28 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC1VXk
Сантехник по вызову - http://remont.youdo.com/plumbers/pan/install-cover/, оформить заказ.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Сырой порох муниципальной реформы

У жителей УрФО есть повод для надежды, что муниципальная реформа не окажется таким же неожиданным подарком из-за угла, как другое нашумевшее нововведение по отмене льгот. По крайней мере, готовиться к реализации этой реформы начали загодя. Ее основа - федеральный закон №131 был принят еще в 2004 году и больше года дано на притирку и смазку механизмов. Контрольный срок, когда шестеренки реформы должны начать вращаться – 1 января 2006 года. Впрочем, говорить о том, что все радужно, вряд ли стоит. Первые подготовительные действия выявили, что вопросов по ней больше, чем ответов, а в голове у многих из тех, кому предстоит на местах претворять этапы этой реформы в жизнь, нет понимания и согласия даже с некоторыми ее базовыми пунктами. Правда, и для трагедии пока никакого повода нет – главы муниципалитетов, на чьи плечи основным грузом ложится реформа, пытаются решить все спорные вопросы и найти необходимые ответы на берегу. А региональные и федеральные власти, которые еще хорошо помнят, как неприятно и накладно бывает, когда реформа плохо проработана, пока пытаются идти муниципалам навстречу.

Если говорить упрощенно, муниципальная реформа производится для решения двух основных задач. Во-первых, для того, чтобы приблизить власть к простому человеку, ликвидировать между ними существующее отчуждение и взаимную неприязнь. Во-вторых, чтобы дать муниципалитетам оптимальный объем собственности и ответственности, дать в руки рычаги управления городом и подкрепить это необходимыми финансами. Это позволит ликвидировать сегодняшнюю неразбериху, когда зачастую непонятно какой уровень власти за что отвечает и кто, соответственно, должен за что платить.

Пока реформа хромает на все четыре ноги. Более-менее выглядит лишь формальная часть – закон принят, да, по крайней мере в УрФО, проработан вопрос по созданию новых муниципальных образований. Приближение власти к человеку идеологи реформы решили реализовать путем дробления существующих муниципальных образований на еще более мелкие – многие поселки и иные небольшие населенные пункты должны обрести самостоятельность. Для этого – выйти из состава более крупных районов, к которым прежде примыкали, и создать собственные полноценные органы власти. Таким образом, например в УрФО, количество МО увеличится почти в полтора раза – с 905 до 1351 штуки. Приводится в соответствие местное законодательство. У прокуратуры вопросы остались лишь к двум уставам из 905. Правда, впереди еще вся работа по написанию более чем 400 уставов для новорожденных МО.

"Был КОзак, стал КозАк, - ропщут в кулуарах в междусобойных беседах мэры крупных и мелких городов, всуе поминая Дмитрия Козака – автора и главного идеолога муниципальной реформы, которую он задумал в бытность зам главы администрации президента РФ, - отправили теперь его полпредом в ЮФО, общается там сейчас с казаками, какой с него спрос? Задумал, понимаешь, перенести европейскую модель к нам, в Россию, а адптировать кто будет?". Вопросов у глав муниципалитетов лично к Дмитрию Козаку и впрямь много. Один из них – какой смысл в повальном дроблении территорий, особенно на "северах", где мелкие национальные поселки ни при каких условиях не смогут жить и обеспечивать себя без газовых, нефтяных, металлургических, алмазных и прочих городов.

"У нас, на Ямале, огромные северные территории, и для нас дробление – очень плохо. Маленькое муниципальное образование второго уровня - городское поселение, сельское поселение попросту не решит тех задач, которые стоят перед ним, - говорит недавно избранный глава Нового Уренгоя Виктор Казарин, - и мы уже столкнулись с этой проблемой. Поселки Коротчаево и Лимбяяха, находящиеся в 78 км от Нового Уренгоя, изъявили желание граждане остаться в составе городского муниципального округа Новый Уренгой, в то время как законодательство требует, чтобы они создавали собственные органы власти".

В данном конкретном случае выход нашелся – жители поселков на референдуме проголосовали большинством голосов за то, чтобы остаться с городом. Власти Ямала пошли навстречу, приняли закон о присоединении поселков к городу, наделили их общими границами. Однако во всех ли подобных случаях найдется желание, политическая воля и опыт руководителей для того, чтобы заранее избежать очевидных негативных последствий? С большой долей уверенности можно ответить "нет". Скорее, произойдет обратное – по большей части руководители крупных МО с радостью расстанутся с экономически бесперспективными поселками, которые только тянут вниз, а там, будь что будет. Тем более, что все это произойдет в полном соответствии с буквой закона.

"131 закон не является "священной коровой", которую нельзя трогать. Напротив сейчас есть время и возможность внести все необходимые правки в нормативно-правовой акт", - заявил накануне заместитель уральского полпреда Сергей Вахруков, обращаясь к главам крупнейших городов округа. Мэры от этих слов несколько воспряли духом и поделились мыслями о самом наболевшем касательно муниципальной реформы. Самое наболевшее – это, понятное дело, деньги. " Никакого финансового обеспечения на новые полномочия от региональной власти по закону не гарантировано. Получается, что все зависит от губернатора?", - возмущался глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, давно и непримиримо конфликтующий со свердловским губернатором Эдуардом Росселем, - " ГО и ЧС и пожарную безопасность передают на уровень муниципалитетов, но никто не подкрепляет эти расходы финансово. А расходы эти ведь совсем не малые".

Но и это еще полбеды. На процесс получения новых весьма капиталоемких полномочий, вроде пожарной охраны, накладывается и еще один – изменение межбюджетных отношений, дальнейшее перераспределение налоговых выплат в пользу федерального центра. Результат этого вполне понятный -даже одна из богатейших в стране территорий, газовая столица России город Новый Уренгой превращается из донора в бюджетополучателя. " Налоговый и бюджетный кодекс четко закрепили, какие налоги, в каком количестве должны поступать в бюджеты муниципальных образований, в том числе в городские округа. В частности подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль предприятий. Для нас основной источник доходов – подоходный налог физических лиц. Если сегодня по нему на территории остается больше 50%, то со следующего года останется только 30%. А существующие регулируемые налоги на самом деле не подкреплены нормативной базой. В результате мы сможем обеспечить себя доходами только на 60%", - поясняет Виктор Казарин.

"Бюджет самая сложная и не проработанная тема", - соглашается Сергей Вахруков, - " Готовить во всех деталях этот вопрос необходимо именно сейчас, потому что, когда начнется принятие бюджетов на 2006 год, будет уже поздно". Для того, чтобы это не стало игрой в одни ворота, на заседание по муниципальной реформе, которое состоится в апреле в уральском полпредстве, будут приглашены представители Минфина РФ и субъектов федерации. Именно этот треугольник в состоянии разобраться и поставить все необходимые точки в многочисленных спорных иногда тяжелейших вопросах.

Их действительно много и большинство из них не являются какими-то абстрактными, типа, где именно провести границу МО, но касаются каждого жителя. Муниципальная реформа требует, в частности, перевода населения на 100%-ную оплату услуг ЖКХ, чтобы этот груз не висел на бюджетах городов и поселков. Где-то плата за услуги ЖКХ уже и вправду почти подобралась к 100%-ной отметке, но, скажем, для ряда ямальских городов это будет самоубийством. В регионе, стоящем на вечной мерзлоте, и ЖКХ особое, и такой перевод будет означать, что за двухкомнатную квартиру придется выкладывать по 10 тысяч рублей ежемесячно, в то время как зарплата бюджетников там находится на уровне 6 тысяч.

Именно апрельское заседание даст основное понимание того, как будет проводиться муниципальная реформа в уральском округе, с его проблемами и спецификой. Муниципалы готовятся к этой встрече со всей серьезностью, они уже вовсю пишут свои предложения. Те регионы, что побогаче, создают специальные фонды и копилки для того, чтобы при любом исходе переговоров не допустить нового социального кризиса. Те, кто победнее, ждут милости от Москвы. Москве, по большому счету, отступать некуда – реформа запущена, формирование бюджета страны и регионов на будущий год начнется уже летом, так что ясность по ключевым вопросам федеральные органы власти должны обеспечить в ближайшие месяцы.

Государственное ружье заряжено новой реформой и уже повешено на стену. Достанет ли тем, кто зарядил его, сырым пока порохом, дальновидности стрелять по зайцам, а не опять по своим? Только время покажет…

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС