ВИЗ-сталевый мир или перемирие?
28 июня иностранные и российские акционеры "Верх-Исетского металлургического завода" (ОАО "ВИЗ") подписали мировое соглашение. Тем самым в пятилетнем противостоянии, связанном с бывшим и нынешним имущественным комплексом завода, поставлена точка. Об этом в минувшую пятницу на пресс-конференции в Екатеринбурге сообщили генеральный директор ОАО "ВИЗ" Михаил Подковыркин, генеральный директор ОАО "Межотраслевой концерн "Уралметпром" Александр Полозов и генеральный директор ОАО "ВИЗ-Сталь" Массимо Денти. Переговоры о мирном урегулировании спора длились более полугода и, по словам представителей каждой из сторон, достигнутые договоренности и соглашение о дальнейшем сотрудничестве весьма положительное событие. Конфликт исчерпан, "все остались довольны" - заверили журналистов участники пресс-конференции и даже посоветовали не вспоминать историю многолетних распрей.
Краткая справка: Верх-Исетский железоделательный, а позднее металлургический завод ведет свою историю с 1726 года. Одно из старейших промышленных предприятий на Среднем Урале. Основной вид деятельности – производство холоднокатанной электротехнической стали. "ВИЗ-Сталь" – единственное в России и крупнейшее в Европе предприятие, специализирующиеся исключительно на производстве сортов стали, применяемых при производстве электрических трансформаторов. Сегодня "ВИЗ-Сталь" контролирует порядка 10% мирового рынка электротехнической стали.
Стоит признать, что схема "увода" имущества ВИЗа за границу получилась достаточно запутанной. В 1997-98 гг, когда промышленность в России переживала кризис, Верх-Исетский металлургический завод столкнулся с серьезными проблемами (по сравнению с серединой 80-х, выпуск стали сократился почти в 10 раз). И руководство предприятия, дабы избавиться от долгового бремени и "сохранить" производство, выбрало испытанный путь - создание "дочки" (ООО "ВИЗ-Сталь"), уставной капитал которой Верх-Исетский завод оплатил собственным имуществом. Возглавил фирму Алексей Кавтрев, сын генерального директора ВИЗа Владислава Кавтрева.
И Кавтрев-отец передает фирме сына основные фонды предприятия, а это, прежде всего, самый прибыльный цех холодного проката. Причем, активы завода на баланс "дочки" отошли по вполне "семейным" ценам. Вскоре 100% долей ООО "ВИЗ-Сталь" были отчуждены двум малоизвестным компаниям: по договору мены ценных бумаг 90% были переданы ООО "Торговый дом "Квадро-С", еще 10% - ЗАО "ФИК "ВИЗ - Инвест". В том же году эти активы, равно как и 45% акций самого Верх-Исетского завода, оказываются у кипрской офшорной компании Vetrade Ltd, контрольный пакет акций которой приобретает итало-швейцарская фирма Duferco, известный в мире металлотрейдер. (Duferco знаком Свердловской области по участию в акционерном капитале Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК) и Нижнетагильского завода по производству труб большого диаметра).
Причем, продали г-да Кавтревы "ВИЗ-Сталь", занизив стоимость имущества ВИЗа почти в 100 раз. По некоторым данным, фактическая стоимость цеха холодного проката на 1 января 1998 года оценивалась в 264 млн рублей, тогда как заводские корпуса, цеха и оборудование оценили в 2,2 млн рублей - сумму, которая была записана в уставной фонд "ВИЗ-Стали". Сумма же сделки, по которой компания "ушла" в руки офшоров и вовсе составила смехотворные несколько десятков тысяч долларов. Как полагают эксперты, реальная стоимость сделки была изначально занижена, чтобы избежать тем самым крупных налоговых выплат.
Так вот, о продаже "ВИЗ-Стали" российским акционерам Верх-Исетского завода, пострадавшим от проделок кавтревского "семейного подряда", стало известно лишь в 2000 году. С тех пор между дирекцией завода и концерном "Уралметпром" (владеющим около 20% акций ВИЗа) завязались напряженные судебные баталии, а в отношении Владислава Кавтрева даже возбудили уголовное дело.
Но что поразительно. Сегодня, когда стороны, казалось бы, достигли за столом переговоров мирового соглашения, ВИЗ, "Уралметпром" и сама фирма Vetrade Ltd продолжают упорно хранить молчание, скрывая данные о том, когда, у кого и по какой цене иностранцами было выкуплено рентабельное производство Верх-Исетского завода. Нынешний состав акционеров завода, а также "ВИЗ-Стали" участники пятничной пресс-конференции раскрывать тоже отказались. Генеральный директор ВИЗа Михаил Подковыркин лишь подтвердил Накануне.RU, что "ВИЗ-Сталь" по-прежнему подконтрольна Vetrade Ltd, небольших акционеров (среди которых есть ветераны и рабочие завода) осталось менее 10%. А г-да Кавтревы больше не являются ни работниками, ни акционерами ВИЗа и "ВИЗ-Стали".
В 2000 году, на момент возникновения спора, крупнейшими акционерами ВИЗа, напомним, являлись: "Уралметпром" (около 20%), Vetrade Ltd (Кипр, около 44%), менеджмент завода (5-7%), представители трудового коллектива (20-25%). Сообщить о том, какой долей владеют российские акционеры сегодня, а также назвать эти фирмы Михаил Подковыркин отказался, назвав эту информацию сугубо конфиденциальной.
Впрочем, как считают участники рынка, основной акционер у ВИЗа и "ВИЗ-Стали" - Duferco, что в общем-то и не отрицается. Конечно, пакеты акций формально могут быть на балансе разных офшорных фирм, но так или иначе, полагают эксперты, все они связаны с Duferco.
"Если акционеры, основные владельцы, не считают нужным раскрывать структуру собственности, это связано как раз с тем, что акционерная собственность спорная, - говорит в интервью Накануне.RU директор Уральского филиала ИФГ "Аккорд-Инвест" Константин Селянин, - Как правило, владельцами являются некие компании, чьей репутацией в случае чего можно пожертвовать. Многие акционеры "спорных активов" не расположены афишировать, что являются их собственниками, тем более в какой доле. Вот когда спор исчезает, тогда акционеры-собственники гордятся этим. Наконец, когда предприятие выходит на открытый рынок за заимствованиями, готовится к выпуску облигаций и т.п. существует определенная, так называемая процедура раскрытия информации. Она как раз и предполагает честный рассказ о том, кто, чем и как владеет. Подписание мирового соглашения еще не означает, что компания всерьез, прямо сейчас собралась раскрываться".
Мирное же завершение конфликта и достигнутые договоренности, отмечают отраслевые аналитики - это положительное событие для каждой из сторон.
"Когда происходит примирение сторон – это хорошо, как в пословице - худой мир лучше доброй ссоры. Мы как раз наблюдаем, когда ссора перерастает в мир. Речь идет о мировом соглашении, досудебном разбирательстве, что всегда лучше, чем решать спор долго и нудно в суде, - отмечает Константин Селянин, - Фактически стороны отказываются от своих претензий, а взамен получают, особенно это касается Duferco, некую юридическую прозрачность и чистоту своей собственности, что чрезвычайно важно. Ведь любой спорный актив резко обесценивает эту собственность. Наличие спора хозяйствующих субъектов не дает возможности предприятию и, соответственно, основным владельцам предприятия выходить на финансовые рынки, прибегать к заимствованию через облигации, не дает возможность выпускать дополнительную эмиссию акций, так или иначе привлекать средства на открытом финансовом рынке для того, чтобы развивать деятельность собственного предприятия. Поэтому то, что стороны нашли возможность заключить мировое соглашение – это хорошо".
Довольны мировым соглашением, действительно, пока остались все. По словам генерального директора "Уралметпрома" Александра Полозова, "Важен тот факт, что стороны, участвовавшие в этом, я бы не сказал конфликт, а участники этого соглашения объективно понимают, что мирная или, скажем так, совместная деятельность является более продуктивной и представляется более перспективной". По его словам, интересы "Уралметпрома", а также акционеров, интересы которых концерн представлял, учтены и "мы считаем, что конфликт исчерпан". "Я лично доволен", - заявил он.
"Акционеры получили компенсацию тем или иным способом", - добавил при этом Александр Полозов. Правда, размер компенсационных выплат он озвучить отказался, но охотно поделился планами. Один из главных, по его словам, совместных проектов - запуск четвертой турбины на ТЭЦ "Уралметпром", что даст дополнительно более 100 млн кВт\час электроэнергии для производства электротехнической стали. Это увеличит объемы производства концерна, а "ВИЗ-Сталь" и ВИЗ, соответственно, сэкономят на себестоимости выпускаемой продукции.
Генеральный директор ВИЗа Михаил Подковыркин сообщил, что чистая прибыль завода в 2004 году составила $1,5-2 млн, а ожидаемая выручка "ВИЗ-Стали" в этом году превысит $100 млн. В течение последних лет, по его словам, она возрастала на 20-25%.
Отраслевые аналитики, в свою очередь, не исключают, что ВИЗ и "ВИЗ-Сталь" могут стать единым некогда целым. "Я думаю, что предстоит некое юридическое оформление взаимоотношений между ВИЗом и "ВИЗ-Сталью", - говорит в интервью Накануне.RU директор Уральского филиала ИФГ "Аккорд-Инвест" Константин Селянин, – И, скорее всего, как мне представляется, лучше если это будет единое предприятие. В этом случае необходимо будет производить обмен активами либо переходить на единую акцию... разные есть варианты решения. Но, если предположить, что через некоторое время ВИЗ и "ВИЗ-Сталь" станут единым предприятием, безусловно, оно может рассчитывать на привлечение средств на открытых финансовых ранках, через выпуск облигаций, дополнительную эмиссию акций, то есть, стать полноценным акционерным обществом, коим ВИЗ не являлся с момента возникновения этого конфликта".
...Пока же генеральный директор "ВИЗ-Стали" Массимо Денти обещает уральским властям многомиллионные инвестиции. По его словам, в развитие компании уже вложено $50 млн и, если в 1999 году производство стали составляло 35 тысяч тонн в год, в 2005 году ожидается 250 тысяч тонн. К тому же, сейчас рассматриваются новые проекты, обсуждаемые, причем, с областным правительством. В ближайшие два-три года, пообещал представитель Vetrade Ltd, на "ВИЗ-Стали" будет создано около 1000 дополнительных рабочих мест. " Для правительства области важно, чтобы были новые рабочие места, новые проекты, новые инвестиции", - заключил Массимо Денти. Он признался, что в разрешении конфликта сыграла определенную роль и областная власть: "Конечно, для области это важно, и мы беседовали с властями".
Наконец, что трудно не заметить и что весьма небезынтересно. После многолетних судебных баталий стороны оказались-таки за столом переговоров вскоре после прошлогоднего, декабрьского решения суда, который подтвердил незаконность передачи "ВИЗ-Стали" фирмам "Квадро-С" и "ВИЗ-Инвест", через которые активы Верх-Исетского завода ушли в кипрский офшор, а затем и в руки Duferco. Таким образом, российские акционеры ВИЗа на самом деле были близки к тому, чтобы доказать в судебном порядке, что "дочка" Duferco Vetrade Ltd в течение этих лет незаконно владела предприятием.
Duferco, кстати, свердловские власти отводят роль стратегического партнера Среднего Урала. Правда, памятуя о той государственной политике, которую недавно озвучил Владимир Путин - средства, незаконно уведенные в офшоры, должны быть возвращены в Россию – припоминается и знаковое высказывание главы региона: в деле ВИЗа, мол, должны разбираться суды, а не власти...