Спам: бороться, скрыться или приспособиться?
Назойливый, раздражающий спам, на который нужно тратить время, хотя бы для того, чтобы нажать на клавиатуре "delete". Такие письма меняют форму, ведь простое рекламное сообщение глаз воспринимает уже не так хорошо. Получаешь письма "Привет. Я хочу тебе рассказать…" или "Внимание! Это не спам, это способ заработать деньги" долю секунды думаешь, кто же тебе написал, потом понимаешь, что очередной спамер. Корпоративные пользователи e-mail страдают от этого еще сильнее, чем отдельно взятые, потому что и поток массовых рассылок больше, и ящик "засвечен", и сильный фильтр не поставишь, ведь важное письмо запросто не дойдет. Вот и приходится копаться в электронном мусоре, выискивая нужные сообщения.
Сам термин спам появился в комедийном английском телесериале 70-х годов "Летающий цирк Монти Пайтона". В одном эпизоде, когда действие происходило в ресторанчике, всем посетителям там предлагали меню, состоящее из консервированной ветчины "спэм". Стройный хор распевал: "Спэм! Спэм! Спэм! Любимый спэм!" и так далее. О "спаме" вспомнили в 1990-х, когда компании публиковали свои рекламные объявления в новостных конференциях Usenet, далее электронный мусор перекочевал в Глобальную паутину, которая послужила самой благодатной почвой для его существования и развития.
В России рост объема спама превышает рост числа пользователей Интернет и составляет 25-30% в год. Известный журналист, писатель Максим Кононенко (Mr. Parker) пояснил Накануне.RU, что дело даже не в трафике и дисковом пространстве. "Спам делает электронную почту нефункциональной для тех людей, у которых переписки не очень много. Если я получаю сто спамных писем в сутки на сто реально адресованных мне писем - это еще куда ни шло. А когда человек, который заглядывает к себе в ящик раз в несколько дней, получает сто писем в сутки на одно адресованное ему письмо в неделю - он его попросту не найдет".
А по мнению некоторых аналитиков, через какое-то время, если не будет предпринято серьезных мер по борьбе со спамом, сервис электронной почты может просто перестать существовать, серверы не справятся с нагрузками. В частности, так считает председатель правления международной конференции обществ потребителей Дмитрий Янин. В качестве решения проблемы он предлагает ввести плату за исходящие сообщения с электронных адресов. Правда, такой метод станет эффективным лишь в том случае, если его будут применять провайдеры во всем мире.
"Я не скажу, что спам безобиден (не случайно эту проблему обсуждают на уровне ООН). Его опасность, кроме тех прямых убытков, которые несет пользователь, когда он тратит свой трафик, заключается в том, что многие сообщения носят криминальный характер, то есть рассылается противозаконная информация. Во всем мире потери граждан от подобного рода мошенничеств составляют сотни миллионов долларов. Если плата будет сбалансирована, то экономические рычаги станут более эффективными, чем правовые. Спам – это целая индустрия, которая процветает. Рано или поздно мы придем к тому, что сервис электронной почты станет платным", - заявил Накануне.RU Дмитрий Янин.
В том, что проблему спама отчасти удалось бы решить с помощью "экономического кнута" уверен и генеральный директор компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов. Но эксперт оговаривается, что даже такая мера избавит от мусора лишь частично ведь, "иначе бы наши обычные почтовые ящики не были бы забиты бумажной рекламой. Стоимость создания и доставки в ящики этой рекламы не равны нулю, тем не менее, её в ящиках полно". Но, в любом случае, Игорь Ашманов считает, что "нет такой силы, которая за относительно небольшой срок может заставить весь мир модернизировать установленное почтовое ПО. В мире сотни тысяч почтовых серверов, многие из которых давно уже не администрируются, но работают и передают почту".
Вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова также придерживается мнения, что идея о введении платы за исходящие письма просто неосуществима: "Обсуждать введение подобного закона по всему миру просто наивно, мировое сообщество не может договориться и по более серьезным вопросам".
Но даже если исходящие когда-нибудь и станут платными, то это случится лет этак через --цать, а спам одолевает сегодня, и, чем дальше, тем больше. Впрочем, всему есть предел. Как заявил Накануне.RU Игорь Ашманов, процентное содержание спама в почте уже практически стабилизировалось. О том же самом говорит руководитель юридического бюро "Адвокатское бюро №7" Александр Глушенков. "Новые рекламодатели не приходят, так как понимают, что далеко не всегда спам – это эффективное средство рекламы. В итоге количество пользователей Интернета будет расти, соответственно, вырастет и количество спамеров, но не в процентном соотношении", - считает юрист.
Вместе с тем, никто не говорит, что электронного мусора станет меньше, а то количество, которое существует, уже создает неудобства. Это при том, мы получаем минимальную долю от общего потока массовых рассылок. Вице-президент Mail.Ru рассказала Накануне.RU, что около 85% почтового потока, приходящего на сервера, составляют спам-сообщения. "Тем не менее, наши пользователи получают не более 1% спама. Этот процент можно было бы еще уменьшить, ужесточив фильтрацию, но лучше доставить несколько "сомнительных" писем, чем не доставить одно важное", - добавила Анна Артамонова.
Теоретически, помимо фильтров существует еще одна защита от спама – юридическая. После вступления в силу 1 июля 2006 года новой редакции закона "О рекламе" РФ электронный мусор впервые попал под действие российского законодательства. Теперь нельзя рассылать рекламу без предварительного согласия абонента. Также запрещается автоматическая массовая передача рекламных сообщений.
Наверняка, у каждого пользователя, который замучился удалять рекламные сообщения, не раз появлялось желание достать этого спамера и как-нибудь наказать его. Тут же вспоминается известный анекдот: "Убит известный спамер. Подозреваются все пользователи Рунета". Согласно закону, привлечь к ответственности человека, засоряющего электронную почту, можно через суд, однако этот закон не работает. По словам юриста Александра Глушенкова, людей, занимающихся массовыми рассылками, остановить проблематично. Нужен инициатор, который, подав заявление, выступит в роли потерпевшего, тогда кого-то еще можно привлечь к ответственности. Но таких заявлений не было.
Но даже если бы этот закон и действовал, то проблема спама все равно бы не решилась, ведь он стекается в электронный ящик со всего мира. Лидером по количеству виртуального мусора являются США, хоть там против массовых рассылок действуют достаточно жесткие законы, но они только загоняют спамеров в криминальную область, не уменьшая их количество. |
Мировое Интернет-сообщество пока не может избавить Глобальную сеть от спама. "Если компьютерные вирусы, которым уже почти 30 лет, и против которых есть жёсткие уголовные законы с большими сроками (причём ловят и сажают на самом деле), не исчезли, а только крепчают - то почему более молодой и выгодный спам должен быть менее устойчивым?", - рассуждает Игорь Ашманов.
Бороться с массовой рекламой пытаются пользователи, создавая список заказчиков спама и помещая их в открытом доступе, чтобы страна, как говорится, знала своих "героев". Но по сравнению с объемом навязанной рекламы такая мера является, скорее, акцией мщения и принципиально решить проблему, конечно же, не может. Хотя здравое зерно в таких акциях есть, ведь спрос рождает предложение и уничтожение спроса сократит количество спама.
Что же касается отдельных абонентов, то защитить свои электронные ящики от нежелательных рассылок можно соблюдая элементарные меры предосторожности, то есть не оставляя адрес своей почты в открытом доступе. Например, на мою личную почту долгое время не приходило вообще никакого мусора, пока однажды я забыла скрыть e-mail, зарегистрировавшись на одном из порталов. В итоге почтовый адрес попал в базу данных спамеров. Но рассылки приходят в отдельную папку и удаляются все разом, не доставляя особого беспокойства. Кроме того, практически в каждой почте есть функция усиления или ослабления фильтра. Если он отсеивает важные письма то можно, в конце-концов, сменить ящик.
Различным компаниям, организациям, СМИ намного труднее, поскольку, чаще всего, скрывать адрес своей почты они не могут. И рецептов здесь, кроме выбора качественного фильтра, нет. "Фильтры спама стали весьма эффективны, но в этой гонке спамеров и антиспамеров все равно выиграют спамеры", - считает Максим Кононенко. Абоненты переломить ситуацию не в состоянии, провайдерам избавляться от мусора просто не выгодно, ведь чем больше трафик, тем больше доходов. "Конечно, многие провайдеры борются со спамом, ставят фильтры на свои почтовые серверы, но они не заинтересованы сокращать трафик", - подчеркнул Александр Глушенков. И покуда будет так, надеяться остается лишь на технологические средства, которые совершенствуются с развитием спама...