Такая "скотина" нужна Самому
Союз производителей нефтегазового оборудования обратился накануне к представителям государства в Совете директоров ОАО Газпром с очередной убедительной просьбой сделать прозрачной систему закупок промышленной продукции для добычи и транспортировки нефти. Ситуация простая и понятная – отечественные металлурги и машиностроители рвутся в бой, чтобы внедрить наконец импортозамещающие технологии, которые у них есть, и готовы конкурировать не только между собой, но и с зарубежными производителями.
Вот несколько строчек из обращения – "Существующая система материально-технического обеспечения ОАО Газпром практически не использует открытые конкурсные процедуры. Следствием является отсутствие информации у большинства потенциальных российских поставщиков. Продукция часто закупается без тендера, а если он проводится, то отечественные предприятия узнают о потребности естественной монополии незадолго до проведения тендера и не успевают подготовить предложения. Все это способствует приобретению импортного оборудования".
Закрыта не только информация о потребностях Газпрома, но и о реальных объемах уже совершенных закупок, а тем более о ценах, по которым они совершены. Тем не менее, окольными путями и эта информация иногда попадает в руки производителей, и она в очередной раз подтверждает, что сбыт российских предприятий трубного и нефтегазового профиля может быть существенно увеличен. В ОАО Газпром за первое полугодие 2003 года состоялось 22 закрытых конкурса на сумму 11,56 млрд. рублей при общих затратах на закупку товаров, работ и услуг за этот период в 104,41 млрд. рублей, а открытых конкурсов вообще не проводилось.
Еще одна цитата из обращения Союза - "Централизованным поставщиком материально-технических ресурсов из России и зарубежных стран является ООО Газкомплектимпэкс, которое при проведении закупок по импорту использует закрытые торги. Объемы закупок ОАО Газпром основного технологического оборудования /буровое, газонефтепромысловое оборудование, газоперекачивающие агрегаты, компрессорные установки, системы управления/ по импорту составили в 2001 году 8,181 млрд. рублей, в 2002 году - 8,523 млрд. рублей, прогнозный объем закупок в 2003 году 9,144 млрд. рублей. Закупки машиностроительной продукции зарубежного производства составляют 20-22%, а трубной продукции – 38-40%".
Таким образом, Газпромом только оборудования ежегодно закупается за границей почти на 10 млрд. рублей. По трубам, особенно трубам большого диаметра, эта цифра еще в несколько раз выше. Стоит вспомнить, что когда газовый монополист объявил конкурс на строительство в России завода по производству труб большого диаметра, то озвучивалась потребность 1 млрд. долларов /28-30 млрд. рублей/. Позднее назывались и другие, несколько более скромные суммы, которые ежегодно тратятся "Газпромом" и "Трансгазом" на закупку магистральных труб диаметром 1420 мм, но даже самый нижний из названных порогов равняется 600 млн. долларов /около 20 млрд. рублей/.
Итого, даже по самым минимальным подсчетам, "Газпром" ежегодно оставляет за границей в виде уплаты за товарную продукцию свыше 1 млрд. долларов. Насколько свыше – на 10% или в 4 раза – могли бы ответить в самом Газпроме, если б захотели. Тем более что желающих услышать эту информацию масса, а желающих ответить пока не нашлось ни одного. Наверняка далеко не все российское машиностроительное оборудование может сегодня посоперничать с импортными аналогами, но как раз это и могло бы выясниться в открытом конкурсе. Именно этот открытый конкурс и мог бы сориентировать российских производителей буровых, компрессорных станций, труб и всего остального, что именно какого качества и по какой цене нужно одному из главных потребителей страны. Подстроить под этого потребителя свои производства, стремиться улучшить качество, чтобы получить реальный шанс в следующем тендере.
Газпром, как реальный монополист, по сути, не имеющий конкурентов в отрасли должен, кроме чисто коммерческого интереса от собственной деятельности нести еще и некоторую социальную функцию, в частности помогать в развитии машиностроительной и металлургической отрасли в России. На деле оказывается, что "Газпром – национальное достояние" только в телевизоре, а в реальной жизни, как бы это помягче выразить, недружелюбная загадка для промышленников своей страны. Что, впрочем, является обычным явлением для монополиста, когда нужно, нужные люди вспоминают, что это государственная компания, когда не нужно - что это акционерное общество, имеющее право на коммерческую тайну. Правда размеры этой тайны определяются очень вольно.
"Мы уже не первый год обращаемся в Газпром с просьбой сделать процедуру закупок промышленной продукции прозрачной, - рассказал в интервью корреспонденту Накануне.Ru президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин, - в том числе были прямые контакты с председателями правления РАО – и с Черномырдиным, и с Вяхиревым, и с Миллером. Они соглашаются с нами, говорят о необходимости сделать закупки прозрачными, но как только доходит до исполнения, как только процесс спускается на уровень руководителей среднего звена, так сразу же выясняется, что система осталась прежней".
13 октября 1999 года было подписано постановление Правительства Российской Федерации № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованых принципов формирования цен на продукцию /услуги/ субъектов естественных монополий". Согласно ему субъектам естественных монополий было рекомендовано осуществлять закупки продукции /услуг/ для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, то есть в виде открытого конкурса. Этот принцип госзакупок, за неисполнение которого снят с работы или сидит в тюрьме уже не один российский чиновник, действительно взяли на вооружение естественные монополии, такие как ОАО "Российские железные дороги" /бывшее МПС/, РАО ЕЭС России, но только не Газпром.
Почему? Потому что ему это позволяется. "Газпром" - один из немногих российских монополистов, где у руля стоит человек лично преданный президенту страны. Владимиру Путину те же олигархи наверняка не раз говорили о необходимости сделать газового монополиста прозрачной структурой. Так же как и Алексей Миллер, президент наверняка обещал разобраться и способствовать. И то, что никаких изменений в этом смысле вот уже как минимум десятилетие не происходит, свидетельствует только об одном – "Газпром" нужен и его руководителям и высшему руководству страны пока именно таким. Структурой, где непрозрачно можно управлять десятками миллиардов подконтрольных этой самой власти рублей. На какие нужды эти суммы сохраняются в тени от любопытных глаз тех же промышленников, пусть каждый догадывается сам.
Напоследок можно напомнить, что на встрече с канцлером ФРГ Шредером в Екатеринбурге осенью 2003 года Владимир Путин вполне однозначно заявил – "Газпром" делить не будем. Пару недель назад эту же мысль громко озвучил и российский премьер Михаил Касьянов. Похоже, все это значит, что президент Союза производителей нефтегазового оборудование и все 140 крупнейших многотысячных промышленных предприятий, что в это Союз входят, высказывают оптимистичные надежды на положительное решение вопроса о закупочной прозрачности "Газпрома" несколько рановато.
Картина эта навевает несколько перефразированный финал одного мультипликационного произведения, в котором старик тоже сначала решил реформировать свое животноводческое хозяйство, но потом передумал. Мол, "Буренку свою не отдам никому, такая скотина нужна Самому..."
Москва - Екатеринбург