22 Февраля 2025
search

Переговоры не будут исчерпываться только Украиной

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBpoYX
Замена полотенцесушителя на http://remont.youdo.com/plumbers/towel/replacement/.
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/country/geo/odintsovo/ здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Экономические тени исчезают в полдень?

В России сегодня все озабочены укреплением вертикали власти, но и задачу удвоения ВВП никто не отменял. А удвоение ВВП страны не так просто осуществить в создавшемся экономическом климате, который таки довольно засушливый, и найти место для буйного роста можно лишь в тени. Голословно сегодня никто уже не призывает “выйти из сумрака” и предстать во всем великолепии перед налоговыми или иными государственными органами. Напротив, крупный бизнес не без оснований опасается известного внимания со стороны государства и это неудивительно: кто сегодня может поручиться, что с конкретным негосударственным крупным бизнесом не приключится “полный ЮКОС”, исходя из списка прошлых "заслуг" времен приватизации. Поэтому, основной “крупняк” сегодня в судорожной стремительности стремится стать “прозрачным” или вывести капитал в офшор, к черту.

Средний и мелкий бизнес в России уже давно нашел себе место в тенечке, да так, чтобы на солнышке оказывалась лишь незначительная часть его форм. Сегодня поставлена задача вытащить всех божих тварей на свет: “по порядку рассчитайсь!”. Что и говорить, задача необходимая, но при нынешнем экономическом климате архитрудная. На ее выполнение брошены силы специальных карательных органов, хотя одними суровыми мерами к провинившимся не обойтись. Тут необходим более тонкий подход – со стороны реформирования законодательства. Об этом и шла речь на состоявшейся в Екатеринбурге конференции, посвященной проблемам теневой экономики.

Состав участников конференции был довольно представителен и разнообразен. Проблемы диагностики и нейтрализации теневой экономики обсуждали не только ученые мужи, но и государственные деятели – представители разных уровней исполнительной власти. Пленарное заседание по итогам конференции открыл своим вступительным словом заместитель полпреда в УрФО Виктор Басаргин. Суть его речи сводилась к суждению о том, что “нельзя применять половинчатые меры ” в борьбе с теневиками.

Вступительное слово сказал и Станислав Набойченко, ректор УГТУ-УПИ, в обшарпанном актовом зале которого и проходило данное пленарное заседание. Видимо, аскетическая облезлость некогда помпезного зала должна была навести на мысль, что коррупция не проникла в стены всемирно-известного ВУЗа. Впрочем, Станислав Набойченко со скорбным видом поведал, что и ВУЗы не остались в стороне от этой проблемы: “ВУЗы имеют отношение к теневой экономике. Ведь и тут не все гладко с финансами”.

Выступила с докладом и Галина Ковалева, первый заместитель председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министр экономики и труда Свердловской области. Доклад был сделан на тему “Проблемы легализации теневой экономики”. Галина Ковалева призвала к “наступательным мерам” по отношению к теневому бизнесу. Господа бизнесмены ссылаются на непосильное налоговое бремя, мотивируя свой уход в тень. Подобная несознательность, по мнению главной экономической леди Среднего Урала непростительна. По подсчетам Галины Ковалевой налоговая нагрузка на бизнес в России ничуть не больше, чем в Штатах или Европе.

Вообще-то, допустимый уровень ущерба от теневого сектора составляет 10% ВВП, а в России этот показатель сегодня равняется приблизительно 35%. Любопытно, что Виктор Басаргин, называл другую цифру, а именно: 20% ВВП. Выглядело это расхождение в подсчетах убытков от теневого сектора у докладчиков довольно странно. Но вот настала очередь выступать екатеринбуржскому градоначальнику Аркадию Чернецкому, и тот пролил свет на эту “несостыковочку”.

Аркадий Михайлович объяснил, что тут все дело в том, как считать и что именно считать, то бишь загвоздка в методологии. По разным оценкам уровень вреда от теневиков может колебаться от 20% до 40%. /Представляете, как бы продвинулась задача удвоения ВВП, если бы все разом вышли из “тени”!/ Пути выхода из создавшейся неблагоприятной ситуации с теневым бизнесом, Аркадий Чернецкий видит в инвестициях в экономику “прозрачных” предприятий. Мэр Екатеринбурга поведал, что комплексно все необходимые меры уже заложены в стратегическом плане развития города. В частности, в сфере потребительского рынка планируется минимизировать стихийную торговлю. В самом деле, торговые центры в столице Среднего Урала растут как на дрожжах. Хотя пока и “Таганский ряд” никто не отменял. Кстати, относительно света и тени и тех, кто по долгу службы одно от другого должен бы отделять. Начальник управления милиции собственной безопасности ГУВД Свердловской области Виктор Ширяев не далее, чем на прошлой неделе, подводя итого деятельности своего ведомства, привел следующие данные: “В Железнодорожном РУВД Екатеринбурга сотрудники милиции занимались мздоимством с лиц нерусских национальностей, которые занимаются торговлей на рынке “Таганский ряд”. Сотрудники задержаны с поличным. Материалы переданы в прокуратуру. И такой очень неприятный факт: сотрудники милиции теми деньгами, которые они брали с торговцев, делились со своими руководителями. По данному факту проведена служебная проверка. Сотрудники уволены из органов внутренних дел. В отношении некоторых возбуждены уголовные дела”.

Но все же одной из главных причин большого теневого сектора в российской экономике выступающие называли несовершенство налогового законодательства, которые испещрено всевозможными лазейками. Георгий Сатаров, президент регионального общественного фонда ИНДЕМ /город Москва/, в своем выступлении обратил внимание на связь власти и коррупции. Почему-то, говоря о коррупции во власти, Сатаров сделал героем своего повествования муниципальную власть, оговорившись, однако, что это может быть власть любого уровня. Так вот, эта самая муниципальная власть заинтересована в зависящих от ее прямой воли коммерческих организациях. Сатаров также высказал мысль о том, что местной власти нет резона отказываться от кормушек, организованных для нее теневым бизнесом. Ведь тот получает взамен различного рода преференции. Муниципалитеты налагают своеобразный оброк на зависящих от нее бизнесменов, заставляя тех платить всевозможные “теневые” налоги, например, побор на фейерверк ко Дню города или добровольно-принудительное замощение плиткой улиц вокруг заданий, которые конкретная организация занимает. “Знакомая ситуация? ”, - спросил господин Сатаров публику. Зал прыснул и устремил свои взоры на Аркадия Михайловича Чернецкого. Тот нервно улыбался, избегая смотреть в зал… Впрочем, никого конкретно Сатаров не обвинял, он лишь сказал, что во всем здесь виновата “перевернутая налоговая система”.

По завершении конференции была принята резолюция, которая будет предоставлена как рекомендация Министерству внутренних дел РФ для разработки проекта федеральной целевой программы по противодействию теневой экономике и коррупции. По мнению участников конференции, такая программа должна включать следующие основные положения: “обеспечение координации усилий ведомств по противодействию теневой экономике; разработка единого информационного и методического обеспечения для всех ведомств, противодействующих теневой экономике; мероприятия по вытеснению теневых институтов из сферы обеспечения безопасности бизнеса посредством создания эффективной защиты интересов предпринимателей государством; разрушение инфраструктуры теневой экономики, в частности масштабной системы “обналичивания”; обеспечение высокой эффективности контрольной деятельности путем обеспечения ее адресности; широкое внедрение в контролирующих органах систем поддержки принятия решений; программу поэтапной ликвидации положения, при котором предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие собственных юридических служб и отделов методологии учета, не в состоянии отследить весь объем нормативных документов; мероприятия по упрощению доступа предпринимателей к нормативным документам”.

Что касается рекомендаций законодателям, то тут участники конференции предложили всего четыре пункта: “определить понятия теневой экономики и коррупции /в самом деде, пора бы!/; принять закон “О противодействии коррупции”, основой данного закона должно стать закрепленное на законодательном уровне усиление функций силовых органов по отношению к коррумпированным элементам; разработать ускоренный механизм ликвидации предприятий “однодневок”, не прошедших перерегистрацию до 1.01.2003 года; внести поправки в налоговый кодекс, определяющие механизм заключения соглашения между налогоплательщиками и МНС РФ с целью разрешения противоречий, вызванных налоговым законодательством”.

Бизнес начнет выходить из тени только тогда, кода почувствует безопасность сего поступка для своего существования. Предприниматели ведут свой бизнес-корабль, с помощью хорошо обученной команды, ловко лавируя между валунов и обходя пороги в мутных водах налогового законодательства, при этом придерживаясь скалистого берега подкормленной местной власти. Все это обходится недешево, но все же, как полагают многие, это лучше, чем остаться без корабля. Но оздоравливать экономику просто необходимо, с этим нельзя не согласится, и улучшать законодательство, безусловно, надо. И хорошо, что это об этом говорят уже не только сами бизнесмены, но и представители государственной власти. Но совсем другое дело – это сроки реализации программы по выводу предприятий из тени. По окончании конференции в воздухе повис вопрос: когда? Характер данного вопрошания может показаться риторическим, но в то же самое время, когда проходило вышеописанное пленарное заседание, в столице государства рассийского состоялось примечательное заседание правительства России.

На заседании правительства Министерство финансов представило свои предложения по повышению уровня собираемости налогов. Они сводятся к резкому ужесточнению правил уплаты налогов: фискальным органам, в частности, предлагается дать право диктовать предпринимателям рыночную цену товара и без суда списывать суммы штрафов с их счетов. Как пишет “Коммерсант”, последний раз радикальной корректировке налоговое законодательство подвергалось в марте нынешнего года. Тогда Белый дом принял решение увеличить фискальную нагрузку на нефтяников и сократить ставки единого социального налога. Дальше реформа не пошла. Теперь же пришла пора новых инициатив. Замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что пришла пора наводить порядок в налоговом администрировании: "Установив низкие налоги, государство вправе требовать их уплаты". По его словам, цель предлагаемых мер по ужесточению администрирования – не столько наполнение бюджета, сколько ликвидация недобросовестной конкуренции, когда уклоняющиеся от налогов оказываются в более выгодном положении, нежели честно их платящие. В планы Минфина входит дать налоговикам возможность взыскивать штрафы самостоятельно. Если в течение определенного срока оштрафованная организация не решится обжаловать вынесенное решение, штраф будет списываться со счета в бесспорном порядке. Преступный бизнес фирм-однодневок планируется пресечь созданием систем тотального контроля. “Коммерсант” считает, что не обрадует предпринимателей и предложение Минфина об ужесточении уголовного наказания за уклонение от уплаты налогов.

Возможно, что вводимые меры и выведут на свет божий те предприятия, которые до сих пор в экзистенциальном страхе отсиживались в тени. Правда, остается другой вопрос - станут ли они прозрачными, или их сотрет в порошок налоговая система?

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС