22 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzTVF
Недорогой ремонт туалета, смотреть http://remont.youdo.com/repair/wc/other/nedorogo/.
Сколько стоит демонтаж и монтаж крыши?, смотреть http://remont.youdo.com/building/roofing/demontazh/.
Тут http://remont.youdo.com/tile/material/dikiykamen/, варианты по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Суд улицы: за и против

С первого января 2003 года суды присяжных в России из кинематографического антуража превратились в распространенную реальность. Они пока еще не везде, но уже на большей территории страны.

В Уральском федеральном округе суды присяжных действуют во всех регионах. Как это должно быть знают почти все: двенадцать человек за красивой резной перегородкой оценивают изощренную интеллектуальную схватку защиты и обвинения - захватывающую, как в фильме “Адвокат дьявола” с Киану Ривзом. Чтобы потом коротким “да, виновен” или “нет, не виновен” вершить судьбу.

Суды присяжных рассматривают только дела, касающиеся особо тяжких преступлений: убийство, изнасилование, создание преступных группировок и т.д. В списки народных заседателей могут попасть практически все, кто достиг 25-летнего возраста, не имеет неснятой или непогашенной судимости и вполне дееспособен. Но даже если всем этим характеристикам вы полностью соответствуете, не факт, что вам доверят вершить судьбу человека. Адвокат и обвинитель перед началом процесса из большого предварительного списка придирчиво отбирают присяжных. В итоге остается 12 человек, плюс 2 запасных (на всякий случай, если кто из основного состава по объективным причинам не сможет принять участие в заседании).

Финансирование деятельности присяжных заседателей в регионах осуществляется из федерального бюджета. В среднем зарплата одного присяжного составляет около 5 тысяч рублей в месяц. Список присяжных заседателей обновляется ежегодно, причём, один присяжный может принять участие за год только в одном уголовном деле. Вот такая арифметика.

Эксперимент с введением суда присяжных был начат девять лет назад в девяти регионах страны и дал, видимо, по мнению властей и законодателей положительные результаты, раз решили их ввести по всей стране.

Первый суд присяжных в Уральском федеральном округе состоялся в Челябинской области в конце февраля 2003 года и оказался самым громким.

Вердикт народных заседателей тогда поверг общественность в шок. Заседатели оправдали 26-тилетнего жителя Миасса Евгения Слабочкова, которому инкриминировали двойное убийство. За подобное преступление при обычной судебной практике он мог получить пожизненное заключение. И вот, когда дело вершила общественность в лице присяжных, Слабочков был освобожден прямо из зала суда. Заголовки местных газет кричали: “первый блин оказался комом”.

Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор Слабочкову и направил дело на повторное рассмотрение. В принципе вердикт присяжных обжалованию не подлежит, но можно оспаривать нарушения процессуального характера, к числу таковых  относятся нарушения при формировании скамьи присяжных. Если, например, кто-то из двенадцати присяжных умудрился скрыть какие-либо сведения о себе или своих родных.

Процессуальных нарушений в суде над Слабочковым допущено не было. Со стороны областного суда процесс проведен безукоризненно. Но прокурор Челябинской области нашел-таки изъян. При формировании коллегии присяжных, когда судья задавал всем кандидатам в заседатели вопрос: “Привлекались ли Вы сами или кто-либо из Ваших родственников к уголовной ответственности?” — утвердительных ответов не последовало. А уже после завершения процесса, при проверке, проведенной государственными обвинителями, у одной из присяжных обнаружились два родных сына с судимостями. Причем, один из них и сейчас находится в местах не столь отдаленных. Этот факт, если бы он был своевременно обнаружен, мог стать основанием для мотивированного или немотивированного отвода от стороны обвинения или защиты.

Впрочем, не исключено, что стороны и не заявили бы отвод. Тем не менее, недобросовестность присяжного заседателя стала причиной отмены приговора.

Вообще, первые приговоры судов присяжных довольно часто отменяются кассационной палатой Верховного суда РФ. Аналитики связывают это с новизной данной формы судопроизводства: как для самих юристов, так и для граждан, которые пока не осознали всей полноты ответственности, возлагаемой на них ролью присяжного. В некоторых регионах страны до половины вынесенных такими судами приговоров  затем отменялись из-за допущенных процессуальных ошибок.

Сегодня уже понятно, что суд присяжных – это очень сложный процесс, с множеством тонкостей процессуального плана, которые важно понимать всем участникам судебного процесса и строго выполнять.

Кстати, дело Слабочкова сейчас рассматривается повторно тем же судом присяжных, но уже с другими участниками. Заседание началось 18 сентября. Прессу на этот раз решили не пускать,  мало ли чего напишут. А всего в Челябинской области после первого рассмотрения дела Слабочкова прошло еще 12 заседаний суда присяжных. Видимо, осознав свою “ошибку”, народные заседатели в дальнейшем выносили только обвинительные приговоры. Из всех регионов, входящих в Уральский федеральный округ, Челябинскую область можно считать передовиком. 22 ходатайства, 13 вынесенных приговоров. В Курганской области “людьми с улицы” вынесено два приговора, в Тюменской и Свердловской – по одному. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах еще не прошло ни одного заседания суда присяжных. Согласитесь, не много для 9 месяцев работы нового судебного института.

За девять месяцев на свет появляется ребенок. Столько времени, по мнению природы, достаточно, чтобы родился здоровый и полноценный человек. Суды присяжных в Уральском федеральном округе работают те же девять месяцев, но пока практика народных заседателей больше похожа на "неведому зверушку".

Причем, до сих пор широкому кругу обывателей непонятно, хорошо это или плохо. Слишком много "за" и слишком много "против". При этом никто из специалистов не отрицает, что новый суд многое может изменить в отечественной судебной власти. Ибо судебный процесс в корне меняется. На первый план выходят присяжные заседатели как выразители общественной воли, защитники обвиняемого, от профессионализма которых (в том числе внешнего вида, эмоциональной убедительности, ораторского искусства) очень многое зависит. В непривычной роли в суде присяжных оказывается и представитель обвинения – он тоже теперь должен уметь излагать выводы следствия  и выглядеть при этом убедительно.

Но есть и другой аспект. Кто из нас уже сегодня готов взять на себя обязанность досконально вникнуть в уголовное дело и вынести справедливый вердикт с чувством исполненного долга? Спросите себя. Я думаю, что немногие ответят утвердительно. Не успел вникнуть, не смог разобраться - не лучше ли обойтись меньшей мерой наказания – зачем брать грех на душу… И начнут плодиться оправдательные приговоры душегубам… Хотя, почему только оправдательные? И обвинительные тоже – и при том с высшей мерой наказания. Представьте себе, что вы-присяжный и просто обожаете кошек, и вам приходится выносить приговор живодеру. Ваша реакция… И это самый безобидный пример.

Защитники судов присяжных часто цитируют известного в прошлом веке судебного оратора Андреевского: “Еще недавно один публицист дерзнул назвать суд присяжных “улицей”. Но вопреки намерениям автора я вижу в этом слове не унижение или поругание суда присяжных, а такую характеристику его, в которой метко соединены едва ли не самые дорогие черты этого суда. И, правда: пусть вы – улица! Мы этому рады. На улице свежий воздух: мы бываем все там без различия, именитые и ничтожные; там все мы равны, потому что на глазах народа чувствуем свою безопасность, на улице никто не позволит себе бесстыдства. На улице помогут заболевшему, остановят обидчика, задержат бегущего вора! Когда у вас в доме беда – грабеж, убийство, пожар, - куда бежать за помощью? На улицу”.

Критики этого судебного института парируют высказыванием польского писателя, жившего, в начале прошлого века, Короля Бунша: “Легче обмануть толпу, чем одного человека”.

Не надо быть продвинутым философом, чтобы понять, что правы оба. Сейчас с уверенностью можно сказать одно – до окончательного становления судов присяжных заседателей в нашей стране еще далеко. В царской России для этого понадобилось почти 40 лет. Суды “улицы” ввел еще Александр Второй в 1864 году, проводя судебную реформу, и они просуществовали в России до 1922 года.

 

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС