Олимпийский старт - он ни с чем не сравним
Олимпийские старты хотя бы в укороченном виде, хотя бы раз в день в новостях, а так или иначе понаблюдали, наверное, все в сознательном возрасте находящиеся россияне. Мы смотрели, болели, ругались, радовались, мы переживали. У нас рождались вопросы - и про судейство, и про допинги, и про то, почему мы нынче с тяжелейшим трудом, ближе к концу афинского праздника спорта вышли на приличный уровень золота, серебра и бронзы олимпийского достоинства. В принципе большинство из этих вопросов - риторические, то бишь ответ на них мы или сами знаем, или его нет вообще. И, тем не менее, многим стали интересны в этот олимпийский август мнения не только друзей, коллег и знакомых, но и сведущих в большом спорте людей. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" Наталья Каштанова – заслуженный тренер России по художественной гимнастике, чемпионка мира, воспитавшая олимпийскую чемпионку Сиднея-2000 Марию Нетёсову делилась своими впечатлениями от выступлений наших спортсменов на Олимпиаде-2004. Ниже мы публикуем печатную версию этого интервью.
Вопрос: По Вашему мнению, насколько удачно выступает российская сборная?
Наталья Каштанова: Мы привыкли, в силу того, что у нас богатая большая страна, всегда быть в лидерах. Я, конечно, не считаю, что эта Олимпиада была для нас удачной, хотелось бы лучше. И начало Олимпиады - мы же видели, как трудно складывались и шли наши золотые медали. Я надеюсь, что к финишу положение выправится. Есть надежда, в частности, и на наш вид спорта, и на синхронное плавание, и на легкую атлетику- есть достаточно надежд.
Вопрос: Когда наша сборная уезжала в Афины, чиновники из олимпийского комитета говорили, что наши спортсмены будут лидерами, мы станем первыми по количеству медалей. Вы разделяли такие смелые оптимистичные прогнозы?
Наталья Каштанова: Надеяться на лучшее надо, конечно, всегда. Тем более тренеры, которые работают на большой спорт отдают много сил. Конечно, разделяла. И хотелось бы очень этого добиться.
Вопрос: На Вш взгляд,почему так неудачно выступила Светлана Хоркина? Она ведь была основной претенденткой на золото?
Наталья Каштанова: Трудно говорить. Олимпийский старт - он ни с чем не сравним, об этом многие говорят. И спортсмены, и тренеры. Конечно, может быть волнение. Она самая титулованная из всех гимнасток выступала. Потом, вы знаете, бывает такой последний страх. Или переволновалась, или перестраховалась, но вот что- то такое было. Видели, когда ее показывали при выставлении оценок? И недовольство ее понятно. Когда не ставят заслуженные оценки, очень обидно. А, с другой стороны, мне в ее выполнении упражнений показалась некоторая сдержанность движений. Не раскованность и уверенность в себе, а все- таки какая-то внутренняя подстрахованность, сдержанность.
Вопрос: А Вам не кажется, что на этой Олимпиаде мы, имеются в виду и болельщики, и олимпийский комитет, надеялись на одних, а побеждали совсем другие? Хоркина проиграла, Попов вообще выбыл из соревнований. Между тем, наши гребцы берут золото, чего от них вообще никто не ожидал. А Михаил Игнатьев, победивший на велотреке…
Наталья Каштанова: У титулованных есть раскрутка, нацеленность на победу, но и большая ответственность, очень большая ответственность. А у молодых , мне кажется, есть, что называется, адреналин в крови, бесшабашность молодая, азарт. Мне кажется, что им это очень помогает в стартах. Ставят на одних, а молодым, что им терять, - нечего, им надо зарабатывать свое будущее. И они идут на риск, стараются вовсю. Где- то, может быть, зрелый посчитает это не правильным по раскладу сил, а молодой идет напролом и у него получается. И дай бог! Нет, это очень приятно, когда на молодых не ставят, а они показывают отличный результат. А потом и соперники также не берут во внимание, держат известных в поле зрения. Получается эффект неожиданности. Он чувствует молодой, как на велотреке, что он пошел, и пошел - и молодец. Выпустили парня из внимания. Думаю, по этим стартам, по количеству золотых медалей, будут присматриваться уже к другим атлетам.
Вопрос: А много ли у нас молодых, талантливых спортсменов, например, в художественной гимнастике?
Наталья Каштанова: У нас в юниорском возрасте спортсменки выступают на Европе только в групповых упражнениях. Такой статус соревнований. А взрослые соревнования - Чемпионат мира или Олимпиада, там только взрослые девочки, то есть после 15 лет. Вот сейчас наша екатеринбуржская спортсменка Оля Блоцких, ей 15 лет, она выступает в составе команды России.
Вопрос: Надеетесь, что победит?
Наталья Каштанова: Я не буду заранее говорить. Старт еще впереди. Надежды всегда есть, они должны быть, без этого не добиться больших результатов.
Вопрос: Оксана Веревка, пловчиха из Сургута, вернувшись домой из Афин, назвала несколько причин неудачного старта нашей сборной. Первое - в России нет нормальной базы для подготовки спортсменов высшего класса, второе - предвзятое отношение к русским, третье - слабая юридическая поддержка. Вы согласны с этим?
Наталья Каштанова: Действительно, не хватает нормальной базы для подготовки спортсменов. Начнем с низов, с родных спортивных школ. Во- первых, их мало - позакрывали, все об этом говорят. Детский спорт остался без внимания, а ведь именно оттуда все поднимаются. Нет баз. По своему виду спорта я скажу, что у меня в городе самые лучшие условия для тренировок, для работы. Что такое лучшие условия? Это деревянный помост на вираже манежа, то есть в этом манеже одновременно занимаются спортсмены многих видов спорта, шум. И это еще лучшие условия. Почему? Я могу сидеть у себя на пятачке с утра до вечера, меня никто не сможет выгнать, а у других школ что? Своего зала нет, все арендуют. При областном министерстве спорта есть единственный зал. Все - больше нет, мы все на аренде, а аренда это что? Деньги. Есть - заплатим и то за ограниченное время. И много очень детей в одном месте, в одном зале. Так разве можно работать на большой спорт? Хотя, с другой стороны, вот уже третья олимпиада, в которой участницы из нашего города, значит можно работать и результата добиваться. Еще одна проблема, без денег сейчас никуда. Но ведь правильно говорят, что тренер должен делать свое дело в зале. Я думаю, что все с этим согласятся. А финансировать, бегать, решать организационные вопросы... Кто- то рядом должен быть такой, кто бы заинтересовался. И еще, я думаю, за 3 олимпиады уже можно и нужно какую-то систему подготовки спортивных личностей построить.
Вопрос: А что касается предвзятости судей?
Наталья Каштанова: Я могу согласиться с этим по своим годам выступления. Нас тогда боялись, а тогда мы гремели во всех видах спорта. Вы знаете, чувство патриотизма - не плохое чувство. Я не понимаю, почему сейчас это настолько закрыто. Ведь нужно знать, для чего ты тренируешься, какие- то святые моменты должны быть в твоей душе, когда ты все силы отдаешь на занятиях. Должно быть чувство патриотизма, любви к своей родине. Она и начинается в спортзалах, когда ребенок только первый этап начал на пути в большой спорт. Конечно, он должен знать, когда он отдает здоровье, что ему будет гарантирована моральная и материальная поддержка. Он должен быть обеспечен достойно, чтобы уважал себя и знал, что за ним- маленьким спортсменом стоит большая страна.
Вопрос: Выступление Алексея Немова, когда зал освистывает судей, некоторые оценки меняют. Такого в истории олимпиад еще не было. Это подтверждение предвзятости судей?
Наталья Каштанова: У нас похожие виды спорта. Великолепно он выступал. Конечно, были помарки. Ну, когда приземление идет на колени у его соперника, это разве не ошибка? А оценка другая. Я в этот раз вообще удивлена - в спортивной гимнастике судейство настолько сплоченно зажимает наших!
Честно должно быть все. Хотя, это красиво сказано. Я знаю спорт есть спорт и это тоже политика. Она и в спорте, и везде. Но ведь какой- то предел должен быть, за рамки некоторых правил нельзя переступать. Если Немов сделал ошибку - да, я понимаю есть пробелы - зажать можно, но не настолько, как в этот раз было. Посмотрите, вся аудитория 12 минут не отпускала его вообще. Я не знаю, как можно это было допустить, такой факт нельзя выпускать из виду нашим чиновникам. Надо биться, и за результат надо биться. Если не последует реакции на все это безобразие, нашей реакции, тогда с нами так и дальше будут поступать, если мы ничего не будем предпринимать. Надо юридически бороться и не просто подать некую бумажку. Надо доказывать свои силы, свою правоту, надо поставить себя так, чтобы все знали: мы большая страна и с нами так нельзя поступать
Вопрос: Тогда получается, что права Оксана Веревка, говоря о том, что у наших спортсменов слабая юридическая поддержка.
Наталья Каштанова: Должны быть психологи, должны быть юристы. Ведь трудно работать слаженно в групповых видах спорта. Когда 5 человек совершенно разного характера выходят на площадку это просто необходимо.
Вопрос: Лишение золота метательницы ядра Ирины Коржаненко. Законно, на Ваш взгляд?
Наталья Каштанова: Я не знаю, по какому препарату ее лишили. Но факт подтвержден. Должен быть в России какой- то институт, который следил бы за допингами, который вовремя бы их выводил. Как же так можно было 4 года проспать все в этом направлении? Тем более у нее были предупреждения, ее пожизненно лишили. Ведь должен же кто- то у нас следить и проверять, и контролировать. И не в последний месяц перед Олимпиадой, а вести весь цикл подготовки. Это очень серьезный вопрос. А на зимней Олимпиаде что у нас было, помните?! Видимо, мало этому внимания уделяем. Не секрет ведь, что в профессиональном спорте все равно допинги есть. Надо просто правильно подходить к этому вопросу.
Вопрос: Допинг-скандалы – неизбежная часть любых соревнований, особенно Олимпиад?
Наталья Каштанова: Я думаю, что это такой специальный ажиотаж, возрастает лишняя напряженность, а, может, специально делается, кто выдержит - тот выдержит. Психологическая атака.
Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы