ТЦ - тот же рынок, но под "крышей"?
Тернист путь к капиталистическому счастью. Россия это почувствовала сразу. И особенно ярко, когда ее граждане стали в массе своей вынужденно уходить с производственных предприятий, чтобы со всей безразмерной страстью русской души броситься в сферу “бизнеса”. Само понятие бизнеса в России долго ассоциировалось с “купи-продай”. И это, отчасти, верное понимание. Россияне стали зарабатывать /кто на хлеб, кто на хлеб, масло и икру впридачу/, перепродавая китайские трусы и турецкие кожанки. Открылось бессчетное количество мелких лавочек с разнообразным товаром. Россия превратилась в один огромный базар. Никто ничего не производил, зато все одевались в китайские подделки. Экономика страны была похожа на одежду бомжа – вся в дырах и жутко грязная от “черного” капитала. Но времена меняются, хотя они еще и свежи в памяти.
Настала пора задуматься над приоритетами развития в России торговли, в том числе и розничной. Эпоха “дикого” капитализма наплодила несметное количество “бутиков”, ларьков и прочих “забегаловок”, разброс цен в которых, как и качество товаров был ошеломляющим. Причем совсем не обязательно при этом цена должна была соответствовать качеству товара. Вот в эту-то эпоху предприимчивые предприниматели решили перенять с запада еще одну светлую мысль развитого капитализма - создать “современные” торговые центры – эдакий рынок под крышей, куда стекаются люди в надежде купить не очень дорогую, но качественную вещь. Ни для кого не является секретом, что арендаторами торговых площадей в таких центрах выступали в основном такие же рыночные торговцы, которые продавали одни и те же вещи и на рынке, и в торговом центре. За тем только исключением, что на рынке вы могли свободно торговаться и существенно сбить цену, а торговаться в магазине у россиян как-то не принято. Поэтому клиенты таких торговых центров с радостью покупали рыночный ширпотреб по значительно завышенной цене, в которую входила немалая арендная плата за место в ТЦ.
Оставим на время в стороне рассуждения о загадочной русской психологии и отсутствии у русского человека культуры торговли /так на “высококультурном” Западе, например, чрезвычайно уместно требовать скидки, VIP-карты и прочие преференции по каждому поводу и без повода, и это абсолютно нормальное явление/.
В далекие советские времена по ГОСТам торговый центр начинался с 650 квадратных метров. Сегодня такие магазины - не конкуренты современным торговым центрам. Торговые центры развиваются, их с каждым годом становится все больше, сами она становятся крупнее. Разумеется, для покупателя очень удобно – посетить такой торговый центр, а не искать по всему городу по множеству мелких магазинчиков какой-то товар. С другой стороны, для торговцев тоже выгодно работать под одной крышей со своими конкурентами – возрастает поток клиентов, растут объемы продаж, и соперничество в торговле перерастает в симбиоз конкуренции и выгоды.
Получается, что минусов у такого явления как торговый центр нет? Не стоит спешить с выводами. Появление торговых центров в крупных городах, безусловно, кроме всего прочего выгодно мэрии и правоохранительным органам. Розничная торговля выходит из тени рынка, легализуется, оцивилизовывается. Однако, вспомните, что произошло с торговым рынком ИТАЛ, располагавшимся в самом выигрышном месте Екатеринбурга - на улице Вайнера? Его переместили на гораздо менее удобный для торговли участок. Между тем, на той же улице Вайнера появился большой торговый центр “Успенский”, который оттянул на себя большинство клиентов старого ИТАЛа. Теперь, несмотря на то, что в ИТАЛе часто вещи менее дорогие, а по качеству не уступают тем, которые продаются в “Успенском”, люди идут именно в торговый центр. Появление торговых центров сказывается пагубным образом на благополучии мелких магазинчиков розничной торговли. Развитие ТЦ влечет появление на региональном рынке крупных ретейлеров, которые не позволят развиваться более мелким. Хотя явление, в принципе, нормальное: практически – мировая тенденция.
Торговые центры в Екатеринбурге плодятся и множатся. Заместитель главы города Екатеринбурга Виктор Контеев на состоявшемся накануне на брифинге “Современный торговый центр” поведал о темпах развития торговый центров в городе: “Торговых центров в Екатеринбурге 29. Главная задача на сегодня - обеспечить такой уровень конкурентоспособности и качества той услуги, которую оказывают, с тем, чтобы покупатели уходили максимально удовлетворенными из этого торгового центра. Очень важна комплексность оказания услуг для формата торгового центра – не только возможность купить товар, но и получить максимально возможные услуги. Нам нужно в городе строить современные торговые центры. Строить будем много. Только на этот год до 120 объектов торговли и общепита будет введено, в том числе и по формату торговых центров. По стратегическому плану у нас должно быть построено более 60 торговых центров ”.
А надо ли столько торговых центров Екатеринбургу? Разумеется, многое зависит и от покупательной способности населения. Каждый ТЦ рассчитывает на свою целевую группу клиентов. Так, например, строящийся сегодня в Екатеринбурге на пересечении улиц Малышева- Сакко и Ванцетти торговый центр “Гермес-Плаза” будет рассчитан на людей с доходом “выше среднего”. “Покупатели будут приезжать на автомобилях и только на автомобилях”, - сообщил на брифинге гендиректор “Общества Малышева-73” /которое и ведет данное строительство/ Павел Кузнецов.
Что касается строительства второй очереди сети Купец /на улице 8 марта/, то планируется, что она будет сдана ко Дню города. Торговые площади продовольственных товаров увеличатся в два с половиной раза. На втором этаже появятся промтоварные магазины. Когда будет закончена третья очередь, площадь этого магазина увеличится до 50 тысяч. Внушает? Даже любопытно, неужели такое огромное количество товаров будет раскупаться екатеринбуржцами? Вопрос риторический – так просто на удачу такие комплексы не строят. Видимо, хозяева полагают, что площади действительно будут окупаться…
Есть, правда, множество сопутствующих проблем. Одна из них – парковочные площади. Сегодня даже ТЦ “Успенский” обеспокоен проблемой отсутствия рядом парковки для своих клиентов. Гендиректор Леонид Базеров: “Самая основная проблема – это паркинг. Мы думаем, как решить эту проблему - построить паркинг у нас в квартале, построить переходную галерею на уровне третьего этажа”. И это, не смотря на то, что: “Наш основной покупатель – те, кто ходит пешком, ездит на общественном транспорте. Это молодежь, в основном девушки, студенческая молодежь ”. В этих словах содержится намек на две тенденции современных торговых центров Екатеринбурга. Первая – привлечение новых клиентов с разным уровнем достатка. И даже, если основной клиент -“студенческая молодежь”, ТЦ не ограничиваются одной целевой группой покупателей. Вторая тенденция – это, действительно, парковки, дабы обеспечить доступ до товаров людям состоятельным. Так в проект ТЦ “Гермес-Плаза” неслучайно включена трехэтажная парковка, так как разместить ее вне здания в центре города просто не возможно. Частично строительство будущих торговых центров в Екатеринбурге будет вестись на окраинах города, так как там есть место и для самого строительства, и для больших парковочных площадей.
Еще одно направление развития торговых центров – социальный аспект. Торговые центры собираются привлекать покупателей не только удобством расположения самих ТЦ, но и различными социальными благами. Например – некоторые торговые центры Екатеринбурга разбивают рядом парки для отдыха своих клиентов, используют свои площади для размещения точек общепита, ремонта одежды, обуви и тому подобного.
Бизнес в России становится более цивилизованным, в том числе и бизнес розничной торговли. И это не может не радовать. Вроде бы все делается для удобства клиента. Однако если основная часть розничной торговли будет заключена в рамки торговых центров, то возникает закономерный вопрос – как это скажется на ценовой политике крупных ретейлеров в данном регионе /так как именно они будут диктовать свои цены/ и насколько будет оставаться открытым рынок для других крупных ретейлеров. В современной России крупным оптовикам незачем вступать в конкуренцию /тем более конкурировать ценой/, так как, если один крупный оптовик пришел в город или регион, то другому гораздо проще занять другой город или регион, чем вступать в конкуренцию на одном рынке, бороться за одних и тех же клиентов. Возможно, эти страхи несколько преждевременны, однако, думается, небеспочвенны. Жизнь покажет…