Отечественное кино: жизнь продолжается?
Было ли у вас когда-то такое? Только что просмотренный фильм или прочитанная книга производили такое глубокое впечатление, что ничего другое уже не хотелось смотреть или читать. Начинаешь смотреть следующую картину и понимаешь, что не можешь это сделать - просто не воспринимаешь или же боишься "расплескать" эмоции, заполнившие весь организм. А потом ходишь несколько дней под впечатлением...
Вот так случилось и с последним фильмом, который я посмотрела. Фильм про войну, которая была 60 с лишним лет назад. Фильм про людей другого поколения, про другое время, другие условия. Но буквально с каждым новым кадром понимаешь, что ничего в жизни не меняется – те же люди, те же характеры, те же отношения. И настолько всё тонко подаётся, что, кажется, ты можешь прочесть мысли героя: он униженно смеётся, а ты понимаешь, почему он это так делает (и не только стыдишься за него и жалеешь, но и оправдываешь). И даже когда один из главных героев предал боевых товарищей, то почему-то вместо менторского: "Вот сволочь, слабак!", думаешь: "А как бы я поступила на его месте?"
Это я про фильм Дмитрия Месхиева "Свои". Если вы ещё не смотрели, рекомендую. Конечно, вкусы у всех разные, но это настолько глубокий, проникновенный фильм, что, по моему мнению, расшевелит душу даже самого бесчувственного. Интересно, что все мои знакомые в один голос заявляли: "Это самый лучший фильм, который я видел(а) в последнее время". Кстати, "Это лучшее, что я видел за последние годы", - сказал про "Свои" и живой классик мирового кинематографа, британский режиссер Алан Паркер.
Уже после просмотра пришла мысль, что отечественное кино за последнее время изменилось – нельзя сказать, в лучшую или худшую сторону – просто изменилось. Если раньше было "чёрное – это чёрное, а белое – это белое и никак иначе", то, как раз в фильме Месхиева, понимаешь, что жизнь – это жизнь, и что чёрное может оказаться не только чёрным, но и серо-буро-малиновым. Может, оттого и принимаешь героев, как родных, потому что понимаешь, что он – не идеал, не образец для подражания, а такой же, как ты, живой человек, с амбициями, с жаждой жизни, со своими принципами и с душой, раскрашенной в разные цвета.
А это: "Митькой звать!" – ну, настоящий деревенский парень. Или когда девушка этого самого Митьку спросила: "Дак тебе чё, секса надо?", он сказал: "Тока об этом и думаю" – сказал так просто и непошло, что понимаешь - конечно, среди солдат были и герои, но даже эти герои из такой же плоти и крови.
Кстати, в этом фильме применялись и модные сегодня спецэффекты. Но они нисколько не портили сюжет (не буду сейчас перечислять те картины, а их сейчас огромное множество, где копмьютерная графика приносит ощущение искусственности, нереальности и фантастики, хотя кино, например, об обычной жизни). Не портили, но приносили ощущения действительности, ведь, война – это не тепличные условия: танк, проехавший по голове, кровь из раненого, такая натуральная кровь, и человек, который ещё пять минут назад дышал, видел, чувствовал…
Как сказал Дмитрий Месхиев, при создании этого фильма, он больше вспоминал не кино, а рассказы деревенских бабушек о войне, которые слышал на протяжении всей своей жизни. "Еще когда я был маленьким, меня очень удивляли их разноплановые и двоякие воспоминания, совершенно несоответствующие тому, что нам тогда показывали в кино и по телевидению. По их рассказам, немцы помогали русским, лечили детей, а иногда зверствовали, и все это было рядом, вместе", - вспоминает режиссёр.
Сейчас тема войны в кино необыкновенно популярна, но по-настоящему качественные фильмы встречаются все-таки нечасто. Фильм "Свои" - тот самый редкий случай. Кстати, он получил главные кинопремии нескольких фестивалей, не только отечественных, но и международных. "За адекватный показ частного человека внутри великих исторических событий" – сказали кинокритики, вручая "Своим" главный приз.
"Про войну не так много фильмов, к сожалению. А историю донести до сегодняшнего поколения через экран проще, потому что народ сейчас не читающий. Немного фильмов про современников, в основном, про бандитов, к сожалению", - поделился с Накануне.RU режиссёр Свердловской киностудии Владимир Макеранец.
"Мне очень понравился фильм "Свои" – я прямо в восторге. Глядя на фильмы такого уровня, понимаешь, что наш отечественный кинематограф на подъёме. Слава богу, засилье Запада в наших фильмах, в наших кинотеатрах проходит. У нас появляются серьёзные фильмы, на которые уже могут ориентироваться и другие производители, - рассказал Накануне.RU кинооператор Свердловской киностудии Анатолий Лесников. - В западной драматургии все конфликты решаются как? Достал пистолет – и всё! И нет проблемы! Надо ведь показывать фильмы с глубинным, духовным насыщением. У нас - ЧЕЛОВЕК на экране (я имею ввиду, в хороших фильмах, не этих, "Улица разбитых фонарей", "Ночной ПОЗОР" – не дозор, а именно - "позор". Хотя там и пыжатся, что "мы не хуже Голливуда!", но это так всё убого. Третий сорт). У меня есть надежда на то, что наш кинематограф всё-таки наберёт силу. Мне вот на день рождения подарили DVD – сейчас, к стыду сказать, смотрю "Властелин Колец" (а хотя, тоже, ведь, классика - Толкиен). Видно, вложены огромнейшие деньги, огромнейшие возможности, огромнейшие комбинированные компьютерные дела. Дай бог и нам дожить до того уровня и качества. Но гнаться за этим?!… Мы Голливуд никогда не догоним и не перепрыгнем. Нам нужно разрабатывать в кино человеческие отношения. Во все времена интересен был человек. Не деньги. Не финансовая мощь. А борьба добра со злом. Борьба внутри человека и с окружающим миром".
***
Сегодня киноиндустрия в нашей стране - на подъеме. Так, на одной только киностудии "Мосфильм" одновременно в разных стадиях производства находится около двухсот проектов. Свердловская киностудия выпустила несколько игровых лент – фильмы бессменного Ярополка Лапшина "На полпути в Париж", "Сель", картина Александра Цацуева "Егерь", собравший несколько лавров кинофестивалей. А фильм молодого режиссёра Алексея Федорченко (гордитесь, уральцы!) "Первые на Луне", о якобы состоявшемся в 1938-ом году полете советских космонавтов на спутник Земли, стал одним из главных кинособытий года. Более того, ведущие кинокритики мира называют документальное исследование секретной космической программы 30-х годов уникальным, а самого Федорченко - новой звездой российской киноиндустрии.
Кстати, встретиться с именитым режиссёром посчастливилось изданию Накануне.RU как раз в День отечественного кинематографа. Алексей Федорченко признался, что свой профессиональный праздник отмечать не будет – некогда: "Я никак не буду отмечать День российского кино - я же готовлюсь к венецианскому фестивалю. Уезжаю через три дня, а до этого надо съездить в Москву, пройти очень много собеседований ".
"Первые на Луне" уже получал гран-при "Кинотавра", а теперь он поспорит за главную награду - премию "Сан-Марко". Алексей Федорченко оценивает свои шансы на победу очень высоко:" Я ждал именно Венецианского фестиваля и отказывался от других фестивалей, которые проходили летом этого года. Пресса уже появилась, и мне звонят из Англии, из Америки, и просят фильм, чтобы посмотреть, и пишут статьи, потому что жанр редкий, и киноведы с удовольствием пишут об этом”.
"К сожалению, в последнее время самому нечасто удается посмотреть кино. Хотя, я постоянно покупаю новинки. Недавно посмотрел фильм Ильи Кржановского "Четыре". Знаете, он на меня произвёл очень сильное впечатление. Разное по ощущениям. Фильм очень страшный. Я бы сказал, что это один из самых талантливых фильмов, которое я посмотрел в последнее время. Это событие в кинематографе, - признаёт Алексей Федорченко. – Да, кинематограф развивается, я это могу сказать точно. Естественно, в основном, благодаря тому, что улучшилась экономическая поддержка - государство декларирует финансирование 100 фильмов в год – это очень много. Мы выходим к уровню лучших советских лет. По объёму. По качеству пока ещё нет. Но думаю, что скоро выйдем".
Финансирование российской киноиндустрии на самом деле выросло. На 300 млн рублей увеличились бюджетные средства, выделенные на развитие отечественного кино в прошлом году и составили 2,5 млрд рублей, из которых около двух млрд пошло на производство картин.
По наблюдениям кинодеятелей, Россия сегодня переживает то, что было в Европе четверть века назад. И главный признак кинобума - строительство новых залов, оборудованных по самому последнему слову техники, их все больше и больше в крупных и средних городах России. А помните, перестроечные годы, когда в России многие кинотеатры превратились в мебельные и автомобильные салоны, а зрители переключились на home-видео?! Так, десять лет назад билетов на фильмы было продано на $7 млн, в прошлом году эта сумма составила около $200 млн.
"Отечественный кинематограф поднимается с колен, идёт такой позитивный процесс, - уверен режиссёр Владимир Макеранец. - Это и финансирование, и новый подход к языку. Кино становится бизнесом, фильмы начинают приносить отдачу в прокате. Это нормальные позитивные процессы. Кино должно быть. Разное - и сильно коммерческое, и фестивальное, и детское".
То, что отечественный кинематограф переживает бум, признают и киношные бизнесмены, точно подмечая, что сегодня востребовано зрителем.
"Прошёл период насыщения голливудскими блокбастерами – они продолжают лидировать в кассовых сборах, но они занимают определённую нишу. И после того, как зрители насладились всевозможными спецэффектами и аттракционами, встал очень живо вопрос: как занять ту нишу, которая касается не только качественного кинематографа, а касается ещё и идейного пространства. То есть стало ясно, что фильмы, рассказывающие о наших героях, о наших людях, о ребятах с соседнего двора, о проблемах, которые окружают именно нашу жизнь, а не чужую, вымышленную – это очень важно для зрителя, этот вопрос назрел и ради этого он готов идти в кино, чтобы смотреть это на большом экране, что и доказывает в последнее время все картины, которые выпускают отечественные производители. Начинались они с достаточно хлёстких фильмов – таких, как "Антикиллер", первый такой значительный коммерческий успех Егора Кончаловского, молодёжных комедий "Даже не думай" и т.д.
Сейчас эти коммерческие фильмы начинают насыщаться ещё и идейностью, духовностью. Так было с такими фильмами, как, например, "Бой с тенью", "Побег" с Евгением Мироновым. То есть зритель разворачивается к отечественному кино", - рассказал Накануне.RU эксперт шоу-бизнеса,главный редактор одной из ведущих компаний на российском кино- и телерынке Сергей Даниелян. - А что касается артового кинематографа, то он сделан исключительно ради того, чтобы зрителя куда-то вести и задавать какие-то вечные вопросы. Но, как вы прекрасно понимаете (вы, как и я не испытываете никаких иллюзий по этому поводу) - основная часть зрителей – это люди, которые больше любят коммерческое кино, а люди, которые смотрят авторские фильмы, их процент невысок (не только у нас, но и в любой другой стране мира) – где-то 7-8%. Но даже и в коммерческом кинематографе зрителя можно к чему-то подтягивать, как это было сделано, например, в "Белое солнце пустыни. Помните эту фразу "За державу обидно!", которая запомнилась всем зрителям?"
Думаю, что герои наших фильмов ещё преподнесут много разных хороших культовых фраз. Кстати, некоторые кинокритики связывают рост кинематографа не только с появлением хороших качественных фильмов и режиссёров, но и … конечно, актёров, и не просто актёров, а звёзд. "Звёзды – это ведь показатель кинемотографа, критерий успеха, - уверен театральный критик, член президиума Российского центра АССИТЕЖ, заместитель директора Екатеринбургского театра юного зрителя Олег Лоевский. - То есть, люди ищут образы каких-то артистов, которых они могут смотреть и слушать постоянно. Советский институт кинозвёзд, в силу, естественных причин исчез. И теперь вот вновь появились молодые артисты, которых все знают и которых любят, появления на экране которых ждут. Это говорит о том, что кино на подъёме, именно отечественное кино. Потому, что каким бы западный актёр не был любимым и интересным – он всё равно из чужой жизни. Нужны свои примеры и свои герои. Если последней кинозвездой был Олег Меньшиков, то Евгений Мировнов, Владимир Машков, Александр Балуев – это уже новые звёзды.
Еще одно яркое подтверждение тому, что кино возрождается, - появление в эфире российских телеканалов многочисленных сериалов отчественного производства. Но в отличие от латиноамериканских мыльных опер наше кино рассказывает не только про душещипательные лав-стори, хотя и этого хватает. Появилось огромное количество кинолент, основанных на исторических событиях - от военных историй ("Штрафбат") до полубиографических исследований кремлевских интриг ( "Брежнев"). Но, пожалуй, самой высокой планкой для сериального кино является обращение к классике. Пример тому - "Идиот" с Евгением Мироновым в роли князя Мышкина. Сегодня анонсируется фильм Павла Лунгина по роману Гоголя "Мертвые души" - тоже звездный актерский состав - и кинолента о Сергее Есенине - в главной роли Сергей Безруков.
Чувствуется подъем и на региональных киностудиях. Кинокритики ожидают, что в скором будущем и их кинопродукция станет интересной зрителю и коммерчески успешной.
"Я прочитал несколько сценариев, которые запускаются сейчас на Свердловской киностудии. Есть замечательные сценарии, -считает Олег Лоевский, - И сценарий Осокина "Небесные жёны луговых мари", и интересный психологический детектив "Ученик чародея", и огромный сериал "Колчак" (это тоже определённый жанр). Так что, жизнь продолжается!"