Тюменский губернатор о "второй столыпинской реформе", смерти СРП, и своем политическом будущем/интервью с Сергеем Собяниным
Вопрос: Сергей Семенович, Вы являетесь соразработчиком закона у местном самоуправлении. Закон уже одобрен Советом Федерации, сейчас должен подписать Президент. Однако у закона остается много противников. Говорят, что он больше для чиновников, нежели для людей. Какие основные плюсы будут от реализации этого закона?
Сергей Собянин: Большая часть критиков сроду не читала этот закон и просто переливают из пустого в порожнее расхожие мнения, которые они где-то читали и слышали. На самом деле это фундаментальный закон. По своему уровню и значению – это вторая столыпинская реформа. Речь идет о том, чтобы, в конце концов, через 10 лет реформы разграничить четкие полномочия федерального центра, региона и местного самоуправления. На законодательном уровне определить реестр этих полномочий. И под эти полномочия делается попытка распределить финансовый ресурс. Я думаю, что это фундаментальный закон , который положит конец вакханалии финансовой, межбюджетной, административной. Мне кажется, что без этих законов невозможно представить решение многих проблем. То же развитие ЖКХ, которое мы обсуждали в ходе поездки с вице-премьером и полпредом по округу. Они порождены как раз бездумным финансированием местного самоуправления. Наложили на него полномочия сверху, которые они никогда, ни при каких обстоятельствах не смогут выполнить. Весь этот ком финансовых проблем свалился на местное самоуправление, потому что такого закона не было. Для муниципалов придумывались обязательства и никто не задумывался, как их подкрепить рублем. В результате большинство муниципалитетов – банкроты, как и их жилищно-коммунальное хозяйство. Этот закон как раз и должен положить конец всему этому.
Вопрос: Закон о местном самоуправлении меняет взаимоотношения областного центра с автономными округами? Как строится у вас диалог с Ямалом и Югрой?
Сергей Собянин: Мы на днях на заседании Областной думы приняли проект соглашения (я его уже подписал) о механизме реализации данного закона в Тюменской области , имея в виду разработку нового соглашения, возможную передачу взаимных полномочий, анализ финансовой ситуации, которая складывается в связи с принятием данного закона. Должна быть проведена большая работа для того, чтобы мы осознали, как жить в новых условиях. Более того, у нас нет, что называется, входящих законов бюджетного и налогового кодексов. Тем не менее, я считаю, мы уже должны обсчитывать эти полномочия, смотреть варианты передачи этих полномочий, искать взаимные решения проблем, которые поставлены этим законом в отношении сложносоставных субъектов.
Вопрос: В последнее время много спорят о целесообразности закона о соглашении и разделе продукции, который напрямую затрагивает интересы и области, и нефтяных компаний, работающих на ее территории. Одни хотят его реанимировать, другие запретить, как вредный для российской экономики. На ваш взгляд, есть будущее у СРП?
Сергей Собянин : В ближайшее время, к сожалению, наверное, этот режим не будет применяться по тем месторождениям, которые уже находятся в разработке. По новым, возможно, да. По старым, исходя из той политики, которая продекларирована, – нет. Но, тем не менее, есть варианты решения проблем и без соглашения о разделе продукции. На территории региона появился новый инвестор – это БП. Новая нефтяная компания БП-ТНК обладает достаточно мощным финансовым ресурсом, длинными дешевыми деньгами, кредитами. БП-ТНК способна осваивать такие месторождения, как Уват без СРП в обычном налоговом режиме. Думаю, варианты решения проблемы будут найдены.
Вопрос: Можно ли считать таким вариантом дифференцированное налогообложение по отношению к труднодоступным месторождениям, которое предлагают нефтяники. Такая схема, кстати, работает в Америке…
Сергей Собянин: Вполне возможно. Я думаю, что такое должно быть. И теоретически все с этим соглашаются. Проблема возникает в том, кто будет оценивать, на сколько то или иное месторождение труднодоступно, какой объем налогов должен начисляться. Некоторые компании говорят, что если этот вопрос отдать на откуп чиновникам, то ничего кроме коррупции мы не получим. Тем не менее я считаю, что без дифференцированного подхода нам не обойтись. Когда цена на нефть достигает 25 долларов за баррель, то в принципе все месторождения рентабельны. И нет никаких проблем с труднодоступными или другими месторождениями. Если цена упадет, скажем, до 15 долларов за баррель, или, как это было несколько лет назад, до 9, то значит часть месторождений будет просто остановлена, они будут нерентабильны. И жизнь заставит вернуться к этой проблеме.
Вопрос: Сергей Семеныч, Ваши ощущения от поездки вместе с вице-премьером Владимиром Яковлевым и уральским полпредом Петром Латышевым по Уральскому федеральному округу?
Сергей Собянин: Поездка была насыщенной. Мы в собственном соку варимся. Порой не знаем, что у соседей делается. Эта была уникальная возможность послушать и мнение правительства, и Госстроя. Посмотреть, что делается у соседей. Я еще раз убедился, что мы делаем все правильно. Наши коллеги бьются над теми же проблемами. Просто у кого-то хорошо получается их разрешить, у кого-то хуже. Но идем правильным путем. Нужно больше прилагать административного ресурса, воли, желания, какой-то житейской изворотливости в решении проблем. Мы по сути идем по непроторенному пути. Никто до нас по такому пути не проходил. Даже если брать западный опыт. Там все по-другому. У нас ЖКХ построено под социалистическую систему платежей, финансирования. И мы ее сейчас подстраиваем под рыночные отношения, систему платежей, финансирования. Никто не знает как и что, никто в них не жил. Приходится на ходу придумывать многие вещи. И, как оказывается, таким путем идут многие субъекты, бьются над теми же проблемами. Очень хорошо, что мы обменялись опытом, утвердились в правильности своих движений. Я рад, что Тюменская область получила положительную оценку.
Вопрос: Сергей Семеныч, Вы уже задумывались о своем политическом будущем? Какие планы строите?
Сергей Собянин: Я еще лишь половину
срока губернаторского проработал. Поэтому задумываться всерьез еще рано.
Хотя любой нормальный губернатор, любой политик, избравшись, уже с самого
начала, с первого дня думает о будущих выборах и перспективах. А губернатор
должен беспокоиться и готовиться к выборам на второй день после своего избрания.
Это нормально.