24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZ2NJ
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/city/appliances/fridge/, подробнее тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Банки как локомотив удвоения ВВП

Банковский кризис, а вместе с ним и кризис доверия вкладчиков к банкам, случившийся в стране в июне-июле, преодолен. Об этом глава Центробанка Сергей Игнатьев официально объявил 19 августа на заседании Правительства. Новых "жертв" в августе не последовало, очереди у отделений и банкоматов исчезли, а вклады населения из чулок и матрацев вновь вернулись в банки. Как проинформировал Правительство Сергей Игнатьев, "ситуация стабилизировалась и положительная динамика восстановлена, о чем свидетельствует оперативная информация от 140 крупнейших банков". Если с 15 июня по 1 августа доля вкладов в банковском секторе, за исключением Сбербанка, сократилась на 30 млрд рублей или 4% от общей суммы вкладов, то уже в августе прирост только в коммерческие банки составил 18 млрд рублей. Тогда как в Сбербанке за этот же период вклады возросли на 10 млрд рублей или 1% от общей суммы вкладов банка. Причем, отметил глава Центробанка, августовский прирост несколько больше, чем за аналогичный период прошлого года. И даже отзыв лицензий в начале августа сразу у трех столичных банков "Павелецкий", "Диалог-Оптим" и "Кредиттраст" на ситуации на банковском рынке никак не сказался. Можно даже сказать, вообще стался вне внимания. Словом, "антикризисная программа", с которой Центробанк как нельзя вовремя вмешался в июльский кризис - законопроект "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ" /закон, напомним, уже подписан Президентом/, снижение для банков нормативов отчислений ФОР и предоставление Внешторгбанку кредита на покупку Гута-банка - свое дело выполнила, - рапортовал Игнатьев. Банкиры, впрочем, хотя и отмечают, что напряженность миновала, не столь оптимистичны.

25 августа руководители территориальных управлений Центробанка, представители банковских союзов, банков Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей съехались в Екатеринбург на заседание Совета банковского сектора Уральского федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в УрФО. На повестке значился вопрос: "Реализация стратегии банковского сектора, механизмы по обеспечению устойчивости банковской системы и недопущению развития кризисных ситуаций". Иными словами, речь идет о "Стратегии развития банковского сектора в РФ", над разработкой которой Правительство и банковское сообщество работают вот уже более полугода. Документ этот не только определяет процесс реформирования отрасли и является своего рода конституцией для кредитных организаций. По сути, он определяет судьбу экономики страны, отчего напрямую зависит решение поставленной Президентом задачи по удвоению ВВП к 2010 году. Согласно стратегии, локомотивом экономики должна стать именно национальная банковская система.

"Полагаю, что лето было для банковского сообщества горячим, не простым, - такими словами открыл заседание заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин. - Мы все следили за тем, как будут развиваться события, понимали, что ситуация достаточно напряженная. Я хочу выразить благодарность как представителям территориальных управлений Центробанка, так и региональным банкам, за то, что банковская система Уральского федерального округа выстояла, поддержала свой имидж достаточно стабильной, устойчивой системы. Вот уже вторично, после дефолта 98-го, уральская банковская система продемонстрировала на общероссийском фоне свою состоятельность. Сегодня нам с вами предстоит продолжить плановую работу, обсудить ряд актуальных вопросов, в том числе связанных с обеспечением устойчивости банковской системы и недопущения развития подобных кризисных ситуаций".

Основной недостаток, который выявил минувший июль, по единодушному мнению участников Совета банковского сектора УрФО, - это отсутствие четко прописанных, законодательно закрепленных действий как самих банков, так и Центробанка в особенности, в случае подобных кризисных ситуаций. Вице-президент ОАО "Ханты-Мансийский Банк" /Московское отделение/ Владимир Мехряков: "Ханты-Мансийский Банк", по поручению Центробанка, участвовал в рассмотрении вопроса о приобретении банка "Диалог-Оптим". Я лично этим вопросом занимался, рассматривал соответствующие документы. Так вот, я убедился, что в кризисных ситуациях, когда времени нет, банку с каждым днем становится все хуже и хуже, идет вывод активов и прочее, у Центробанка просто нет соответствующих полномочий на то, чтобы принять необходимые, подчеркиваю - жесткие и решительные - меры. В итоге, спасти "Диалог-Оптим" не удалось, лицензия была отозвана. И еще, что хочу отметить, бытует мнение, что кризис в стране был спровоцирован, я заверяю вас - это не так. Я изучал документы банка "Диалог-Оптим", там было столько накопившихся внутренних проблем... Однако Центробанк пытался "Диалог-Оптим" каким-то образом спасти. Хотя, кризис, безусловно, спровоцировали заявления, прежде всего, главы ФСФМ Виктора Зубкова о "черных" списках".

Председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин:итуация июня-июля, несмотря на то, она во многом была создана фоном, сложившимся вокруг отзыва лицензий у московских банков, стремительно развивалась и создала проблемы для многих кредитных учреждений в России. Кроме того, вызвала волнение среди вкладчиков, большой отзвук в прессе. Как помните, Центробанк снизил объемы резервирования в банковской системе и это стабилизировало ситуацию. Поэтому мы сегодня и говорим о том, что нужно расширять инструменты, которыми может пользоваться Центробанк в критических ситуациях, чтобы оперативно реагировать и гасить возмущения в системе, влиять на ситуацию в части основных своих законодательных прав".

Все это, по мнению банкиров, должно найти отражение в главном документе отрасли - стратегии развития банковского сектора, которая направлена в целом на усиление системы надзора, на повышение эффективности и конкурентоспособности российских банков и недопущение кризиса в банковской сфере. На сегодняшний день, документ в окончательном варианте Правительством еще не утвержден. 1 июля стратегия была рассмотрена, в целом одобрена и отправлена на доработку вместе с планом действий по ее реализации. "Тем не менее, - говорит председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова, - я знакомилась с последним вариантом, он, надо сказать, внушает оптимизм. Оптимизм с той точки зрения, нужна или нет России национальная банковская система. В последнем варианте концепции четко прописано, что движущей силой экономики будет являться национальная банковская система. И Правительство, в частности, берет на себя ряд серьезных обязательств по отношению к банковской системе. Например, в такой очень важной части - обеспечение равных конкурентных возможностей коммерческих банков и банков, которые находятся в госсобственности. Более того, равные конкурентные возможности с дочерними учреждениями иностранных банков в России".

Вице-президент ОАО "Ханты-Мансийский Банк" /Московское отделение/ Владимир Мехряков: бсуждение стратегии длилось более полгода, на сегодняшний день от первого варианта практически ничего не осталось, настолько он был видоизменен. В целом, это довольно взвешенный, компромиссный, я бы даже сказал, документ. На первом этапе его обсуждения у банковского сообщества было много вопросов. Например, требование по минимальному размеру уставного капитала банков, определенному в размере не менее 5 млн евро с 1 января 2007 года. Первоначально предполагалось распространить это требования для всех банков. Однако банковскому сообществу удалось отстоять такую формулировку: действующие банки продолжают существовать даже, если их капитал на 1 января 2007 года не достиг 5 млн евро. Но при обязательном условии, что у всех действующих банков размер их собственных средств будет зафиксирован, начиная с 1 января 2007 года, после чего он не должен снижаться. То есть, требования по минимальному размеру собственного капитала не менее 5 млн евро с 1 января 2007 года будут устанавливаться только для вновьсозданных банков".

Второй важный вопрос, вокруг которого в ходе обсуждения стратегии разгорелись дебаты, касается иностранных банков, приход которых в Россию, безусловно, настораживает. Здесь банкам в итоге также удалось отстоять свою позицию, запрещающую иностранным банкам открывать на территории России свои филиалы, будут только дочерние предприятия. "Я как ученый, доктор экономических наук, профессор, изучал опыт Польши и Чехии, - говорит Владимир Мехряков, - Так вот, когда экспансия западных банков в Польшу и Чехию закончилась, оказалось, что 70-80% экономики этих стран контролирует западный капитал. Страны потеряли национальную экономику как таковую. В Польше, как известно, 25% сельского населения, которое сегодня, как ни парадоксально, живет за счет привозной голландской картошки".

Министерство финансов РФ рассчитывает, что в результате реализации мероприятий, предусмотренных стратегией, а также завершения банковской реформы, к 1 января 2009 года роль банковского сектора в экономике страны будет характеризоваться такими параметрами: активы банковского сектора составят 56-60% от ВВП /в настоящее время 42,2%/, совокупный капитал банков возрастет с нынешних 6,1% до 7-8% от ВВП, кредиты реальному сектору экономики увеличатся с 18% до 26-28% от ВВП. Кроме того, в рамках стратегии и банковской реформы предусматривается ряд мер, направленных на повышение прозрачности банков - развитие потребительского кредитования, увеличение капитализации, повышение конкурентоспособности банковского сектора. При этом Минфин и ЦБ РФ заявляют, что не планируют влиять на изменения количества кредитных организаций: "Число банков может сокращаться только рыночным путем". Между тем, напомним, в июле на заседании Правительства после вмешательства Центробанка в ситуацию на рынке и объявления о поглощении проблемного "Гута-банка" Внешторгбанком премьер-министр РФ Михаил Фрадков весьма однозначно заявил, что " важнейшим элементом государственной политики по отношению к кредитным организациям станет стимулирование их укрупнения путем добровольного объединения и слияния, с учетом поддержания конкурентной среды, в том числе на локальных рынках". На что банкиры, впрочем, смотрят скептически: "Заявление Михаила Фрадкова, на мой взгляд, абсолютно не адекватное, - высказался в ице-президент ОАО "Ханты-Мансийский Банк" /Московское отделение/ Владимир Мехряков, - ведь было сказано именно "стимулировать". Каким образом? Таких слов, на мой взгляд, вообще не должно звучать из уст правительства. Этот процесс, процесс добровольного объединения и слияния, укрупнения банков, должен идти, что называется, эволюционным путем".

Но, вернемся к теме заседания в Екатеринбурге. Как отметила председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова, в разработке стратегии региональные банковские сообщества активно участвовали с самого начала, свои проекты и предложения направляли в Правительство через Ассоциацию региональных банков России и Ассоциацию российских банков. Так, в марте этого года Совет банковского сектора Уральского федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в УрФО отправил свои предложения в Правительство, часть из которых была учтена. На нынешнем заседании участники Совета, обсудив первый в повестке вопрос, перешли к подготовке предложений Правительству по разрешению назревших в банковском сообществе проблемы снижения себестоимости банковских услуг и необходимым изменениям в местном налогообложения банков.

"Я был одним из инициаторов второго вопроса, - говорит исполнительный директор ассоциации кредитных организаций Тюменской области Михаил Микульский. - Дело в том, что при заключении договоров аренды помещений, земельных участков, установлении ставок земельного налога или выкупа земли, для банков в местном налогообложении установлены коэффициенты на уровне коэффициентов для игрового бизнеса и ночных клубов. Завышенные коэффициенты, ставят банки не в равное положение с другими организациями и учреждениями, на себестоимости банковских услуг это сказывается самым прямым образом. Если смотреть актуальность этого вопроса, то, например, только в Тюменской области 20% банков находятся в арендованных помещениях. Пути решения здесь мы видим в необходимости приведения в порядок местного налогообложения, ведь развиваться банкам надо в равных условиях с остальными организациями".

Еще одна общая для отрасли проблема – высокие издержки на выполнение не свойственных банкам государственных функций. Так, по словам председателя Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашинаа, банк только за полгода принимает и обрабатывает порядка 4 млн налоговых платежей – т.е. единиц документов, бесплатно. Плюс банк несет расходы по обеспечению других не свойственных функций, причем, социального свойства, например, выплата детских пособий, пособий по безработице и многое другое. "В условиях рыночной экономики такая нагрузка существенно снижает эффективность деятельности банка, препятствует возможностям развития, новым инвестициям, которые по оценке Уральского банка Сбербанка России, означают 90-100 млн рублей в год прямых затрат на выполнение госфункций, - заявил Владимир Черкашин, - например, налоговое администрирование. Принимая налоговые платежи, мы должны иметь помещения для того, чтоб к нам пришли, должны принять наличные деньги, внести в кассу, обработать, в тот же день подготовить платежные поручения, перечислить деньги в бюджет налоговым органам, произвести доставку документов. Эта работа для нас весьма затратна. Мы полагаем, каждый такой платеж и его обработка требует около 10 рублей, мы выполняем это бесплатно, посчитайте сколько это за полгода затрат. Плюс все другие виды госфункций...".

Кроме издержек на выполнение госфункций, не связанных с текущей деятельностью, участники заседания отметили и излишнюю отчетность: в год кредитные учреждения составляют в среднем до 80 000 листов отчетности. Все это, по мнению участников Совета, осложняет работу, а главное - развитие -любой банковской структуры. И на эти факторы, в свете возложенной на банковский сектор миссии "локомотива ВВП", государству стоит обратить внимание. Свои предложения по вопросам местного налогообложения и проблеме снижения себестоимости банковских услуг Совет банковского сектора Уральского федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в УрФО намерен довести до Правительства в самое ближайшее время.

 

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС