"Сухой" закон на рекламу пива: год спустя
Рекламу пива запретили почти год назад. Тем не менее, в 2004-м году (напомним, с 1 сентября прошлого года начал действовать законопроект, согласно которому транслировать пивную рекламу разрешается только с 22:00 до 7:00 часов) рост производства пива составил по данным статистики в среднем 12 процентов, против 5-7-процентного роста, ожидаемого самими пивоварами. В начале 2005 года производители с ограничениями вообще освоились. Реклама, урезанная временными рамками, без образов людей и животных, вовсе не пропала с телеэкранов и даже не стала скучнее.
Невозможно отказаться?
Напротив, если раньше экранные пивохлебы сидели в барах и смотрели футбол, ехали в поезде и пили пиво, возвращались из цехов и снова пили, то сейчас агрессивность роликов повысилась не на один градус. Чего стоят "невозможно отказаться!", "это совсем другая тема!". Тем более понимание и приятие эзопова языка у большинства россиян в крови. Читали же "Правду" между строк, так как сейчас за кадром крутящейся на карте мира бутылки не увидеть успешность, отпуск и приключения? Выпил "пожалуй, лучшего в мире пива" и прикоснулся к путешествиям, шашлыкам не на мангале, а в барбекю и выступлению "Гарбидж". К тому же, запретный плод, всегда слаще.
Чья взяла в антипивной компании 2005, покажет статистика за год, ну а пока лето-лавка-пиво – стандарт российских улиц. Количество попавших в слабоалкогольное рабство в стране составляет сегодня примерно 3 млн. человек, из них 20 % – пивные алкоголики. При этом велик процент 15-17-летних подростков. По данным Санкт-Петербургского центра по профилактике и борьбе со СПИД, 39% учащихся употребляют пиво.
Whо is "пивной алкоголизм"?
По словам нарколога ЦГБ ВП Бориса Бабицына, пиво считается алкогольным газированным напитком, а именно газированный алкоголь опасен при всей кажущейся его легкости. Содержащийся в нем газ ускоряет всасывание алкоголя. Сначала раздражается слизистая оболочка желудка, появляется покраснение, расширяются сосуды. А, соответственно, увеличивается площадь всасывания. Так, опьянение происходит в несколько раз быстрее.
Кроме того, пиво пьют не рюмками, а бутылками. Как правило, на голодный желудок. Мужчины могут еще себе позволить выкурить сигарету. Не все из них знают, что табак усиливает действие алкоголя в 1,5-2 раза. Вот и получается, что, вместо одной бутылки, выпиты как бы 2-3. Этих факторов нет при употреблении другого алкоголя. Градусный яд пива оказывают сильное воздействие на мозг. Приводит к короткому опьянению, выводя его из равновесия. А это влечет за собой нарушение функций мозга и вызывает привыкание, от которого тяжело отвыкнуть.
"Особенно стоит обратить внимание на крепкие сорта пива. Крепкого пива вообще быть не может. То, что сейчас продают, является смесью пива и спирта. Какое же это пиво, если там содержится спирт? Такой напиток лет 20 назад называли ершом, и он считался гремучей смесью. А сегодня его продают", – утверждает Борис Бабицын.
Наибольший процент болеющих ”пивным алкоголизмом” – это люди до 30 лет. Для подростков характерно бытовое пьянство, но на учете среди них никто не состоит. Хронический ”пивной алкоголизм” наблюдается у людей в возрасте от 20 до 30 лет. Начинается все с бутылки пива после работы, а заканчивается плачевно. Хронический алкоголизм развивается очень быстро: за два-три года у мужчин, за полтора – у женщин.
По мнению нашего эксперта-нарколога, только "нормальное" пиво безопасно для здоровья. Нормальное – то, которое содержит не больше 3% спирта, негазированное, на розлив, которое распивается в специальных помещениях, в хорошей компании, где главное – это общение. Пиво же – только дополняющая процедура.
Непризнанный, но влиятельный…
Вообще–то наркологи не хотят признавать термин "пивной" алкоголизм, они утверждают, что алкоголизм он и есть алкоголизм, а что стало причиной, спровоцировавшей его появление, не имеет значение. Потому и документально не предусмотрено ведение статистики по данной проблеме. Однако, по данным НИИ психиатрии Минздрава РФ, в среднем по России 20% от общего числа страдающих алкоголизмом составляют любители пива. В Свердловской области вино-водочной продукцией увлекается лишь 10% населения, в основном же предпочтение отдается пиву и слабоалкогольным коктейлям. Алкогольные напитки в той или иной мере употребляют 82% молодых людей, причем, 26% из них пьют либо каждый день, либо раз в два или три дня. По словам главного нарколога Тюменской области Ивана Казанцева, "в Тюмени на сегодня зарегистрировано порядка 110 человек, пристрастившихся к пивному зелью, что на 20 человек больше прошлого года, на юге Тюменской области зафиксировано около 250 любителей жидкого хлеба". От 10 до 20% колеблется число пивных алкоголиков и в других областях УрФО.
Растет число алкогольных психозов, больше известных как "белая горячка", стартовой площадкой для развития которых является и пивной алкоголизм. Если в 2000 году в Челябинской области было зафиксировано 2028 человек, страдающих этим недугом, в 2004 г это число увеличилось почти в 2 раза и составило 4000 человек. Об увеличении алкогольных психозов можно говорить и в других областях Уральского округа. По словам заведующей отделением медицинской профилактики челябинской областной больницы Ольги Стоевой, "именно эти цифры во всех областях являются показательными, поскольку показывают динамику развития алкоголизма ".
Кроме того, немаловажным фактором является увеличение пивных алкоголиков среди призывников. В число негодных все больше стало попадать молодых людей, больных хроническим алкоголизмом, которому предшествовал пивной как один из первых этапов алкоголизма. Практически все военкоматы отмечают, что число больных алкоголизмом пока невелико, 2–3 человека на 500 осмотренных, но оно с каждым годом растет.
Отчетливо выделяется и рост женского алкоголизма. В Тюменской области женщин, больных пивным алкоголизмом, в процентном соотношении больше, чем во всех остальных областях УрФО - порядка 50% из общего числа всех употребляющих пиво.
Такая ситуация связана с двумя факторами: генетической предрасположенностью женщин и социальным давлением. " От природы у женщины ферментная система, расщепляющая алкоголь, очень слабая. Кроме того, во многом такая ситуация связана с изменением положения женщины, тем, что она практически занимает роль мужчины, берет на себя его функции. Сами женщины объясняют свою зависимость тем, что хотят расслабиться, уйти от тех проблем, которые давят на них", - считает Ольга Стоева.
Еще одна тенденция – увеличение числа подростков, втянувшихся в пивопитье. По утверждениям наркологов, организм подростка так же, как и организм женщины, очень быстро привыкает к алкоголю, что приводит к зависимости. Но у детей способ "заражения" пивным алкоголизмом несколько иной.
Пиво силами рекламного мира стало атрибутом красивой, модной жизни. При этом вред пивного змия на протяжении нескольких лет был сведен практически до ноля. Реклама долгое время навязывала идеологию: выпить пива все равно, что выпить газировки, приятно, и никаких последствий. Такая демонстрация с голубых экранов телевизоров привела к тому, что если раньше спиртное начинали употреблять ближе к совершеннолетию, то сегодня – это 10-12 летние дети. Для них пройтись с бутылочкой пива по городу является такой же нормой, как с мороженым.
Экранный стереотип, по мнению главного нарколога Свердловской области Юрия Ружникова, крепко засел в головы подростков: "Пока трудно говорить, как на сегодняшних подростков подействуют принятые государством меры, надо подождать 2–3 года, когда изменится их мировоззрение. Еще большая опасность подстерегает будущее поколение, которое смотрело рекламу пива наряду с детскими мультфильмами. Вот у них–то как раз не выработана внутренняя мотивация протеста, и развить ее теперь будет очень сложно".
Солидарна с Юрием Ружниковым и Ольга Стоева : "Реклама пива, говорящая о том, как проводить время, сыграла свою роль". Психологи Центра медико–психологической помощи несовершеннолетним (ЦМППН) челябинской областной наркологической больницы провели исследования среди школьников, которые показали, что подростки стали чаще употреблять пиво. При этом регулярно прикладываются к пивной бутылке 33% учащихся, редко – 40%, не употребляют только 17%. Вместе с тем, увеличилось число алкогольных психозов среди подростков. Если в 2000 году на учете не состояло ни одного человека, в 2004 году значится уже 6 человек, из них одна девушка.
Реклама, профессионально сделанная, безусловно, оказала влияние. Но, например, наркотики, никто не рекламирует, а количество наркозависимых растет; водку рекламировать запрещено, а потребляют ее с каждым годом все больше. В чем же соль? Ответ на этот вопрос пока что зависает в воздухе. А вот обороты пивного алкоголизма стали настолько мощными, что сейчас ни одна преграда в виде закона о запрете рекламы напитка сдержать его не может.
Вот совсем недавний закон запретил продавать и употреблять пиво в общественных местах. Однако общее число больных алкоголизмом и, в частности, пивным, не уменьшилось. Законы, конечно, исполняются через раз - не далее как 31 мая федеральная антимонопольная служба оштрафовала одну из федеральных телекомпаний за то, что до 22 часов было размещено два рекламных ролика пива.
И все–таки остается вопрос, почему проблема пивного алкоголизма стоит только в России, несмотря на то, что в нашей стране среднедушевое потребление пива составляет 30 литров в год на человека, в больших городах – 60-80 литров, а в Чехии – 161 и Германии - 146 литров?
Ольга Стоева говорит, что одной из версии объяснения этого может быть наличие в крови русских людей так называемого алкогольного гена, который принесен монголо–татарским игом: "Монголоидная раса очень быстро спивается, за 2–3 года развивается хронический алкоголизм, кочевые племена оставили и нам такое наследство. Все в организме регулируется генами и алкоголь расщепляет специальный фермент, который имеет свои особенности у различных рас. Если не злоупотреблять алкоголем, этот ген не проснется. Вот, например, французы, грузины более устойчивы к восприятию алкоголя".
Борис Бабицын убежден в ином: " Предрасположенность к напитку не передается генетически, она формируется под воздействием психологического воспитания. Тот образ жизни, который человек видит постоянно, становится для него нормой".
Психологическим воспитанием, генетикой или зловредной рекламой обусловлено распространение пива в России, очевидно, что законы не могут изменить ситуацию. Думается, имеет значение необходимость признания наркологами факта существования термина "пивной алкоголизм", как минимум, для того, чтобы определить пути дальнейших действий. Как максимум, выявить причины, обрисовать слабые стороны противника и обозначить методы борьбы с ним. А те, что есть сегодня, практика показывает, не столь эффективны.