Свадебный переполох по-уральски
В августе в России традиционно грандиозный свадебный бум. Уральский регион в этом смысле не исключение, особенно, что касается больших городов. Чтобы назначить дату свадьбы на август - начало сентября в одном из ЗАГСов Екатеринбурга или Челябинска, жениху и невесте надо было “подсуетиться” аж за несколько месяцев до сего знаменательного события, а то и раньше. Двери ЗАГСов начинают “ломиться” от спохватившихся возлюбленных, как правило, с июля. Выстояв немалую очередь перед "святая святых", жених и невеста с ужасом обнаруживают, что “связать себя узами брака” они смогут не раньше октября-ноября. Тогда в ход идет все: от слез до уговоров типа “впишите нас куда-нибудь, нам и пяти минут хватит”. “Хорошо”, - иногда соглашаются работники ЗАГСов. Только предупреждают, что “будет жарковато”. А в назначенный день к Дворцам бракосочетания, громко сигналя, со всех сторон несутся разукрашенные вереницы машин, и скоро все свободное пространство перед ЗАГСами заполнено до отказа, а в самих ЗАГСах не протолкнуться от желающих воочию наблюдать столь "волнительное действо". Знакомая картина многим из нас, не так ли? Небольшим уральским городам до столичных страстей, конечно, далеко, однако, и их ЗАГСы летом "ломятся" от желающих распроститься со своей холостяцкой жизнью.
Женатым быть не запретишь
В отделе ЗАГС Ленинского района Магнитогорска /Челябинская область/ с наступлением августа в день регистрируют в среднем 25 пар. При этом с начала года марш Мендельсона звучал там 425 раз. “Ажиотаж есть, - говорит начальник отдела Елена Веселова, - но мы справляемся, никому не отказываем ”. Первый пик активности новобрачных приходится на апрель. За некоторое время до этого будущие супруги вдруг вспоминают, что они, оказывается, православные /подумаешь, в церкви были всего пару раз/, а потому свадьбу надо справлять согласно православным традициям на праздник Красная горка. Иначе, что вы, ни о каком семейном счастье можно даже и не мечтать. Причины того, чтобы пожениться в августе-сентябре, более прозаичны. Тепло, да и свадьбу можно справить куда как дешевле - много недорогих овощей и фруктов. К тому же все, как правило, в отпусках и на каникулах. Гуляй, не хочу. Реже всего, поясняют работники ЗАГСа, женятся зимой и в мае. Ну, зимой понятно – холодно, дорого опять же. Узнав, что бракосочетание приходится на май, молодые враз становятся суеверными, начинают беспокоиться и уговаривать "ЗАГСовиков": мол, не ломайте судьбу, не хотим всю жизнь маяться.
В ЗАГСе Надыма и Надымского района /ЯНАО/ наплыв брачующихся ожидают в сентябре. “Лето у нас уж больно короткое, поэтому все спешат отдохнуть, съездить куда-то в отпуск. Поэтому свадебный ажиотаж приходится на июнь и сентябрь, - объясняет главный специалист надымского ЗАГСА Татьяна Баданина. - Из 309 пар, зарегистрированных в первом полугодии, 53 – июньские. Впрочем, в августе мы тоже не простаиваем. На сегодняшний день согласно заявкам в августе расписаны или еще только собираются 35 пар /в августе 2003 -тоже 35/. Реально их будет несколько больше. Общее количество поженившихся в этом году, я думаю, будет примерно таким же, что и в прошлом, когда мы оформили 697 браков”.
А вот ханты-мансийцы жениться явно не спешат. “Женатая братия” Ханты-Мансийска /ХМАО/ за первую половину августа пополнилась всего на 12 пар. Сей факт приводит в удивление и самих работников ЗАГСа. “Регистрация у нас сегодня идет почему-то как-то размеренно. Да и вообще, число браков, как и разводов, впрочем, в этом году сократилось. Сравните: браков в первой половине 2003 года было 415, в этом – 341, разводов – 312 к 254,” – рассказывает главный специалист ханты-мансийского ЗАГСа Татьяна Толстогузова. Можно предположить, что югорцам просто некогда жениться и разводиться: они озабочены добычей нефти и зарабатыванием денег. А что? Вполне возможно.
Ах, эта свадьба, свадьба…
“Богаче стали свадьбы, пышнее и гостей больше стало”, - отмечает Татьяна Толстогузова. Да, свадьбы сегодня не чета советским. Свадебное платье моей мамы до сих пор висит в шкафу: этакое бело-кремовое с кружавчиками. Вообщем, ничего особенного: все невесты были практически под одну гребенку /в зависимости, конечно, от всем известных возможностей/. “Пиршество” в совдеповской столовке ограничивалось “зимним” салатом и жареной курицей под полусладкое шампанское или что покрепче. Если удавалось “урвать” дефицит, то на стол выставлялось болгарское лечо. Правда, тогда на несколько сотен рублей накормить и напоить можно было всю округу. Сегодня курицу и лечо постепенно вытесняют дорогостоящие китайские суши и заморские салаты /я не имею ввиду, конечно, сельские свадьбы - там философия отдельная/. А от разнообразия нарядов разбегаются глаза. За прошедшее 10-летие в нашем обществе /как нигде еще/ в пику советской уравниловке научились "отличаться", во что бы то ни стало /не дай бог, чтоб у нее такое же платье/. Вместе с долгожданным выбором, с одной стороны, появился вкус и стремление к качеству, с другой стороны, -"зудящая" потребность в излишествах. Хотя, что касается женитьбы, может, это и нормально. Все-таки свадьба в жизни не часто случается/ поостерегусь утверждать, что один раз/, можно и "шикануть" как следует. Если финансы, конечно, позволяют.
“В дорогом зале нашего салона одеться жениху и невесте можно тысяч на 60, - говорит директор одного из свадебных салонов Екатеринбурга Елена Малышкина. - Есть платья, которые стоят 123 тысячи. В этом году, например, в нашем салоне купили платье за 95 тысяч. Оно из тяжелого каскадного атласа с аппликацией: на нем розы, буфы и камни Сваровски. Сзади – огромный шлейф. В более дешевом зале можно обойтись 10 тысячами. Считайте: мужской костюм – 1500 и платье - от 1500 до 8000 рублей плюс все аксессуары. Девушки, которые молоденькие, предпочитают пышные платья с буфами, цветами, разных расцветок. Те, кому 30 лет и больше, предпочитают классические модели, более спокойные – шестиклинки или французские варианты, где упор идет на ткань. В основном, ткань таких платьев имеет натуральное происхождение. Цвет, конечно, предпочитают белый. Но берут и красные, и кремовые, и даже зеленые”. Впрочем, и зеленым свадебным платьем сегодня уже никого не удивишь. А вот полет на самолете на двоих явление достаточно редкое. Пока. “Была свадьба, когда заказывали самолет, и молодожены летали над Уктусским аэропортом. Лимузины, особенно 12-метровые, в ход идут только так. В целом, свадьба с живыми цветами, оформлением зала, составлением меню может обойтись ну… тут пределов нет, – все зависит от заказчика. Один только торт весом в 15 кг может стоить 4-5 тысяч. На моей памяти самая дорогая свадьба стоила 600 тысяч рублей”, - комментирует Елена Малышкина.
Но это в Екатеринбурге или в Ханты-Мансийске – городах, прямо скажем, не бедных. Москвичи и питерцы на свадьбу тратят и того больше. Особенно, если речь идет не о рядовых гражданах, а о власть предержащих. Скажем, свадьба министра экономического развития РФ Германа Грефа прошла в тронном зале государственного заповедника “Петергоф” /в обход всех правил, между прочим/. Во сколько она обошлась, даже подумать страшно. Говорят, что из-за огромного числа богатых кортежей гостей на набережных Санкт-Петербурга образовались большие пробки. Стол был “нескромным”, подарки “богатыми”, а по случаю свадьбы даже “устраивался фейерверк”. Кстати, Греф сочетался со своей возлюбленной в конце апреля, а Сергей Ястржембский со своей теперешней женой - зимой.
Но вернемся на уральскую землю. В том же Магнитогорске отмечают другую тенденцию постсоветских бракосочетаний: “Больше стало беременных невест. От этого торжественность как-то теряется”, - говорит начальник отдела ЗАГС Ленинского района Магнитогорска Елена Веселова . Действительно, молодые сегодня оформить свои отношения не спешат, тянут до последнего. Это во времена наших мам и пап считалось позором предстать перед регистратором с животом. Такие свадьбы проходили "втихую", без огласки. Сегодня едва ли не каждая вторая свадьба случается "по залету". Вот и сотрудники ЗАГСов уже привыкли, правда, невеста в свадебном платье и фате на восьмом месяце беременности все-таки немного коробит взгляд даже видевших виды "вершительниц чужого счастья". Неловко становится как-то.
Что касаемо Надыма, то там свадьбы проходят достаточно скромно, без всяких "наворотов". Расположение обязывает. “Никаких лимузинов, кортежей и прочего у нас в городе просто нет, так как мы находимся на крайнем севере и в самом центре ЯНАО , – поясняет главный специалист надымского ЗАГСа Татьяна Баданина. - Приезжают, в основном, на “Волгах”, “иномарках”. Церемонии у нас торжественные, но не пышные. Правда, - оговаривается, - невесты в синих и розовых платьях у нас тоже бывают. А вообще-то, расслоение на бедных и богатых в ЗАГСе очень заметно”.
Случаи всякие бывают...
Регистрация брака в следственном изоляторе сегодня уже стала делом привычным. Пожениться можно и виртуально с брачным свидетельством стоимостью 10 у.е., как полагается. Открываешь страничку в Интернете, а там тебе бланк заявления, возможность сказать заветное “да” и даже церемония венчания - тоже примета нынешнего времени, между прочим. Рассказывали мне также, что сотрудница ЗАГСа проводила церемонию в квартире, так как жених накануне свадьбы серьезно заболел, но женитьбу откладывать не захотел.
Кстати, самый короткий брак в истории России, пишет АиФ, длился 25 минут. Это случилось в Нижнем Новгороде. Свадебный кортеж подрулил к ступенькам лестницы, ведущей к Вечному огню. Новоиспеченные муж и жена, горя желанием возложить цветы, начали было подниматься. И надо же такому случиться: супруг случайно наступил на подол свадебного платья. Молодая жена, не растерявшись, от всей души отвесила любимому звонкую пощечину. Любимый стерпел. Поднявшись к Вечному огню, жена наклонилась, чтобы положить цветы. А парень достал из кармана свидетельство о браке и бросил его в огонь прямо на глазах у потерявшей дар речи жены. Пара невозмутимо сошла вниз и разъехалась в разные стороны.
С необычными случаями в своей практике пришлось столкнуться и сотрудницам уральских ЗАГСов. “Помню, еще в 1999 году у нас одновременно прошла регистрация семи пар. А уже в этом году пришлось расписывать невесту, у которой во время регистрации начались схватки. Представляете. Через несколько часов у нее начались роды. Буквально несколько дней назад в брак вступили англичанин и надымчанка, ” – поведала Накануне.Ru главный специалист надымского ЗАГСа Татьяна Баданина.
Начальник отдела ЗАГС Ленинского района Магнитогорска Елена Веселова: “У нас свадьбы все время выделяются не тем, чем надо. Вот недавно был случай. Будущий супруг решил, видимо, проверить свою невесту. Пригласил на регистрацию девушку, которая прямо в ЗАГСе устроила скандал, мол, какая свадьба, у меня от тебя ребенок и все в этом же духе. Слава богу, что невеста не растерялась и отреагировала спокойно. Я не считаю, что этот пример достоин подражания”.
Главный специалист ханты-мансийского ЗАГСа Татьяна Толстогузова: “Меня умилило однажды. 75-летняя женщина и 80-летний мужчина, как полагается, заказали музыкантов и фотографа. Даже кольцами обменялись. Обычно в таком возрасте придут, распишутся и все. А тут трогательно очень”.
Подобных примеров каждый работник ЗАГСа, думается, может привести не один десяток. Помню, когда я выходила замуж, на дворе стоял конец октября. Вся эта свадебная церемония меня жутко расстраивала: ну, не любительница я всего этого пафоса и околосвадебной мишуры. Даже свадебный наряд, помню, выбирала себе из тех же соображений – поскромнее и подешевле. После того, как регистрация закончилась, молодожены и гости по традиции поехали кататься. Я, как и полагается, в белых туфлях на шпильках и в капроновых колготках шлепала по сугробам и дрожала от холода в своем полупрозрачном платьице. Впрочем, свадьба прошла весело, и ее значение для меня из-за всех этих перипетий ничуть не потускнело. Сейчас, спустя годы, я сделала для себя вывод: качество брака совсем не зависит от того, сколько денег было потрачено на свадьбу и в каком месяце она состоялась. Банально? Зато самая, что ни на есть, истина.