Деприватизация таможни
Чиновники буквально восприняли требование президента развести на границе таможенные органы и бизнес-структуры. До середины 2007 года все таможенное имущество должно быть передано на баланс специально созданного Федерального агентства по управлению приграничной инфраструктурой. Участники рынка считают, что под раздел в первую очередь попадет бизнес, в руках которого находится 90% всей таможенной инфраструктуры. Часть перевозчиков надеются, что деприватизация положительно отразится на их кармане. Другие же, не веря в радивость государства, готовы переплачивать частнику. Невыясненным остается главный вопрос - как будет происходить деприватизация.
* * *
Свой знаменитый вопрос "Когда таможенные органы и представители бизнес-структур перестанут сливаться в экономическом экстазе?" Владимир Путин задал Герману Грефу в
Фото: www.G8RUSSIA.ru |
апреле 2006 года. Не прошло и полмесяца, как Министр экономического развития внес в правительство проект создания Федерального агентства по управлению таможенной инфраструктурой.
Кому оно будет подчиняться до сих пор непонятно. Хотя эксперты не исключают, что новая структура останется у МЭРТа - в качестве компенсации за выведение из его подчинения таможни.
Что касается ее функций, то в пресс-службе Минэкономразвития
Фото: Накануне.ru |
Накануне.RU обозначили три направления деятельности: строительство и содержание пунктов пропуска через государственную границу, создание приграничной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и разработка единых технических требований. В МЭРТе подчеркнули, что последнее слово остается за правительством.
Между тем, участники рынка утверждают, что за созданием государственной инфраструктуры скрывается не что иное, как попытка деприватизации инфраструктуры частной. |
Строить объекты с ноля - дорого и долго. Проще вернуть в лоно государства то, что ему же когда-то и принадлежало.
В первую очередь речь идет о таможенных складах. Импортный товар, прежде чем попасть на территорию России, должен пройти так называемую таможенную очистку, куда входят
Фото: Накануне.ru |
проверка товара, оформление документов, уплата платежей. Все это время товар по закону должен находиться в зоне таможенного контроля - на государственной территории. Однако, понятно, что товар не может храниться на улице - необходимы склады с охраной, освещением, кондиционерами и т.п.
"В начале 90-х годов у государства не было денег на строительство и содержание инфраструктуры для временного хранения грузов. Она была отдана на откуп коммерческим структурам. Бизнес мог, получив лицензию, открывать склады временного хранения", - рассказал Накануне.RU преподаватель ВЭД и логистики Российской академии госслужбы при Президенте РФ Петр Травинский.
Сейчас государство владеет только 10% таможенных складских терминалов, остальные 90% находятся в руках частников. |
Выходит, что большинство государственных таможенных постов, которые по правилам должны располагаться в зоне таможенного контроля, располагаются на частной территории. Как правило, они просто арендуют земли и здания. Это относится не только к пограничным пунктам пропуска, но и к внутрироссийским.
"Таможенные посты находятся в тесной зависимости от
Фото: Накануне.ru |
бизнеса - вот о чем говорил президент. Особенно это чревато на границе: получается, что прохождение товаров через границу в конечном итоге контролирует не государство, а государство под влиянием коммерческих структур. Это ведет к злоупотреблениям, к недобору таможенных платежей, так как становятся возможны различные варианты оформления товара", - отметил Петр Травинский.
Наглядная иллюстрация вариативного подхода - так называемые "белые списки" импортеров , куда входят крупнейшие российские компании, растаможивающие товар по ускоренной схеме. Схема простая: таможенники верят импортерам на слово и не проверяют товар, а их фуры пересекают границу за два-три часа вместо недели. Таможня увеличивает пропускную способность постов и объемы пошлин. Импортеры же, чей бизнес завязан на временной фактор, получают вполне ощутимое снижение себестоимости товара.
Стоит заметить, что "белые списки" вполне легальны. Однако многие компании оказывались в них нелегально.
По данным импортеров, несколько лет назад "выбелиться" можно было за весьма умеренную плату - $8-10 тысяч. Хотя называются и куда более внушительные суммы – $50-100 тысяч. |
Перевозчики утверждают, что частные таможенные терминалы, конкурируя между собой, тоже не всегда предлагают "чистые" условия растаможки грузов. Со слов начальника юридического
Фото: Накануне.ru |
отдела Транспортно-экспедиционной компании "Лорри" Алексея Лютина, непонятные организации, расположенные на их территории, ведут незаконную деятельность, взаимодействуя и с владельцами терминалов, и с сотрудниками таможенных постов. Доказательство тому - многочисленные уголовные дела, возбужденные в отношении таможенников.
В транспортной компании указывают и на другой неприятный аспект сложившейся на таможне частно-государственной системы. "Бизнес на территории терминалов имеет вспомогательные службы. Таможня обязывает сделать копию с какой-нибудь бумажки или произвести расчет таможенной пошлины именно там. За столом, как правило, сидит женщина с калькулятором. Она за 500 рублей считает размер пошлины и пишет его на простом клочке бумаги", - говорит Алексей Лютин.
Вырученные от вспомогательных услуг деньги являются неплохим довеском к основной деятельности. Плата же за хранение товара на коммерческом складе составляет в среднем 1,5-2 доллара за кв метр площади в сутки.
Фото: Накануне.ru |
Между тем, жалуются импортеры, на многих пунктах пропуска нет даже скамеек и элементарных бытовых удобств, а ждать растаможки порой приходится по 12 часов. Ни бизнес, ни государство об этом не заботятся: бизнес и без того хорошие деньги зарабатывает, а государству, какой интерес обустраивать чужую территорию.
Впрочем, перевозчики не очень-то верят в то, что передача частных таможенных терминалов государству позволит решить насущные бытовые проблемы.
Однако, они смогут значительно экономить на хранении товара и других околотаможенных процедурах, так как логично, что у частников расценки на порядок выше. |
К слову, в пресс-службе Уральского таможенного управления Накануне.RU сообщили, что обеими руками за возвращение таможни государству. Но воздержались от более глубокой оценки.
И все же уральские импортеры, несмотря на очевидную, казалось бы,
Фото: Накануне.ru |
материальную выгоду, предпочитают оставить все, как есть. "Нас устраивает сложившаяся система, потому что таможенники сами зачастую нечистоплотны. Если отдать все государству - меньше гарантий, что не разворуют. Мы готовы платить частнику, который отвечает за сохранность товара", - сообщила Накануне.RU маркетолог компании "Авто-Мост", импортирующей в Россию иностранные автомобили, Татьяна Смирнова.
Таможенные брокеры и владельцы складов вообще не видят экономической целесообразности в деприватизации таможни. Понятно, что они отстаивают свои интересы, но и в их рассуждениях есть логика. Если деприватизация будет осуществлена путем выкупа, то, легко предположить, средства на нее потребуются немалые.
В России 413 пограничных пунктов пропуска. Мало выкупить металлические ангары, надо еще обустроить их и содержать. |
"Это очередной бред. Как государство сможет содержать таможенные склады: платить зарплату персоналу, покупать технику, которую оно нам навязывает, а потом просит передать в пользование? 30 тысяч долларов стоит один малотоннажный погрузчик. А еще необходимы компьютеры, телефоны, копировальная техника. Государство само за все это будет платить? Интересно было бы посмотреть", - недоумевает руководитель одной из московских компаний, занимающейся транспортировкой и хранением грузов.
По его мнению, не надо огосударствлять таможню - надо пресечь взяточничество среди таможенников. "Что такое коррупция? Это когда одна сторона дает, а другая берет. Не берите взятки, а сажайте тех, кто вам эти взятки дает. Зарплату надо таможенникам повысить", - убежден он.
В компании "Лорри" тоже считают, что государству не мешало бы
прежде всего навести на таможне порядок, установив четкие условия работы для всех терминалов: начиная с площади склада и наличия оборудования и заканчивая взаимоотношениями бизнеса с таможенниками. "Если такие меры будут приняты, крупные терминалы вытеснят терминалы с небольшим потенциалом. Тогда не будет нездоровой конкуренции, толкающей, как минимум, на злоупотребления служебным положением", - считает Алексей Лютин.
Впрочем, государство похоже решительно настроено выкупить частную инфраструктуру.
Новый глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов в конце июня заявил, что уже подготовлены деньги на выкуп зданий таможенных постов. Сейчас ведутся переговоры с владельцами складов временного хранения. |
Сама по себе идея возвращения пограничной таможни в лоно государства не вызывает отторжения. Напротив, ведь речь идет о стратегических интересах страны, которые не должны
Фото: Владимир Новиков www.itogi.ru |
зависеть ни от чьего желания быстро и легко заработать. В конце концов всем нам хочется спать спокойно, есть здоровую пищу и покупать детям безвредные игрушки. Мы ни в коем случае не утверждаем, что таможенники все взяточники. Наверняка, среди них много честных людей.
Речь идет о том, что частно-государственная система формирует почву для больших злоупотреблений. Нельзя сказать, что выведение из нее бизнеса автоматически ставит крест на взяточничестве, но, наверняка, отразится на его масштабах. Безусловно, параллельно нужно искоренять и другие условия для взяточничества. Другое дело, что деприватизация должна быть осуществлена по уму, в чем у нас, наученных горьким опытом, есть все основания сильно сомневаться...