Старая-новая демократия: сельский вариант
Сельский сход - орган управления сельского общества в России 2-й половины XIX - начала XX вв. Состоял из домохозяев, избирал сельского старосту и других должностных лиц. Обладал судейско-полицейской властью.
В Российской Федерации
слеьский сход есть общее собрание граждан, проживающих на территории
сельской административно-территориальной единицы. Одна из форм местного
самоуправления. Из толковых словарей.
На улицах небольшого села Камышево, что находится в Белоярском районе Свердловской области, - ни души. И вроде бы время для деревенского человека самое, что ни на есть рабочее – четыре часа дня – а вся жизнь как будто замерла.
- Все взрослые на сходе. Он там, в школе, проходит! – сообщает местная детвора, по очереди катающаяся на одном стареньком велосипеде.
В спортзале камышевской школы, действительно, не протолкнуться. Вплотную друг к другу дружными рядами на деревянных скамейках сидят и старики, и молодежь. Все внимание - на сцену /спортзал во всех сельских школах - это еще и место проведения различных праздников/. В президиуме сразу видно районное начальство. Белые рубашки с галстуками, а уж тем более прокурорская форма – для деревни большая редкость. В первом ряду зала – глава сельской управы Камышево – Ольга Грошева.
- Уселась в первом ряду, а на сцену выходить не хочет, - злобно шепчутся сельчане, -Боится, наверное!
Бояться, действительно, есть чего. Именно сегодня родные ей односельчане подняли вопрос о снятии ее с должности главы сельской управы. Гнев народный страшен.
- Мы больше не хотим терпеть такого главу, - говорит Алексей Оносов, - Больше всего нас возмущает то, что Ольга Евгеньевна три года является главой сельской управы и одновременно владеет магазином и закусочной в нашем селе. Ну, разве так можно! И вообще она очень грубый человек – как – то побила одна старушку в магазине ни за что ни про что. Претензий у нас к ней много – целый список.
- Я уже много лет работаю в нашей камышевской школе учителем, - начинает свое выступление Тамара Попова, - но такого отношения к людям, как у Грошевой, не встречала. Муниципальным имуществом она распоряжается, как своим. Я имею в виду муниципальное жилье. По закону она должна предоставлять его специалистам, которые приезжают в Камышево, но почему – то этого не делает. Из – за этого в нашей школе учителя пол физике нет уже 12 лет. Ну, кто к нам поедет, если негде жить. Еще один пример. Взяв КАМАЗ, она съездила в Белоярский и закупила там цемент по льготной цене – за 45 рублей, как и положено муниципалитетам, а потом в своем же магазине продала его по 105 рублей. Да что говорить, если она все время пытается выжить из своего села участкового милиционера – всячески препятствует его работе, чтобы поставить на его место своего знакомого!
- Предпринимателей душит! – прокричал в конце зала какой – то мужчина в бейсболке, сам, видимо, тоже промышляющий бизнесом, - Ни магазинам не дает нормально работать, ни пилораме. Как выживать?
Страсти накалились, когда с другого конца зала начали атаку защитники камышевской правительницы. По очереди то и дело вставали бабушки и рассказывали о достижениях Ольги Грошевой.
- Зря женщину обижаете. Она, между прочим, для школы автобус выбила!
- Не врите! Автобус появился еще при старом руководстве!
- Даже если и при старом, чем она вам не угодила? Тем, что вы сами власти захотели, вся ваша родня хочет управлять селом, и все это знают, - не унимались энергичные старушки, переходя на личности.
- Дайте женщине начать работать. Она еще только три года на посту. Не нужно ей мешать! – поддержала бабушек голосистая тетка.
- Если не мешать, что от села – то останется? Как мы будем дальше – то жить? – парировала кучка активистов.
Сидевшие в президиуме глава Белоярского района и представитель прокуратуры одновременно кивали головами, стараясь выслушать и тех, и других. Сама Ольга Грошева, сославшись на плохое самочувствие, отказалась выступать перед односельчанами. С уложенными по – городскому белокурыми волосами и в яркой цветной блузке она сидела в первом ряду и грустно наблюдала за происходящим. Казалось, что в мыслях она где – то далеко – далеко от родного села.
Через два часа страсти начали стихать. И, согласно регламенту сельского схода, слово взял глава Белоярского района. Монолог длился целый час. Его выступление началось с вполне понятных камышевцам пожеланий типа - давайте жить дружно, на селе должно быть взаимопонимание и только так мы сможем возродить былую славу села, а закончилось чисто чиновничьими загогулинами про, что районный бюджет перешел на казначейское исполнение и что расходы и доходы теперь прозрачны, как никогда, и что все должны понимать, что такое местное самоуправление.
Бунтари тяжело вздохнули и начали расходиться.
- Ну, как обычно, сплошная демагогия, - сетовали они в коридоре, - знаем мы про это местное самоуправление вроде бы все. Ну, что вот нам мешало сегодня снять ее с должности главы сельской управы? Нужно было, чтобы на сход пришла половина всех камышевцев, и тогда снятие было бы законным. А на сход много пришло из других деревень, мы не добрали по голосам.
- Это все потому что объявлений о том, что будет сход, мало по селу развесили, - упрекали молодые тех, кто постарше, -А вообще, даже если бы народ собрался, все равно бы мы не смогли ее снять. Почему? Да потому что народ боится. Всем ведь еще жить в этой деревне, детей растить, а наша начальница в хороших отношениях с районным руководством, которое всегда за нее заступается.
- Ну, мы еще посмотрим, кто победит, - сказал один из инициаторов проведения схода Алексей Оносов, - Мы ведь письмо в прокуратуру написали. Слышали, что представитель прокуратуры сказал? По всем фактам злоупотребления служебным положениям Грошевой будут проверки. Так просто это дело все равно не замнется. Если и там не помогут, пойдем на прием к полномочному представителю президента на Урале Петру Латышеву!
- Надо и Путину писать! – крикнула проходящим активистам одна из бабулек, доставая из тряпочной цветной сумки сотовый телефон…
Вот такая сельская демократия в действии. Чем завершится конкретное действо в Камышеве - дело самих сельчан. Для нас показалось любопытным другое. Демократия добирается в российскую глубинку. Или наоборот? Возвращается. Ведь еще во времена оны все важные вопросы решались не инае как сельским общим сходом. Потом, в советский период деятельность сельских сходов сводилась в основном к автоматическому одобрению решений властей верхнего уровня и имели они откровенно декоративный характер. После проведения подобных сходов власти отчитывались об успехе очередного идеологического мероприятия, а крестьяне, периодически осуждавшие на сходах "вредные обычаи", продолжали следовать этим обычаям в повседневной жизни.
Сейчас вроде бы народ научился решать какие – то повседневные проблемы, будь то ремонт в школе, проведение какого – нибудь праздника или строительство дороги, здесь даже назначаются специальные уполномоченные по отдельному вопросу. Здесь же определяется степень участия в работах каждой семьи /в зависимости от числа мужчин/.
Но, с другой стороны, вопросы власти, местного самоуправления, когда недовольный крестьянин мог бы взять и высказать своему главе все претензии и даже попугать снятием с должности - пока большая редкость. Люди привыкли, что начальство всегда право. А все проблемы – так это от того, что где – то наверху, неважно в области или в Москве, денег не додают. Камышевский сход, который как уверяют сами местные жители, еще будет иметь продолжение, – маленький сигнал для всех других сел и деревень о том, что каждый, если постарается, может что-то изменить пусть не в стране, так хотя бы в своем околожизненном пространстве...
Камышево - Екатеринбург