14 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBf2yp
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/novosibirsk/zakazgazeli/ по данной ссылке.
Ремонт ванной П-44 на сайте http://remont.youdo.com/repair/bathroom/other/remont-vannoy-komnati-p-44/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Чадаев как первооткрыватель аксиом

С месяц назад в России произошло эпохальное событие. На суд широкой общественности было представлено концептуальное издание "Путин. Его идеология". Как было уже многократно озвучено, именно в нем, оказывается, отныне и заключена государственная идеология нынешней России, о необходимости которой так долго твердили многочисленные политологи (правда, с весьма характерной оговоркой-добавлением: потому как другой на сегодня все равно нет).

То, что эта книга вышла именно сейчас, многие поспешили объявить явленнием знаковым. (А то, что оно значимое – говорит сам факт помпезности "подачи" и заоблачный уровень высот персон, которые приняли участие в презентации этой книги).

"Презентация книги "Путин. Его идеология" Алексея Чадаева состоялась в офисе партии "Единая Россия" В презентации приняли участие секретарь президиума генерального совета партии "ЕР" Вячеслав Володин и первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. Как заявил сам Чадаев, в книге он "попытался исследовать доктрину российского лидера, повлиявшего на чувства нации больше, чем на ее поведение".

*****

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: Росбалт

В 90-е не до идеологий было. Шел бурный процесс раздербанивания, разворовывания, растаскивания огромной богатой страны. Впрочем, на заре президентства Путина речи о внятном формулировании позиции власти также не шло: нужно было "день простоять, да ночь продержаться".

Простояли и продержались. Более того, сейчас даже появилась возможность оглянуться на прожитое, попробовать оценить достигнутое и прикинуть планы на будущее. А это значит, что у власти появилось поле для формулирования особых смыслов правления, смыслов не только "дня сегодняшнего", но и "дня завтрашнего". Задача выстраивания перспективы - фундаментальная задача любой власти, перешагнувшей за черту "быть или не быть" в сторону "быть". Потому-то и становятся принципиально важными вопросы "что", "как?" и "зачем?": сам переход от общего вопроса дееспособности режима к проблемам конкретных действий уже заключает в себе то, что Глеб Павловский в предисловии к исследованию назвал "драмой формулирования" государственной идеологии.

Другими словами, высоким государственным мужам ,ну, край как надоело отвечать на все более громко звучащие неудобные вопросы о таких вещах, как государственная доктрина и государственная идеология. Потому, заказ на разработку последней для последующего публичного предъявления оной обществу и был спущен вниз.

Пусть Федот проявит прыть,
Пусть сумеет нам добыть
То-Чаво-На-Белом-Свете -
Вообче-Не-Может-Быть!
Леонид Филатов. "Про Федота-стрельца"

И прыть была проявлена

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: old.russ.ru

Господин Чадаев подошел к процессу ваяния необходимого интеллектуального продукта напористо, решительно и по-деловому. В то время, как остальные "гиганты мысли" и "отцы русской демократии" напряженно морщили лбы в поисках идей для рождения требуемой идеологии, Алексей Викторович взял быка за рога. Кому понадобилась идеология? Власти. А кто у нас самая главная власть? Президент.

Следующим, моментально сделанным выводом, стала необходимость препарирования Посланий Президента как очевидных программных документов – на предмет поиска в них "зашифрованной" некоей смысловой тайнописью Идеологии. Что и было блистательно исполнено. Таким образом, в итоге на свет появилась сразу ставшая чрезвычайно популярной пока "в узких кругах" книга.

В книге "Путин. Его идеология" нет ничего тайного и интригующего: автор всего лишь анализирует президентские Послания Федеральному Собранию, тексты более чем явные и не требующие умения выстраивать загадочные конспирологические конструкции.

Сформулированная самим же автором задача исследования (коль скоро автор и его старшие товарищи настаивают именно на этом определении) - в другом: "попытаться обнаружить ценности, которыми руководствуется действующий Президент, в последовательности задач, которые он ставит перед государством, и средств, которые он предлагает для их реализации".

Итак… возьмем произведение господина Чадаева в руки.

Для начала полюбуемся заголовком. Именно полюбуемся, потому что заголовок книги, безусловно хорош, если не сказать – блистателен. "Путин. Его идеология". Всего три слова, но поставленные рядом, они звучат ярким брэндом, многообещающим парадоксом, смелым заявлением, прорывом…

Справка: Идеология - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

www.admhmansy.ru
www.admhmansy.ru
Нетрудно заметить, что само определение идеологии в данной формулировке предполагает наличие достаточного количества ее носителей, коль скоро мы все-таки решили, что она – идеология то есть – вообще имеет место быть. Причем, количество носителей должно быть именно значительным, дабы отставать интересы "различных социальных групп, классов, обществ". Следовательно, сама формулировка "Идеология Путина" вызывает большие вопросы в плане чрезвычайной сомнительности существования таковой – в принципе. И вовсе не потому, что кому-то Путин нравится или не нравится. Просто потому что, как следует из определения, не может один, пусть даже трижды выдающийся человек, обладать какой-то своей собственной, монопольной, отличной от других, идеологией. Характер, безусловно, - у него есть. Воля – наверняка. Определенные моральные установки – вне всякого сомнения. Но идеология…

"Идеология Путина" - звучит столь же парадоксально, как "Сплоченность Петрова" или "Массовость Сидорова". Потому что Путин – один. А идеология – штука для масс – по определению. Впрочем, то тут, то там, в СМИ встречается описательный образ "коллективного Путина", как некой группы чиновников, в которой собственно глава государства исполняет во многом регулирующую функцию. Само же сообщество чиновников, подобно пчелиному рою, ведет себя по неким коллективным законам. Так вот, именно к этому понятию "коллективного Путина" такая вещь, как идеология вполне "пришивается", коль скоро существует некий социум (клубящийся рой чиновников), имеющий свои интересы и желающий их отстаивать.

Но автор во всем своем 150-ти страничном труде ни словом не упоминает о том, что он ищет идеологию "коллективного Путина" (что было бы обоснованно и логично), напротив, он везде ищет идеологию конкретного человека – того, чей узнаваемый взгляд смотрит на нас с обложки, и чья фамилия вынесена в заголовок.

Первооткрыватель аксиом

Формальная практичность текста и природное свойство любой идеологии быть предельно абстрактной - основное системное противоречие книги Чадаева.

Подробно рассуждая о "демократии" и "суверенитете" в первых двух главах, автор предлагает в качестве выхода из тупика распространяемой вовне американской демократии, конструкцию под названием "демократический суверенитет":

"...реальный суверенитет предполагает создание процедурной возможности для того, чтобы население само, без влияния извне, могло в рамках фиксированного интервала политических циклов решать вопрос о власти. Для того чтобы это стало возможным, жизненно необходима вся эта громоздкая аппаратура демократии - партии, парламент, СМИ, "третий сектор" и т.п. В этом смысле построение реального суверенитета и построение реальной демократии - это две стороны одной и той же задачи. Одна из них относится к защите политической системы от вызовов извне, а другая - изнутри ".

Другими словами, переводя с русского на русский, предлагаемый "демократический суверенитет" необходим ни для чего другого, кроме как, чтобы помочь Власти удержать Власть . Чтобы саму себя сохранить – от "вызовов извне и изнутри". Дело это, в общем-то, ни плохое и ни хорошее. Власть, она на то и власть, чтобы пытаться сохранить самое себя – этот принцип в самой природе Власти заложен.

Только почему этот банальный принцип-аксиома оказался чуть ли не краеугольным камнем всей конструкции, выстроенной господином Чадаевым, мне лично понятно не очень. Безусловно, формулирование государственной идеологии России как "демократического суверенитета" – тезис такой, что с ним не поспоришь. Как не поспоришь с утверждением, что физические законы играют большую роль в окружающем нас мире. Ну - как, действительно, с этим спорить? Никак. Только вот и практической пользы от этого "великого озарения" ровным счетом никакого быть не может. Поэтому некорректно называть все те реалии, которые описаны в книге, составными элементами идеологии. Они просто существуют - как некая умозрительная данность без всякого практического применения.

Ведь в рамки этого самого "демократического суверенитета" (по крайней мере, в том виде, в каком он изложен в книге), при желании, можно загнать ЛЮБУЮ СУЩЕСТВУЮЩУЮ власть практически любой страны мира (имеются в виду действительно независимые государства). Да и не только государственную власть – вообще любую, вплоть до руководства фирмы и статуса главы семейства.

Да, демократический суверенитет - едва ли не единственная на сегодняшний день возможная форма власти в России. И ее формулирование, предложенное в книге Чадаева, - теоретически крайне сложно оспорить. Да это и бессмысленно. Но, как только дело доходит до практического применения выстроенной "идеологии", стройная система немедленно дает сбой.

Оно и понятно. Попробуйте сдать вступительные экзамены по физике, оперируя исключительно вышеприведенным "физическим" утверждением. Потому-то все попытки на основе их решить стоящие перед нынешним российским обществом задачи изначально обречены на провал. Что дальнейший текст лишь подтверждает.

Лучше быть здоровым и богатым…

В будущее обращена третья глава книги ("Преодоление бедности"), посвященная национальным проектам, предложенным Путиным в качестве альтернативы провальным "реформам 90-х".

Центральной смысловой составляющей, выделяемой Чадаевым в самой идее нацпроектов, является работа власти с пространством:

"Больница, поликлиника, так же как и школа, есть инструмент несилового контроля над пространством, удержания его в качестве пригодного для жизни и тем самым управляемого ".

Опять же - попробуйте возразить. Ну, и далее на остальных страницах книги все в том же духе.

О пространстве говорится и применительно к обеспечению молодых специалистов жильем, и применительно к модернизации образования. Пространно говорится о необходимости освоения пространства и высказывается мысль о коллективной ответственности власти и общественных институтов – как о пути модернизации политической системы страны. Рассуждается о том, что эта модернизация, в конечном счете, и должна привести к построению того самого "демократического суверенитета", который должен обеспечить дальнейшее физическое существование России как государства. В общем, власть должна быть ответственной, социум должен быть социальым, и т.д. и т.п….

Но попробуйте, господа ответственные товарищи, хоть в чем-то из прочитанного усомниться! Да ни за что! - когда на вас с обложки внимательно смотрят такие знакомые по портрету в рабочем кабинете глаза, на каждой странице десятками разбросана священная для любого чиновника фамилия, а завершают книгу тексты канонических президентских посланий...

Но я-то, слава богу, не чиновник. Потому читал, пытаясь смысл уловить. Читал до тех пор, пока не начал осознавать, что передо мной в чистом виде - пролегомены науки. Победа разума над сарсапариллой. На 150 глянцевых страницах подряд.

Танцуют все!

Но - вернемся к нашим баранам. То бишь – попробуем ответить на вопрос, кому было на самом деле необходимо появление на свет этого печатного творения. Самому Путину? Не знаю, не знаю… Хотя, конечно, все может быть. Недаром ведь, по признанию самого Чадаева, второй экземпляр этой книги был вручен лично Президенту (хотя, думается, Алексей мог бы быть чуток и поскромнее – вторым в очередь встать. А то - неловко как-то за главу государства, право слово).

На самом деле, от появления сего опуса в глянцевом твердом переплете разом выиграло очень даже приличное количество весьма влиятельных людей.

Осталась довольна Власть – формально ей сейчас есть что предъявить политическим оппонентам, завистливым конкурентам и просто любопытным от политики.

Выиграл автор – да так, что, враз став знаменитостью, уже с оттенком барственности направо и налево делится в многочисленных интервью своими очередными умозаключениями. Можно не сомневаться: сейчас он далеко пойдет. Пока не остановят. Если остановят.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: Огонек

Внушительные дивиденды заимели от этого господа Сурков, Володин, Павловский, и прочая, и прочая… Они не только фактически отчитались за проделанную работу (докладываем – заказ выполнен!), с помпой предоставив требуемый "продукт", но и заодно получили возможность вновь показать свою значимость, нужность и мудрость, снисходительно разъясняя для непонятливых (с трибуны) основные концептуальные положения данного труда.

Впрочем, их разъяснения в большинстве случаев были таковы, что, в свою очередь требовали "разъяснения разъяснений", - что опять же автоматически обеспечило работой еще большее количество политологов и обозревателей статусом пониже…

Фото:
Фото: www.edinros.ru

Все оказались при деле. Все оказались довольны друг другом по самое не хочу. Более того - господином Сурковым данная "идеология" уже высочайше рекомендована к изучению молодым партийцам-единороссам (опять же - сколько народу враз работой обеспечено! Оно и правильно - чем пиво пить, да на девушек пялиться, пускай лучше подрастающее поколение духовно облагораживается).

А почему так? Да потому что основная ценность "труда" Алексея Чадаева – в исключительной унивесальной пригодности его основных положений на любые случаи политической жизни. Что бы ни случись – для подтверждения своей правоты можно с умным видом ввернуть почти любой тезис, раскрыв страницы этой книги наугад. "Пространство необходимо осваивать" – и пусть оппонент ищет контраргументы… Пусть мучается.

Справка:Чадаев Алексей Викторович. Родился в 1978 году. Окончил школу в 93. В 98 г . получил диплом культуролога в Государственной Академии Славянской Культуры. С 88 по 92 - церковная воскресная школа (при хр. Большое Вознесение у Никитских Ворот), потом факультативы - библеистика, литургика, история церкви, латынь, древнегреческий и др. Параллельно - литературная студия ("Кипарисовый ларец") и компьютерный кружок, затем клуб при дворце пионеров :)

С 93 - ответственный секретарь, затем главный редактор журнала "Славия". C 95 по 97 - сисадмин в ООО "Гипрокоммунводоканал". В 96-97 - председатель Научного Студенческого Общества ГАСК. В 97-98 сотрудник группы советников 1-го вице-премьера Правительства РФ Б.Е.Немцова, автор идеи и член группы разработчиков сайта nemtsov.ru. С октября 98 по март 2000 - руководитель интернет-группы Б.Немцова. В 98 - участник президентской программы подготовки управленческих кадров (Цельская академия менеджмента, Германия). В 99 - руководитель орготдела ОПОД "Россия Молодая", затем - зам. руководителя пресс-службы Московского предвыборного штаба СПС.

В 2000 г . - обозреватель экономической редакции Интерфакса, затем - руководитель интернет-редакции Издательского Дома "Работа для Вас" (www.rabota.ru) до июля 2002 г . С июля-2002 - обозреватель отдела политики газеты "Консерватор" и постоянный автор Globalrus.ru. C января-03 - заместитель главного редактора Globalrus.ru до января-2004.

С сентября 2003 - председатель клуба и президент фонда "Новые правые"; с декабря - член оргкомитета ПП "Новые правые".

В апреле 2004 г . получил степень кандидата культурологии за работу "Влияние развития новых информационных сред на формирование информогенных субкультур". C июля 2004 - глава отдела политики в РЖ.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС