Таможня дает "добро"
Российская таможенная система готовится к кардинальной перестройке всей идеологии своей работы. Во всяком случае, руководители таможенных органов в последнее время усиленно декларируют тезис о том, что из органа, осуществляющего преимущественно контролирующие и фискальные функции, основная из которых – пополнение федерального бюджета РФ, таможня должна превратиться в главного регулятора внешнеэкономической деятельности.
Главная задача, стоящая перед таможенниками сегодня, по словам заместителя председателя Государственного таможенного комитета Бориса Гутина, – всемерное содействие развитию торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировое сообщество как полноправного партнера мировых торгово-экономических отношений и вступление в ВТО. И таможня на этом пути должна тать не барьером, а мостом между странами-участниками ВЭД.
"Мы считаем, что для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, чья "таможенная история" ясна и прозрачна, должен быть своего рода "зеленый коридор", – говорится в пресс-релизе, распространенном Уральским таможенным управлением накануне. – Это значит, что бизнес, наконец, получит возможность осуществлять долговременное экономическое планирование без опасения, что таможенные правила неожиданно поменяются. И новый Таможенный кодекс РФ, прежде всего четко регламентирует права и обязанности таможенных органов, а также права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности".
Такие утверждения по идее должны подтверждать предназначение таможни как первого помощника в развитии бизнеса для предпринимателей и производителей продукции. Только как это будет выглядеть на практике – вопрос весьма неопределенный. Что стоит только пресловутый "камень преткновения" в виде введения спецсчетов на НДС, о который сломано немало копий в средствах массовой информации. Крупные производители высказываются резко против принятия такого закона, Герман Греф тоже против, Каха Бендукидзе вообще пообещал свалить из России сразу же после его принятия. Насколько будет сочетаться новый, достаточно либеральный таможенный кодекс с таким, по определению производственников, "закручиванием гаек" сказать сложно.
"Не секрет, что отнюдь не все участники внешнеэкономической деятельности ведут свой бизнес, в полной мере соблюдая налоговое и таможенное законодательство. Примером тому служат результаты комплексных проверок таможенной инспекции Уральского региона за этот год. Было проведено 645 инспекционных мероприятий. Выявлено нарушений на общую сумму 2,8 миллиардов рублей, что в 57 раз выше аналогичного показателя прошлого года. Возбуждено 285 дел об административных правонарушениях, то есть в 3 раза больше того же показателя прошлого года. Нарушения выявлены по 209 организациям – участникам ВЭД, то есть практически по каждой третьей организации из числа проверяемых. Спектр выявленных правонарушений очень большой - это и недекларирование товаров и транспортных средств, занижение стоимости товаров с целью снижения налоговых платежей, подача недостоверных сведений о цене сделки при таможенном оформлении, непредоставление сведений в таможенные органы о проведении валютных операций, нарушение таможенных режимов и т.д. Данные факты показывают, что некоторые недобросовестные участники ВЭД идут на всевозможные ухищрения с целью минимизации налогов и сборов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации".
Конечно, таможенные органы этим крайне недовольны и делают нехорошим участникам ВЭД свое большое "фу", обращая внимание общественности на такие безобразия. Только ведь на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал. Всякий грамотный бизнесмен всегда и во всех странах стремится минимизировать расходы, в том числе такие, как налоги и таможенные пошлины. В противном случае он разоряется. Не думать об этом может позволить себе только монополист, защищенный от конкурентов различными рычагами – административными, криминальными, или теми же налогово-таможенными.
"С начала 2003 года Уральским таможенным управлением в федеральный бюджет перечислено более 25,6 миллиарда рублей, что составляет 100,9 процента задания, установленного Государственным таможенным комитетом России, и на 1 миллиард превышает контрольный показатель прошлого года. А это означает, что вклад каждого уральского таможенника в государственную казну составил более 8 миллионов рублей".
Примечательно, что таможенники часто и при любом удобном поводе козыряют подобными впечатляющими цифрами дохода в казну на одного таможенника. Только постороннему наблюдателю не совсем понятно: а чему, тут, собственно, умиляться?
Вон стрелочник на переезде тоже ежедневно пропускает мимо себя тысячи тонн грузов, которые откуда-то куда-то перемещаются. Работа у него такая. При этом ни ему самому, ни кому другому не приходит в голову объявлять дядю Васю у шлагбаума главной движущей силой государственной экономики. Таможенные же начальники без устали повторяют, что около 40% всего бюджета страны наполняется посредством таможенных сборов. Но простите, господа, все это делается на основании законов, принятых выбранной Госдумой и утвержденных выбранным президентом. Дело же назначенных таможенных руководителей эти законы просто исполнять – у них тоже РАБОТА ТАКАЯ, и не более того. Закон соблюдается – шлагбаум открой. Непорядок в документах – пройдемте, гражданин, разберемся.
"Наиболее весомый вклад в доходную часть бюджета внесли Тюменская (33,9%), Екатеринбургская (18,4%), Нижневартовская (14,5%) и Челябинская (10,2%) таможни. Доля таможенных платежей, фактически перечисленных этими таможнями в федеральный бюджет, составила 77% от общего объема денежных средств, взысканных всеми таможнями УТУ.
Отмечен рост внешнеторгового оборота УрФО, который с начала 2003 года превысил 9,5 миллиарда долларов, что на 6% выше показателя прошлого года. Причем, почти 75% пришлось на торговлю со странами дальнего зарубежья, 25 – со странами СНГ. Доля экспорта во внешнеторговом обороте округа составила 75,8% от всего товарооборота, импорта – 24,2%. Ведущее место во внешней торговле Уральского федерального округа в нынешнем году занимали Казахстан, США, Украина, Китай. Вместе с тем увеличилось количество внешнеторговых операций с такими странами, как Нидерланды, Индия, Тайвань, Иран, Германия, Турция, Польша, Кипр, Великобритания.
По субъектам РФ, входящим в УрФО, внешнеторговый оборот (по статистическим данным Уральского таможенного управления за три квартала 2003 года) распределился следующим образом: 45,6% от общего объема товарооборота пришлось на Свердловскую область, 36,6% - на Челябинскую область, 16,4% - на Тюменскую область, 11,7% 0 на ХМАО, 2,7 0 на ЯНАО, 1,8% - на Курганскую область".
Из обилия приведенных цифр особого внимания заслуживают проценты распределения внешнеторгового оборота между областями УрФО. И лидерство в этом показателе Свердловской области не только подчеркивает ее значимость как стержневой области Уральского региона, через которую идут большинство товаропотоков. Лидирующие позиции по товарообороту явились одним из важнейших факторов, в конечном итоге определивших решение руководства Международного транспортного коридора №2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород) о продлении его до Екатеринбурга, а не до Челябинска через Самару.
"Внешнеэкономическую деятельность в зоне ответственности Уральского таможенного региона осуществляли около 3000 участников ВЭД. Таможенными органами было оформлено более 128 тысяч импортно-экспортных грузовых таможенных деклараций (ГТД). Это на 32% больше в сравнении с тем же периодом прошлого года. При этом выросла деловая активность участников внешнеэкономической деятельности: с начала года в режиме экспорта было оформлено свыше 95 тысяч ГТД (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2002 года составило 33,2%) а на ввоз товаров в режиме импортных операций – почти 32,5 тысячи ГТД (увеличение на 28,5%). Всего же за отчетный период таможенными органами Управления было оформлено более 55 миллионов тонн грузов что на 2 процента больше, чем за аналогичный период 2002 года. Нужно отметить, что по объемам оформляемых грузов УТУ занимает одно из ведущих мест в системе ГТК России".
Слов нет, поработали уральские таможенники хорошо, даже здорово, только не могу удержаться, чтобы не задать тот же вопрос – а где здесь заслуга то? Ведь экономика России худо-бедно начинает выползать из ямы, рост ВВП где-то в районе 6,7%, значит и грузов по стране перевозится больше, транспортные сети – кровеносная система экономики работают более интенсивно. Значит, объем экспортно-импортных грузов тоже увеличивается, а их надо оформлять.
Впрочем, хватит скепсиса. Таможня УрФО действительно по основным показателям занимает устойчивые лидирующие позиции среди таможенных управлений страны:
"За 2003 год таможнями Уральского таможенного управления по линии борьбы с экономическими правонарушениями проведено 2150 мероприятий, что на 82% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С начала 2003 года непосредственно на российско-казахстанской границе оперативными подразделениями таможенных органов региона было проведено 807 мероприятий. По их результатам было заведено 406 дел об административных правонарушениях, возбуждено 93 уголовных дела (это в 2 раза больше прошлогодних показателей).
В целом, в 2003 году таможнями региона по линии борьбы с контрабандой наркотиков проведено 1041 мероприятие (аналогичный период прошлого года – 761). Выявлено 50 фактов контрабанды и незаконного оборота наркотиков (2002 год – 36), из них во взаимодействии с иными правоохранительными органами – 15 (2002 – 20). Всего в текущем году оперативными подразделениями УТУ изъято более 303,6 кг наркотических и психотропных средств, что в 3 раза больше аналогичного периода прошлого года. По выявленным фактам контрабанды наркотических средств возбуждено более 50 уголовных дел. Таким образом, с начала 2003 года таможнями Уральского таможенного управления заведено 8540 дел об административных правонарушениях, подразделениями дознания таможенных органов УТУ возбуждено 143 уголовных дел, связанных с контрабандой культурных ценностей, что в 1,9 раза больше, чем за тот же период 2002 года".