извечный вопрос "кто виноват?". Это бизнес, который функционирует в условиях отсутствия прямого ценового регулирования, естественные монополии, и административное регулирование тарифов на услуги ЖКХ.
Так вот, первый блок – это свободный рынок, где прямого ценового регулирования нет. Косвенные регулятивные инструменты, конечно, имеются, но вот хороши они и достаточны или нет - вопрос отдельный. (Глава Федеральной службы по тарифам оговорился было о безудержных ценах на бензин, но решил в подробности не вдаваться, поскольку как раз этой теме был посвящен следующий доклад). Второй блок – естественные монополии. Причем в ближайшем будущем в нефтяной и газовой отраслях должно остаться регулирование только транспортных составляющих, а в электроэнергетике - регулирование платы за передачу электроэнергии по сетям, а также предельных ставок тарифов, которые устанавливаются для субъектов федерации. Говоря о естественных монополиях, Сергей Новиков привел цифры последних лет, свидетельствующие о том, что влияние монополий на темпы роста инфляции в стране сильно преувеличено.
Например, рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2006 году, по предварительным данным, составит 7,5%, тогда как прогнозный уровень инфляции на будущий год - 8%. В электроэнергетике, к примеру, в этом году рост цен в среднем составит 9,2%, при прогнозе уровня инфляции - 10-11%. В прошлом году рост цен в этой сфере составил 11,2%, инфляции - 11,7%. В следующем году ожидается, что рост цен в электроэнергетике не превысит 7,5% при уровне инфляции - 8%. "Это означает, что все последние три года рост тарифов на электрическую энергию в среднем идет ниже, чем темпы инфляции в стране, - подчеркнул Сергей Новиков, - Даже "Газпром" с его 11% роста тарифов на газ в следующем году, при плане по инфляции 8%, - разница цифр не велика". В то время как в 2004-2005 гг. цены на металл и нефтепродукты, напомнил он, выросли на десятки процентов. В качестве примера глава Федеральной службы по тарифам сообщил, что сегодня из регионов поступает много "кричащих писем": регионы не знают, что делать с ценами на тепло, потому как стоимость мазута за последнее время выросла более чем в два раза. "В структуре издержек топливная составляющая по мазуту достигла уже 50%, - отметил он,- Это означает, что на 50% должна подняться стоимость тепла на муниципальных котельных ". Самые же большие "подводные камни", по словам Сергея Новикова, следует искать в третьем отраслевом блоке, который носит название - административное регулирование тарифов на услуги ЖКХ.
Рост тарифов на услуги ЖКХ на начало октября в среднем по стране уже составил 33%, а к концу года эта цифра еще вырастет. "В этой сфере не было порядка, к сожалению, как с регулированием тарифообразования, так и с ответственностью за результат. Более того, вклад этого блока, связанного с административно-регулируемыми тарифами (устанавливаемыми, как правило, на местном уровне) в итоговый индекс потребительных цен достаточно велик", - подчеркнул Сергей Новиков. Вот зачем, собственно, необходимы изменения в тарифной политике в стране, и вот почему уже в будущем году ответ за уровень инфляции в стране предстоит держать регионам.
С ответом на второй важный вопрос повестки дня – почему цены на автобензин и дизтопливо в стране скачут столь безудержно, и какие защитные меры предпринимаются – выступил председатель подкомитета по нефтяному комплексу Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Евгений Галичанин. Заметим, дискуссию о том, необходимо или нет прямое административное регулирование цен на нефтепродукты, он тактично оставил за рамками своего доклада, сославшись на то, что в Госдуме на сей счет единого мнения до сих пор нет. В итоге выступление на животрепещущую "бензиновую проблему" прозвучало словно повторение пройденного материала.
Как сообщил Евгений Галичанин, доля нефтепродуктов, в том числе автобензина и дизтоплива, в выработке тепловой и электрической энергии не превышает в среднем по стране 4%, в стоимости промышленной продукции – не более 10%, сельскохозяйственной продукции - не выше 15%, а вот в потреблении населением (!) – 76%. "Вот где, собственно говоря, сосредоточен нерв, беспокойство и беда наших избирателей, подытожил Евгений Галичанин, - которые забрасывают нас письмами, не дают нам спокойно спать и настраивают на рабочий лад". Хотя, справедливости ради заметил он, бензин – не безусловный лидер, продукция черной металлургии выросла в цене аж в три раза.
"Бытует мнение, что главной причиной роста цен на нефтепродукты является резкий, безудержный рост мировых цен на нефть. Это одна из причин, но далеко не единственная, - продолжил доклад Евгений Галичанин , - Во второй половине 2004 года, когда скакнули мировые цены на нефть, сразу же повысились цены и на внутреннем рынке. Причины этой взаимосвязи рукотворные – это жесткая сцепка, находящаяся в нашем налоговом законодательстве". Дело в том, что в 2002 году в Налоговый кодекс была внесена поправка (временная, с расчетом до конца 2006 года), установившая новый порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По новой формуле налог стал исчисляться с учетом мировых цен на нефть и курсовой стоимости рубля по отношению к доллару. Опустив вопрос, почему и для чего была принята такая поправка, Евгений Галичанин констатировал, что в третьем квартале этого года "вес НДПИ в тонне нефти" достиг почти 1800 рублей. Для сравнения, в первом квартале года - налог составлял 1500 рублей, а в прошлом году -1276 рублей за одну тонну нефти. Таким образом, сегодня в структуре себестоимости добычи тонны нефти НДПИ уже превысил 40%.
А если посмотреть на составляющие розничной цены, например, бензина Аи-92, фискальная ее часть (НДПИ, НДС и акцизы) уже превысила 50%, из них половина приходится на акцизы (акцизные сборы на высокооктановые бензины за последнее время выросли в два раза). Есть и другие причины, косвенно влияющие на рост бензиновых цен, которые кроются в самой нефтеперерабатывающей отрасли, точнее, в структуре производства и потребления нефтепродуктов: "Отмечу, что на модернизацию и реконструкцию российских НПЗ потребуются значительные инвестиции и длительные сроки, - продолжил Евгений Галичанин, - Сегодня НПЗ производят 25% высокооктанового бензина при спросе и реальном потреблении на внутреннем рынке, равном 52%. То есть, при производстве объемов высокооктановых бензинов, достаточных для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, производится избыточный объем дизельного топлива и мазута". (В скобках заметим, что при этом цены на мазут растут почти галопом!)
"Иногда приходится слышать со стороны некоторых экспертов, что главной причиной роста цен на нефтепродукты является картельный сговор наших монополистов в нефтегазовом комплексе, - напомнил он, - наверное, отчасти это имеет место, во всяком случае, более точно об этом может сообщить федеральная антимонопольная служба. Однако то, что в этой сфере требуется дальнейшее наведение порядка и принятие мер, бесспорно". В качестве подтверждения этого тезиса Евгений Галичанин сообщил, что на девять крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний приходится 87% добываемой в стране нефти, 70% ее переработки и 84% поставок на экспорт. Причем из общего числа АЗС, действующих на внутреннем рынке, напрямую в состав этих компаний входят лишь около 25% АЗС, остальные действуют либо по поручительству, либо находятся в системном управлении. Только 8% АЗС в России принадлежат независимым операторам. Таким образом, получается, что "воздействовать необходимо", прежде всего, на ставки акцизов и НДПИ, а также подключать антимонопольное ведомство.
Евгений Галичанин напомнил, что уже разработаны меры в части совершенствования законодательства, способные сдержать рост цен на нефтепродукты. Как известно, готовится проект предложений по дифференциации НДПИ без привязки его к мировой цене нефти. Правительство планирует внести этот проект в Госдуму до 1 января 2006 года. Предложения по новому порядку исчисления акцизов на ГСМ будут внесены в Госдуму до марта следующего года, вместе с тем, разрабатывается проект отмены импортных пошлин на ввоз технологического оборудования для НПЗ и проект федерального закона "Об альтернативных видах моторного топлива".
В отличие от нефтяной отрасли, гораздо больший интерес при обсуждении вызвала ситуация в газовом комплексе. Получилось даже нечто вроде дискуссии. Так, начав свое выступление с тезиса "эру, когда Россия продолжает оставаться сырьевым придатком развитых стран, пора заканчивать", председатель подкомитета по газовому комплексу Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Евгений Заяшников констатировал, что до 2020 года уровень добычи нефти в стране, согласно прогнозам, будет варьироваться от 450 до 520 млн тонн в год, природного газа 680-730 млрд кубометров, а суммарное производство электроэнергии вырастет до 1,215 трл кВт/час. То есть, как видно, доминирует природный газ, тогда как для формирования некоего энергобаланса в стране важным критерием должна стать межтопливная конкуренция. "Газовый комплекс находится в сфере интересов многих субъектов, - отметил Евгений Заяшников, - интересы эти разноплановы и зачастую противоречивы, поэтому так долго, более трех лет, мы пытаемся определить пути его реформирования".
Сегодня, к примеру, уровень доходности российских предприятий позволяет говорить о возможности отмены государственного регулирования оптовых цен на газ для этой группы потребителей. Как известно, "Газпром" обратился с такой инициативой в Правительство еще в марте этого года, предложив начать реализацию газа промпотребителям по рыночным договорным ценам, сохранив для "чувствительных категорий" (населения, ЖКХ и бюджетных организаций) поставки газа по ценам, регулируемым государством. Так вот, эта инициатива все еще рассматривается, поскольку кабинету министров не удалось прийти к единому мнению по этому поводу. "С одной стороны инициатива "Газпрома", как концепция развития газового рынка, была поддержана, но с другой стороны, необходимо разработать защитный механизм, который ограничивал бы возможность злоупотребления монопольным положением по транспортировке газа и одновременно, решал вопрос развития газовой отрасли, концепции которого до сих пор не разработано", - объяснил Евгений Заяшников. "Согласованная позиция о путях развития российской газовой отрасли в профильных комитетах и ведомствах так и не выработана", - заключил он и сообщил, что Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи и "Российское газовое общество" на имя председателя Правительства направили письмо с предложением ускорить принятие решения по организации эксперимента по продаже 10 млрд кубометров газа по рыночным ценам на товарной бирже.
Говоря об этом эксперименте, Евгений Заяшников не без доли критики заметил, что сам "Газпром", наиболее заинтересованное ведомство, "недостаточно настойчиво занимается подготовкой и реализацией либерализации рынка для промышленных предприятий". "В частности, затягивается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, не внесены предложения по правилам биржевой торговли природным газом, не исследованы возможные варианты формирования цены для реализации газа по долгосрочным договорам", - подчеркнул он. И хотя руководство "Газпрома" заявляет, что организация эксперимента не требует никаких изменений нормативно-правовой базы, Комитет Госдумы РФ по энергетике транспорту и связи считает, что для либерализации рынка газа потребуется принятие многих законодательных актов. Речь идет, прежде всего, о поправках в закон о газовом снабжении, в статью, которая определяет регулируемые и нерегулируемые секторы газового рынка, а также о принятии закона о магистральном трубопроводном транспорте для решения, в частности, вопроса о доступе независимых производителей газа к транспортным сетям, заключил он.
Однако выступающий следом член Правления "Газпрома" Виктор Илюшин взял на себя смелось не согласиться и прокомментировать несколько озвученных г-ном Заяшниковым вопросов. "Сожалею, что одним из тезисов в выступлении Евгения Николаевича прозвучало отсутствие доступа к газотранспортным системам. Это не соответствует действительности, - заявил Виктор Илюшин, - потому что практически весь объем газа, который наши партнеры по газовому рынку произвели (мы произвели в 2004 году 540 млрд кубов, а наши партнеры -50), был реализован, то есть получил доступ в "трубу". Правда, оговорился представитель "Газпрома", добытый независимыми производителями газ был реализован не тогда, когда они хотели бы, то есть не в зимнее время. И другое дело, подчеркнул он, что независимые компании хотели бы получить доступ к "трубе" при возможности устанавливать свободные цены на рынке, а реализовать газ не населению, и даже ни предприятиям, а на экспорт. "Поэтому есть проблема, но, тем не менее, вопросы регулирования доступа, на мой взгляд, достаточно узаконены, - заверил он,- даже не 10%, а по существующему порядку 15% транспортных мощностей должны представить для перекачки газа, производимого не в системе "Газпрома". Это соблюдается".
"Евгений Николаевич, я не совсем согласен с тем, что "Газпром" не проявляет инициативы по изменению структуры газа внутри России, - вновь обратился к г-ну Заяшникову Виктор Илюшин , - мы давно говорили о том, что мы хотели бы хотя бы 5 млрд кубометров газа продать на рынке для промышленных потребителей по свободным ценам, и готовы предоставить систему, электронную площадку по реализации. В данном случае, мы хотели бы получить поддержку и надеюсь, что эти 5 млрд не сильно исказили бы газовый рынок, вряд ли принесли бы существенный ущерб конкуренции на этом поприще".
Говоря об установлении свободных цен на газ, Виктор Илюшин напомнил также, что госконтроль в "Газпроме" восстановлен, тогда как большинство промышленных предприятий сегодня принадлежат "выдающимся организаторам этих отраслей советского или уже постсоветского времени". "И хотели бы они получать газ дешевенький, а продавать свою продукцию по мировым ценам", - заключил член Правления "Газпрома". Виктор Илюшин предложил даже перераспределить в пользу регионов часть налога на прибыль и закончил свое выступление на оптимистичной для "Газпрома" ноте: "Надеюсь, что года через два-три при поддержке Федеральной службы по тарифам мы приблизимся к такой цене на газ, что его будет выгодно продавать внутри России".
...И как бы между прочим Виктор Илюшин сообщил, что в 2006-2007 гг "Газпром" планирует направить на газификацию субъектов федерации 30 млрд рублей. "Назовите мне еще какую-нибудь компанию, которая вкладывает такие суммы из своих средств?, - обратился он к присутствующим, - Мы и раньше не мало тратили - 3 млрд рублей ежегодно, а в этом году добавили еще 5 млрд. Нам, конечно, это пока экономически невыгодно, но мы понимаем и надеемся, что цена на газ скоро будет такой, что заниматься реализацией газа в России будет интересно с точки зрения финансов".