"Субъективная" интеграция
В России вот-вот станет 88 субъектов Федерации вместо 89. Президент накануне направил в Госдуму на рассмотрение в качестве срочного проект федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Реакцию законодателей предсказывать не будем, слишком очевидно. Гадать, как быстро все случится , тоже смысла нет. Какая разница?
Главное в другом - центростремительные, объединительные, укрупнительные и прочие интеграционные процессы интересны уже не столько сами по себе, сколько теми последствиями, что несут прежде всего населению укрупняемых регионов, чиновным элитам, которых впрямую касаются, и стране в принципе. В Уральском федеральном округе точек интеграции оказалось в последнее время две. Первая - тюменская "матрешка", которой суждено "немножко" объединиться, согласно закону из "пакета Козака", который вступает в силу уже 1 января 2005 года. Вторая -по обыкновению самовольно раскручиваемая свердловским губернатором идея "а-ля Уральская республика дубль 2" /на предмет объединения Свердловской, Челябинской и Курганской областей/.
Про вторую инициативу "снизу" пока всерьез говорить трудно. Ни законодательных, ни просчитанных экономических причин на горизонте не видно. Есть страстное желание Эдуарда Росселя завершить политическую карьеру избранием на еще более "великий" пост, и стяжать лавры человека, участвовавшего словом и делом в объединениия земли русской после участия в ее же разъединения по принципу "берите суверинитета, сколько хотите". Есть еще несколько топорная пиар-работа областных СМИ по поводу голоса с мест - в Курганской области как грибы после дождя появляются инициативные группы граждан, желающих пожить в более обеспеченной Свердловской области. Но все эти предпосылки пока весьма сыроваты, а потому осмыслять их крайне затруднительно.
Гораздо серьезней и основательней, гораздо напряженней идет процесс в Тюменской области, Ямале и Югре. Свидетельством тому, что, как никто другой это хорошо понимают сами губернаторы, стало недавнеее заявление "на троих", обращенное к жителям трех субъектов РФ. Собянин, Филипенко и Неелов разъясняют региональному народу: "Поиск устраивающих все три стороны решений занимает подчас много времени, требует значительного напряжения сил, взаимного стремления найти приемлемый компромисс. Но только дружные согласованные действия позволят нам сохранить все лучшее, что появилось в жизни региона за последнее десятилетие, будут способствовать повышению благосостояния жителей всей области независимо от места их проживания."
Как проходят интеграционные процессы в тюменской "матрешке" и как видят их изнутри местные журналисты? Нам показалось небезынетересным ознакомить читателя с точкой зрения наших тюменских коллег. Ниже мы публикуем статью Светланы Ярославовой, вышедшей накануне в "Вечерней Тюмени" / №8/200/.
"Интеграция – это только первый, промежуточный этап на пути к единству области. Однако, до сих пор остается неясным, в чем отличие единой области от интегрированной? Понятно, что единая область это один субъект федерации, один губернатор, один Устав, одна Дума, одна столица, в которой располагается одна администрация, один бюджет и одна большая подведомственная территория, протирающаяся от юга до северных широт. Интегрированная область, в отличие от единой, продолжает иметь три субъекта, три столицы, три думы, три бюджета, три Устава, трех губернаторов и т.д. Логика предельно проста: при переходе к единой области две трети чиновников, включая губернаторов, придется сократить. Мыслимо ли это?
Окружные власти стремятся не упустить власть с прицелом на создание коалиционного правительства Тюменской области. В него должны войти представители всех трех субъектов. Таким образом, у нас скоро может быть не три, а четыре исполнительных органа власти: три – в триединой структуре области и еще одна новая надстройка над «триединством». То есть чиновников станет еще больше. Смешанное по составу коалиционное правительство будет представлять собой прообраз будущей администрации Большой (единой) Тюменской области. В его распоряжение попадет так называемый «консолидированный бюджет» по «интегральным» направлениям, которые будут в совместном ведении триединства.
Коалиционное правительство – это удобная площадка для размещения и пересадки передвигаемых с доски на доску «шахматных» фигур высокого ранга. Они были расставлены каждый на своей доске, и, по правилам игры, не могут допустить, чтобы «король» с одной доски перешел на другую в ранге фигуры меньшего значения, чтобы чужая «пешка» стала «ферзем» на родном поле и т.д. Пересадка О.Чемезова и С.Сарычева прошла по правилам, - формально их даже повысили в должности. Предполагаемый приход ямальских вице-губернатора И.Левинзона и заместителя губернатора А.Мещерина тоже, видимо, будет выполнен на уровне. В этой ситуации неизбежно произойдет раздувание чиновного аппарата в тюменской администрации, и некоторым придется сильно потесниться. Например, Н.Шевчик, на место которой прочат А.Мещерина, возможно, придется подыскивать новое место работы – не в ущерб прежнему статусу. Это непростая задача. Возвращаться – плохая примета, так что замом к С.Киричуку она вряд ли вернется. Приличествующий ей пост – не ниже ректора одного из крупнейших тюменских ВУЗов или какая-нибудь финансовая или контролирующая структура, например, Счетная Палата, где она сможет проявить свой «атакующий профессионализм».
По слухам, в администрацию области может вновь прийти Н.Добрынин, назначенный сразу после выборов С.Собянина вице-губернатором, а потом ушедший с этого поста на прежнюю должность в Представительство ХМАО. Ему прочат хозяйственное кресло Управделами АТО, которое ныне занимает В.Назаров. Сразу же возникает вопрос: А куда денут Назарова? Пока неизвестно. Многим чиновникам могут быть предложены должности в кадровой обойме городской администрации, куда их переведут «на усиление» в связи с предстоящей реконструкцией города. Так что там тоже есть кому «почесать репу». Наиболее вероятна замена первого заместителя Главы города Н.Романова на более тяжеловесную фигуру. Очевидно, что эта фигура выпадет из кресла АТО. Многих волнует и судьба П.Митрофанова, которому пришлось изрядно поделиться своими полномочиями. Его позиции едва не пошатнулись, но на фоне охлаждения губернатора к своим подчиненным их совместная поездка в Лондон кажется весьма убедительной: Митрофанова не обидят, он останется на своем месте или возможно возглавит Уватский проект. У вице-губернатора В.Якушева сегодня одна забота, поважнее других: выборы президента. В зависимости от результатов выборов, он, как говорят «пан или пропал». Прогнозы социологов оптимистичны, значит «пан».
Кадровые перестановки будут волновать чиновников и в связи с предстоящими выборами президента РФ 14 марта, после которых ожидаются резкие рокировки, как в Кремле, так и на местах. Президент ясно дал понять, что он намерен сократить аппарат своей администрации на треть. То же самое надлежит сделать и на местах - с не меньшим рвением. Так что усидеть в своем кресле доведется не многим. Сегодня вряд ли можно найти «неприкасаемых» - от мала до велика. Но они есть. Наиболее прочно удерживает свои позиции «дочь Югры» А.Ракова, занимающая с первых же дней правления С.Собянина должность первого помощника губернатора. Ее влияние на первое лицо области распространяется большей частью в кадровых вопросах. По мнению экспертов, А.Ракова является самым крупным лоббистом АТО. Ее карьера, как утверждают источники, еще только начинается. Не исключено, что она займет один из ключевых постов в коалиционном правительстве, если таковое будет создано. Этому прогнозу будет содействовать и усиливающий свое влияние О.Чемезов, который в свое время дал Анастасии Владимировне блестящие рекомендации. До сих пор к числу стабильных заместителей относился и Б.Петренко, который курирует строительство и дороги. Однако и у него появились конкуренты из ХМАО, вероятно, какой-либо из освобождаемых от должности в связи с районизацией округа мэр или глава района.
Кто мог бы возглавить будущее коалиционное правительство? Здесь возможны варианты. Наиболее компромиссный вариант: каждый губернатор остается на своем месте, а коалиционное правительство (КП) возглавит некая «согласованная фигура». Вопрос только, кто же этот фигурант, и кто будет его назначать? Если все три губернатора перейдут в КП, то два из них окажутся в ранге заместителей, что для их амбиций покажется тяжелым испытанием. Обращает на себя внимание, что первый шаг к созданию коалиционного правительства сделан в связи с созданием областного департамента стратегического развития региона, который возглавит О.Чемезов. Не исключено, что он и станет той самой «согласованной фигурой». Эти данные подтверждаются из московских источников.
Губернатор А.Филипенко ведет себя наиболее мудро, пристально наблюдая процессы, происходящие на фоне интеграции. По мнению наблюдателей, он «тупо продолжает рутинную работу». «Два шурупа» (Чемезов и Сарычев), вывернутые из его административного механизма, были тут же заменены на новые. Однако, связь с прежними кадрами продолжается, по крайней мере, информационно. А.Филипенко блюдёт своих людей, где бы они ни были. Так, например, он не скрывает своей заинтересованности в расширении полномочий и влияния своих выходцев на тюменском поле. Известно, что в московское информационное пространство вброшена солидная доза информации о великих завоеваниях хантыйцев на тюменской земле, в т.ч. экономических.
Если Югра намерена влиять стратегически, то Ямал выбрал тактику удержания в седле. На фоне происходящих интеграционных процессов жизнь в Салехарде идет своим чередом. Вот уже скоро и губернаторские выборы, и выборы мэров городов. Если на выборы мэров эти процессы не влияют, то выборы губернаторов остаются под вопросом вообще и под вопросом в частности. Ю.Неелов хотел избираться досрочно, одновременно с Президентом РФ, но в Кремле на это добро не дали. Теперь он, возможно, попробует совместить свои выборы с выборами мэров, которые пройдут осенью сего года в ряде городов Ямала. Несмотря на ряд потрясений, в т.ч. личного характера, губернатор Ямала не теряет надежды продлить срок полномочий в регионе, дальше которого ссылать некуда. Видимо, ему по душе пришелся этот суровый край. В свое время, Ю.Неелова «отправил в ссылку» первый губернатор Тюменской области Л. Рокецкий, сослужив ему немалую службу. Сначала задиристый молодой заместитель не хотел покидать Тюмень, но потом был не раз благодарен, ведь его напористый характер оказался к месту, как вилка в розетке: сразу потек ток удач. Ю.Неелова стали называть «везунчиком». Он всегда был в струе, на пике, на взлете, ему многое сходило с рук. Яркая личность, сильная воля. Однако, в последнее время его харизма стала терять былой блеск. Метания и сомнения посетили душу вождя малых народов севера. «Жениться или не жениться? А может лучше обождать? – поется в известной песенке. Вопрос: избираться или не избираться тревожит сегодня Ю.Неелова. Ситуация осложняется тем, что мало бывает на Ямале, и в скором времени перешибет в этом даже Р.Абрамовича, который руководит своей Чукоткой из Лондона. В прошлом году он, в общей сложности, всего лишь два с половиной месяца провел в Салехарде, зато успел провести свыше 50 пресс-конференций. Когда же ему работать?
Кремль еще не совсем определился с поддержкой его кандидатуры на выборах главы Ямала в 2005 году. Если он и дальше будет так долго определяться, то может возникнуть вероятность какой-либо сильной конкуренции. Проиграть Ю.Неелов не может, он никогда не проигрывал, даже в карты. Потому ему надо подыскать надежный «запасной аэродром» или заранее «отсечь конкурентов». В конце декабря 2003 года Ю.Неелов встречался уже с руководителем администрации президента Д.Медведевым, обсуждая итоги выборов депутатов Государственной думы РФ, которые в Москве оценили на «пять» с плюсом и выразили надежду на продолжение успехов на президентских выборах. Если 14 марта в Ю.Неелов сможет снова похвастаться высокой явкой (а на Ямале это сделать можно почти механически), то он вполне сможет рассчитывать на поддержку Кремля в 2005 году. Такая поддержка нужна ему позарез, ведь, как стало известно из аналитических обзоров политологов, Салехард ждет «непрошенных гостей»: по слухам, некая ФПГ и крупная политическая структура могут выдвинуть своих кандидатов в противовес действующему губернатору.
В прошлом году в качестве основного соперника, неосторожно выращенного в анналах администрации Ямала, называлась колоритная фигура Иосифа Левинзона. Его белые руки крепко держали вожжи недропользования в ЯНАО. Известно, что такие вожжи могут дать мудрому вознице: деньги и власть. Однако, Левинзон оказался мудрее: он решил вовремя уйти с Ямала в более перспективную плоскость Тюмени. Еврейский ум является для экспертов лакмусовой бумажкой: если уж Левинзон выбрал Тюмень для продолжения своей карьеры, то сомнений не остается: единой область – быть! Правда, Ю.Неелов, кокетничая с прессой, говорит, что он отпустит своего вице, если его об этом сильно попросят. Тюмень особенно никого не тянет, сюда «пошла лавина», как мы в свое время и предсказывали.
Последнее время в качестве основного конкурента Ю.Неелову чаще других называют М. Пономарева, заместителя полпреда президента РФ в УрФО, который по стечению обстоятельств и судеб - тоже «ямальский» кадр. Раньше он занимал должность вице-губернатора Ямала, с Ю.Нееловым на короткой ноге, в порочащих связях замечен не был. Полпред П. Латышев неоднократно опровергал версию выдвижения своего заместителя на Ямал, но она упорно продолжала резать слух приспешникам Ю.Неелова. Эти сподвижники неоднократно подстрекали губернатора к ведению высокооплачиваемой информационной войны «против Пономарева», чтобы «отсечь» заранее. М.Пономарев не раз испытывал недоумение, когда его в очередной раз «осведомленные» СМИ посылали в «отход на Север», посыпая дорогу колючими розами. Действительно, зачем ему, высокопоставленному государеву человеку, соратнику Кремля, имеющему связи в администрации президента, входить два раза в одну и ту же реку да еще вступать в неравный бой с Ю.Нееловым. Известно, что выборы – это грязное дело, особенно когда твоим соперником становится твой бывший соратник, с которым кашу ели из одного котелка. М.Пономарев, согласно негласному табелю о рангах, занимает в настоящее время пост выше губернатора ЯНАО, у которого, в преддверии выборов, одна проблема накладывается на другую. Бить лежачего? Так не поступит ни один «ямальский волк».
Если уж СМИ упорно выводят М.Пономарева из тени в свет, то, скорее всего, ему уготовано нечто большее, чем сомнительное во всех отношениях кресло губернатора Ямала. Вряд ли этот могущественный член тайной канцелярии, позарится на короткий забег по дальней дорожке, ему уготовано нечто более масштабное. Выборы губернаторов, как Ямала, так и Югры пройдут не на весь срок, а максимум на два года, как прошли выборы Главы города Тюмени. Поэтому, очевидно, Ю.Неелов просто обречен быть последним губернатором Ямала на весь оставшийся срок.
Чиновники окружных администраций – люди весьма влиятельные, отягощенные капиталами и связями на самых высоких уровнях. С ними связано все бизнес-сообщество округов. Эта лоббистская сеть, сложившаяся в период самостоятельности округов, поддерживаются и подпитывающая себя, дающая пролонгацию, формирующая преемственность с дальним прицелом, никогда не будет ломать под собой лед по доброй воле."
Редакция благодарит коллег из "Вечерней Тюмени", предоставивших материал для публикации