Татьянин день – праздник нашего будущего
"В этом году выпили все, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замерзла... Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили "Gaudeamus", горла надрывались и хрипели... Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди".
А.П. Чехов
Ровно 250 лет назад, 12 января по старому стилю /25 января - по новому/ 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об открытии в Москве первого российского университета.
Ай да Михайло, ай да сукин сын!
Считается, что идея этого проекта принадлежит Ломоносову, которому, к слову, в советские времена вообще принято было приписывать чуть ли не все мировые научные открытия – от закона сохранения энергии до описания устройства вселенной. Спору нет, Михайло Ломоносов и впрямь был личностью выдающейся и разносторонней. Он обладал необузданным характером, и как следствие – прожил бурную, полную взлетов и падений жизнь. Как истинный русак, выходец с сурового Севера, он не признавал преград, от природы был фантастически любопытен и как следствие – обучаем. Он брался за все, что ему казалось интересным и достигал успехов зачастую методами нетрадиционными, но действенными, как прямой удар кулаком в физиономию оппонента. Он был не дурак выпить и подраться, за что, бывало, и сиживал в тюрьме – в том числе и российской. Свою собаку он обучил бросаться на слово "норманист", искореняя таким образом яростно отрицаемую им "прозападо-варяжскую" теорию становления государственности в России. Он не был ученым в современном понимании смысла этого слова, когда под ученостью подразумевается прежде всего узкая специализация, но он сам до конца жизни оставался талантливейшим учеником почти во всех сферах знаний и – локомотивом просвещения тогдашней Руси.
Потому когда в 1940 году МГУ было присвоено имя пришедшего в Москву с рыбным обозом два столетия назад деревенского переростка-обалдуя с пудовыми кулаками, это было вполне логичным – и справедливым. Но все-таки давайте помнить, что Ломоносовым вместе с Иваном Ивановичем Шуваловым /1727-1797/ были обоснованы основные принципы проекта устройства университета. Данный проект, представленный в июле 1754 года в Сенат, был принят и направлен на конфирмацию императрице. 12 января 1755 года в день Святой Татьяны Елизавета Петровна подписала проект. Указом об учреждении Московского университета И. И. Шувалов был назначен куратором университета. В этой должности он был 42 года.
К чему я это говорю? Для того, чтобы принизить заслуги любимого Россией /и мной/ Михайло Ломоносова? Совсем нет.
Ведь никто не спорит - идея создания первого российского университета была в высшей степени полезной для блага государства и крайне важна для прогресса всего российского общества. Но так уж испокон веков в России-матушке заведено, что любая, даже самая что ни на есть распрекрасная идея зачастую не стоит выеденного яйца до тех пор, пока не получит одобрение власть предержащих. А к власти свой, особый подход надобен – не то ненароком может запросто получиться так, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" в изложении Ивана Грозного-Яковлева: "Был у меня один такой умелец, крылья смастерил. Ну, я и велел его на бочку с порохом посадить. И фитиль поджег – пущай полетает!" Поэтому признаем хоть сейчас: не будь огромной поддержки от молодого и смазливого фаворита Елизаветы Петровны графа Шувалова, - ни в жизнь бы не выгорело, пусть хоть трижды гениальному, Михайле Ломоносову сей прожект в реальности осуществить – больно затратен, да и необычен он был для тогдашней России, а потому, скорее всего, так бы прожектом и остался. Итак, проект Ломоносова /по общепринятой версии, конечно, но дело-то хорошее, поэтому спорить не будем/ взял под свое попечение генерал-адъютант И.И.Шувалов, 28-летний красавец и любимец императрицы. По легенде, /но – по очень красивой легенде, с которой спорить опять же не хочется/ сам выбор дня святой Татианы не был случайным. Открытие университета стало подарком не только России, но и родной матушке графа Шувалова Татьяне Петровне в день ее именин. "Дарю тебе университет", - произнес он ставшую позднее крылатой фразу. И поверить в это легко и просто – фаворит императрицы мог себе позволить и не такой подарок. Так, День ангела всех православных Татьян приобрел новое содержание.
И появился в России новый праздник
Праздничный день начинался /и традиция сия возродилась вновь/ службой в университетской церкви в память мученицы Татианы. Житие сообщает, что она была единственной дочерью знатного римлянина, бывшего тайным христианином и воспитавшего дочь в христианской вере. Достигнув совершеннолетия, Татиана отказалась от брака и решила целиком посвятить себя церкви, став диакониссой - женщиной-священнослужителем. В Риме к тому времени правил шестнадцатилетний Александр Север, однако реальная власть в империи была в руках фанатичного гонителя христиан Ульпиана. Татиана и ее отец были схвачены и после изуверских пыток зарублены мечом. Случилось это 25 января 226 года от Рождества Христова.
Но вернемся к празднику. После обязательно-благочинной части торжеств наступала следующая, разгульная и по-студенчески демократично-светская. После службы профессора, студенты и другая публика собирались в Актовом зале для проведения "официальной части": произносились речи, читались стихи собственного сочинения, отличившиеся в учение студенты, получали награды из рук важнейших персон - митрополита и генерал-губернатора Москвы. Затем гости могли осмотреть помещения университета - библиотеку, коллекции, аудитории.
После окончания торжественной части студенты отправлялись домой, чтобы провести некоторое время со своими родными. Ну, а затем разбредались на улицы, в трактиры, пивные и рестораны, хозяева которых заранее готовились к приходу публики. Так, в одном из самых знаменитых - "Эрмитаже" для такого случая роскошная мебель предусмотрительно заменяласть простыми столами с лавками, дорогие зеркала убирались, а полы покрывались толстым слоем опилок. Для студентов в этот день кухня готовила только холодные закуски, а к столу подавалась водка, дешевое вино и пиво. За стол усаживались все вперемежку - профессора, журналисты, студенты, адвокаты, земские деятели. Под утро швейцары подписывали мелом на спинах молодежи адрес, и их развозили по домам "уцелевшие" товарищи.
Изначально праздник был официальным университетским праздником, но постепенно он стал пользоваться успехом у всех студентов, и примерно во второй половине XІX века сложилась традиция разгула в этот день всей студенческой братии. Забывались все сословные и возрастные различия, студенты отмечали праздник вместе в трактирах, пивных или ресторанах. Татьянин день действительно стал днем всех студентов. В тот день на улицах студенты нарочито громко пели, да что там пели - орали, демонстрируя тем свою свободу, иногда меняя классический студенческий гимн Gaudeamus igitur на политически неблагонадежную "Дубинушку". Кстати, традиция эта, пришедшая еще из XIX века, жива и по сей день – автор в годы студенчества застал почти что гимн Екатеринбуржско-Свердловского Физтеха, ту самую переиначенную "Дубинушку", где, помимо прочего были и такие строки:"Нам декан говорит, замдекана твердит:неприглядна успехов картина, на него мы плюем и уверены в том, что и сам он – большая ДУБИНА…"
Любопытно, что одной из традиций Татьянина дня в Москве конца XI века были кошачьи концерты под окнами "Московских ведомостей", а нередко эти окна просто били. В то время эта официозная газета была первой и единственной городской газетой, которую редактировали профессора, и печатала типография университета.
Однако полиция в этот день действовала по преимуществу " профилактически", сглаживая остроту неизбежно вспыхивавших конфликтов, кроме того слуги порядка имели указания свыше не арестовывать и даже не задерживать "качающихся" студентов.
Праздник нашего будущего
И в наши дни Татьянин день остается праздником студенчества, праздником молодости, праздником всех тех, кто готов всегда учиться. Вообще Татьянин день для студентов /особенно - очников/ – это двойной праздник. Ведь традиционно это день, после которого начинаются долгожданные каникулы /конечно, для тех, кто сессию сумел одолеть в срок и без потерь/. Студенты, стряхнув с себя сессию, вспоминают скомканные экзаменами новогодние праздники и стремятся наконец-то отдохнуть по-настоящему. Ведь, несмотря ни на что, у студента есть главное качество, без которого он был бы не студентом – тяга к празднованию любых знаменательных дней в календаре, будь то день взятия Бастилии, российской печати или всех влюбленных. Не говоря уж о праздниках "специфических", "своих", типа сдачи диплома. На вышеупомянутом физтехе, кстати, дипломники празднуют это в феврале с традиционным катанием голышом в тазиках по парадной лестнице общаги. И так, по всей видимости, будет всегда: ведь простое умение радоваться жизни - одна из самых главных привилегий молодости.
И ничего плохого в этом нет. Потому что студенчество было есть и будет будущим страны, Россией именуемой. У них впереди вся жизнь, у них впереди все будущее, а значит – будущее есть и у нас с вами.
Вместо PS. Настоящий ажиотаж наблюдали сотрудники столичных загсов накануне Нового года. У них не было отбоя от пар, желающих "забронировать" 25 января, чтобы зарегистрировать свой брак именно в Татьянин день. Как сообщили в Управлении загсов города Москвы, День Татьяны официально признан с этого года городским праздником. Власти планируют отметить его в столице с помпой. Не случайно многие московские студенты решили заключить свой брак именно 25-го числа, даже несмотря на то, что оно приходится на вторник /который традиционно не пользуется спросом у новобрачных/.