Свято место пусто не бывает
Не успели правые «профукать» госдумские выборы, как доселе никому неизвестные «Новые правые» собрались регистрироваться в Минюсте, подхватывать правое знамя и шагать правыми колоннами по России. Но, если правые «ушли» в выборную ночь естественно – заранее скомпрометировав себя и идею бесконечными поклонами и ужимками перед Западом, то коммунистов «ушли» искусственно.
Их ломали и финансово, и организационно. Их уже дважды кололи: но если, говоря ленинскими терминами, «оппортунисты» Селезнев и Горячева стать серьезной ни позицией, ни оппозицией не смогли, то Глазьев, оказался едва ли не левее Зюганова и накануне выборов коммунистический электорат разбежался на два фланга. Консервативные «зюгановцы» при этом оказались в правом крыле.
И вот в послевыборную неделю бесфамильный источник в ЦК пустил по СМИ сплетню о невозможности дальнейшего пребывания на посту лидера -Геннадия Зюганова в связи с провалом на думских выборах /по сравнению с результатами 1999 года коммунисты потеряли половину избирателей – из 24,29 процентов населения остались верны партии только 12,7 процентов ее электората/.
По информации этого самого источника, региональная сеть компартии в случае нового раскола, которым грозит ближайший съезд, отойдет блоку «Родина», а Зюганову пора спешно заняться поиском приемника. Впрочем, пресс-служба ЦК, конечно же, информацию опровергла, а кое-кто уже назвал ее «кремлевской провокацией».
Вопрос о «новой крови» в КПРФ стоит остро и не первый день. Партия, единственная в России, имеющая идеологию и верных идее последователей, на современном политическом небосклоне одна. И имя ей – Компартия.
Все прочие, соревнуясь в любви и близости к Президенту, программные вещи оставляют за бортом предвыборных компаний: теоретически, а тем более научно обосновывать необходимость своего существования, не торопятся. Эта сиюминутность погубила правых, она же, наверняка, погубит и структуру тех, кто кроме светлого президентского лика в активе не имеет ничего.
Коммунистическую идею не изжила даже история, хоть и подкосила не самым, наверное, удачным советским воплощением. Зато та же история изжила множество течений и лидерств. А поскольку писали историю вообще и историю компартии, в частности, победители, со своими аргументами и своей логикой, то оценить ее объективно весьма непросто. Зато не очень сложно почерпнуть уроки.
Внутрипартийная борьба возникла едва ли не раньше оформления российских социал-демократов как партии. Сначала борьба была идейной - ленинцы боролись с так называемыми «экономистами». Разность подходов была налицо: Ленин призывал одновременно к борьбе за ослабление буржуйского экономического гнета и борьбе против царизма, а экономисты предлагали последнюю оставить либеральной буржуазии, сосредоточившись на экономических требованиях пролетариата.
Позднее в момент раскола РСДРП на большевиков и меньшивиков на втором съезде партии, обострился организационный вопрос. Ленин и его сторонники видели партию организованной структурой, в которой члены партии должны были соблюдать партийную дисциплину, выполнять поручения и, не раздумывая, рисковать по первому партийному требованию. А меньшевики предлагали считать членом партии каждого, кто сам считает себя ее членом. То есть любой случайный «попутчик» или временный «доброжелатель» мог стать членом партии, с правами, но без обязанностей.
Бескомпромиссную борьбу вели большевики и с «соглашателями», с теми партийными идеологами, в частности с Плехановым – одним из первых пропагандистов марксизма в России, кто пытался сохранить целостность структуры и примирить враждующие лагеря соратников по партии.
«У пролетариата нет другого оружия в борьбе за власть, кроме организации», - писал Ленин в книге «Шаг вперед, два шага назад»
Дальше – больше. Каутский, Бухарин, Каменев, Зиновьев, Троцкий… Внутрипартийным перипетиям в РСДРП, а потом и в КПСС посвящены тома. Потом твердый кулак Иосифа Виссарионовича, война и снова внутрипартийная борьба.
Казалось бы, после официального развала СССР и нокаута КПСС, наследница «партии самой могучей на свете» - КПРФ должна сплотиться и выйти из затяжного кризиса. Должны народиться новые лидеры и новые в своей эффективности методы работы. Но прошло уже больше 10 лет, а ощущение, что пик коммунистической идеи, так и застрял в начале прошлого столетия отечественной истории, не оставляет.
Все, что было у тогдашних коммунистов – цель. Все, что осталось у коммунистов нынешних - обоснованная Лениным и популяризированная годами советской пропаганды идея. Но идея без цели мертва.
А цели нынешних коммунистических лидеров ограничены политической конъюнктурой: «Вскоре нам предстоят выборы в местные органы власти. Они впервые пройдут на основе партийных списков. Это даст нам возможность мобилизоваться и восстановить наш авторитет в стране», - гласит поствыборное обращение Зюганова к избирателям. Если цели глобальные – мировая революция или хотя изменение режима в отдельно взятой стране нынешним коммунистам не по зубам, то оправдания их «взаимоотношениям» с опальными олигархами, и финансированию из буржуйских карманов, нет.
Как сказал современник: «Раньше были цели, теперь всё больше мишени».
Цель любой партии - власть. Нынешние коммунисты, по крайней мере, их верхушка давно даже в мыслях перестали лелеять эту мечту. Им действительно тепло и удобно в вечной оппозиции, их вполне устраивает такая позиция. Чтобы занимать свою нишу, из которой их так невежливо подвинули, они вполне готовы принять помощь из любых рук. Даже идеологически чуждых, даже иностранных. И принять не ради победы, как это делал праотец партии Владимир Ленин.
Вот очередное, одно из многих подтверждение мысли. Накануне коммунисты заявили, что в ответ на отказ в пересчете голосов во время парламентских выборов, который поступил из ЦИКа, они намерены обратиться в Верховный суд, а затем в Европейский суд по правам человека. Заявляет об этом все тот же Геннадий Зюганов. И наблюдателей ОБСЕ уведомили, не побоялись наябедничать в орган, который сами же подвергали разгромной критике по жизни - мол, Россию не любят. Устаревший лидер коммунистов сообщил, что по каждому факту выявленных нарушений будет оформлено юридическое дело и они будут направлены в суды и в прокуратуру.
И никому в голову не пришло, что надо не по закрайкам их правосудия искать поддерджки, а ставить перед собой недостижимые, не реальные, кажущиеся сегодня абсолютно недостижимыми цели, добиваться их, создавать ту самую организацию, за воплощение каковой так ратовал вождь Ленин /и создал ведь на горе всем буржуям на деньги тех же буржуев!/. И тогда будет победа на тех же выборах столь бесспорная, что никакие подтасовки не смогут его опрокинуть. Когда "за" тебя 70-80% населения, то кидай не кидай административные 5-10%, все равно будет победа. А так жалобы, стоны, стенания на несправедливость жизни и подбор крох за столом победителей.
Удивительно, до чего нынешняя ситуация на правом и левом политических российских флангах совпадает. Там и там стоны, там и там поиски лидера /хотя, правые в этом оказались честнее пока/, там и там уныние и безнадега. Говорят, за поражением у сильных следует разбор полетов, собирание себя и всех сил в кулак и неизбежная победа в следующем сражении. У тех ленинцев начала прошлого века после поражения 1905 года был победный 1917-18, но у них были лидеры, которые хотели и могли побеждать, бороться. Геннадий Зюганов человек эпохи реакции, оппозиции, поражений. Интересно, поймут ли это сами коммунисты?