Топ-менеджеры, на выход!
На Среднем Урале наблюдается исход топ-менеджеров крупнейших компаний. Спектр исходящих персоналий широк - от руководителей полностью государственных предприятий, до тех, кто управлял на 100% частными заводами. Явление это впору назвать сезонным. Правда, сезон в данном случае не климатический, скорее политический. Первые лица очень разных предприятий покидают свои посты при очень схожих обстоятельствах. Не по собственной воле, а по воле и острому желанию столичного руководства. И хотя на первый взгляд это может показаться фантастическим, не исключено, что за ниточки, вынуждающие уральских руководителей покидать свои посты, дергают в столичных властных кабинетах.
Хронологически первым покинул свой пост глава крупнейшей уральской компании – "Уралсвязьинформ" Владимир Рыбакин . У него истек контракт с материнской компанией – "Связьинвестом" и этот контракт не продлили. Это было несколько удивительно для всех. В результате долгих размышлений аналитики выдвинули несколько версий, сводившихся по-крупному к двум вариантам - либо Владимир Рыбакин просто выполнил тот объем, для которого и назначался, то есть создал структуру и руководящую команду, способную эффективно управлять ею /в этом смысле назначение Анатолия Уфимкина тому подтверждение/, либо Владимир Рыбакин чем-то не устроил "Связьинвест". Возможно, в какой-то степени правы те эксперты, что полагают - бывший гендир замкнул или намерен был замкнуть часть бизнеса регионального монополиста связи на близкие себе фирмы, чтобы и после отставки сохранить позиции в хорошо знакомой уже отрасли. Естественно предположить, что в таком случае, сведав об этом, глава "Связьинвеста" Рейман был раздосадован и в Москве было принято решение освободить Владимира Рыбакина от поста, но сделать это без скандалов и утечек информации. Отставка Рыбакина и в самом деле была произведена весьма мягко – по истечении срока контракта, без афиширования причин и даже с сохранением места для Владимира Ильича в совете директоров компании.
О двух других отставках стало известно буквально накануне . Свой пост покинул управляющий директор всех трех российских металлургических комбинатов, входящих в ЕвразХолдинг, Сергей Носов . Комбинаты холдинга разбросаны по всей России, но начинал в "Евразе" Носов именно со Среднего Урала – с конца 90-х он являлся бессменным генеральным директором Нижнетагильского металлургического комбината /НТМК/, стал здесь заметной не только экономической, но и политической фигурой, а потому его отставка наиболее ощутима именно в Свердловской области. Механизм отставки Носова все тот же – не продлен его контракт, срок действия которого истек 31 января. Вместо должности управляющего директора трех металлургических комбинатов Сергею Константиновичу предложена должность вице-президента ЕвразХолдинга по техническому перевооружению.
По поводу причин его отставки уже тоже выдвинута масса версий. В основном – политических. Как известно, до недавнего времени Сергей Носов возглавлял политсовет Свердловского отделения "Единой России", в 2002 был лидером списка единороссов в областную думу, противопоставив себя другой влиятельной политической силе – свердловскому губернатору, который вел за собой собственное политическое движение - "За родной Урал". Следует напомнить, что Россель тогда выборы выиграл, а бывшего соратника Носова назвал "предателем интересов Свердловской области". Политические интересы Росселя и Носова едва не столкнулись и еще раз – уже в 2003 году, на выборах губернатора. Широко известно, что Носов имел и губернаторские амбиции, но в итоге на выборы все-таки не пошел. По многим причинам, в том числе и потому что против этого был работодатель Носова – глава ЕвразХолдинга Александр Абрамов. Зато после этого отношения Росселя и Носова вновь стали как минимум рабочими.
Однако, помимо политических причин, у ЕвразХолдинга имелись, быть может, даже гораздо более веские, экономические причины недовольства Сергеем Носовым. Заживо похороненым оказался грандиозный и широко разрекламированный проект строительства Стана-5000 и Завода по производству труб большого диаметра, гендиректором которого Носов являлся. Ультрасовременный завод стоимостью $1 млрд должен был практически полностью обеспечить потребности Газпрома в надежных и долговечных трубах диаметром 1420 мм для строительства и ремонта магистральных газопроводов. Однако, пока шла торговля с газовым монополистом за гарантии покупки труб, эту высокоприбыльную и быстроокупаемую "поляну" "забили" другие производители. "Северсталь" уже в этом году намерена начать выпуск труб диаметром 1420 мм, отвечающих всем запросам Газпрома.
Но даже и не это самое главное. ЕвразХолдинг является, по сути, российским монополистом в производстве рельсов и колес для нужд Российской железной дороги, производимых на мощностях НТМК и КМК /Кузнецкого металлургического комбината/. Именно этот бизнес является серьезной составляющей существования ЕвразХолдинга. Однако на последнем совещании с участием РЖД, прошедшем в октябре 2004 года, президент железной дороги Геннадий Фадеев выступил с публичной и весьма жесткой критикой качества продукции ЕвразХолдинга, давно являющейся камнем преткновения во взаимоотношениях производителя и перевозчика и высказал сомнение в возможности серьезного увеличения заказов ЕвразХолдингу.
Маленькая цитата в подтверджение из обсуждения на круглом столе Геннадия Фадеева - главы РЖД и свердловских промышленников, который состоялся в присутствии губернатора и в его резиденции: "Сергей Носов - Наши колеса создаются по технологиям нового поколения. Мы проставляем их на экспорт, они очень прочные и дешевые…
Геннадий Фадеев - Но выксунское /Выксунский металлургический завод-прим. ред./ колесо в два раза дольше служит! Лучше переплачивать, но иметь такое колесо.
Сергей Носов - Геннадий Матвеевич… Так мы бы в два раза лучше работали над качеством, если бы имели четкие гарантии, что вы его купите!
Геннадий Фадеев, улыбаясь - Ты думаешь, только ваша продукция хорошая, пользуется спросом? И самая необходимая и качественная. Не дай Бог, не дай Бог с этим колесом что-то случится! Поднимайте качество. Мы сейчас выходим на европейский уровень и это стоит денег. Если вы дадите гарантию, что сделаете качественную продукцию - пожалуйста, мы будем покупать у вас. Напишите мне свои требования и я их рассмотрю. Они у вас записаны? Нет. Ну, вот видите, Николай Александрович /Малых - гендиректор Уралвагонзавода/ на листке все расписал и мне принес. И Вы бы также сделали".
Наконец, еще одна, пока не состоявшаяся, но уже продекларированная отставка. Николай Малых, генеральный директор "Уралвагонзавода", последний в стране не смененный за последние годы гендиректор крупного оборонного предприятия. О том, что такое событие может вот-вот произойти заявил на недавней пресс-конференции свердловский губернатор Эдуард Россель. По данным Росселя, под Малых всерьез "копают" "питерские", желающие прибрать завод к рукам накануне его акционирования, а в перспективе и приватизации. Очевидно, что кто стоит у руля предприятия в момент приватизации, тот и пожинает впоследствии максимум экономических и политических дивидендов. Поэтому понятно, что Россель на этот период хотел бы сохранить у руля своего давнего сторонника и единомышленника Малых.
"Уралвагонзавод" - крупнейший производитель грузовых вагонов и цистерн в России, единственный в стране производитель новейших и одних из лучших в мире танков Т-72М и Т-90С, крупный изготовитель дорожно-строительной техники. Завод, являющийся в настоящее время Федеральным государственным унитарным предприятием /ФГУП/, действительно готовится к акционированию. Пока схема этого процесса широкой публике не раскрывается, называется лишь срок – 2006 год и говорится о возможности вхождения предприятия в российский бронетанковый холдинг. Хорошо известно, что Николай Малых, превративший УВЗ из полуживого монстра советской оборонки в рентабельное предприятие, выступает за сохранение предприятия в качестве единого производственного комплекса, где гражданское производство в момент отсутствия оборонных заказов позволяет оставаться на плаву и содержать мобилизационные мощности. Однако, скорее всего, у тех, кто хочет "зайти" на завод, иное мнение – приватизировать наиболее прибыльное вагонное производство, а "оборонку" с ее многочисленными проблемами оставить государству.
Угроза смены Николая Малых, у которого контракт с государством истекает в марте 2005 года, по всей видимости, весьма высока. Иначе губернатор Россель едва ли стал бы так жарко отстаивать его кандидатуру перед журналистами и рассказывать о том, что готов обращаться не только к председателю правительства РФ, но даже и к президенту, лишь бы Малых остался на своем посту.
Итак, три весьма разные истории, по странному стечению обстоятельств очень близко совпавшие по времени. Вопрос лишь в том, является ли это на самом деле лишь совпадением? Если присмотреться чуть внимательнее, то возникает сомнение в том, что между тремя этими эпизодами нет никакой связи. Есть один фактор, который их очень сближает. Все эти случившиеся или потенциальные отставки проводятся в пользу государства или людей, которые государственную власть олицетворяют. И если ситуация с Рыбакиным и Малых под этим углом зрения в комментариях не нуждаются , то отставка Носова вполне может оказаться компромиссом между ЕвразХолдингом и РЖД. Залогом того, что производитель рельсов и колес повысит качество продукции без существенного подъема цен, а государственный транспортный монополист сохранит или увеличит объем заказов, вместо того, чтобы импортировать этот товар.
Если все это на самом деле так, то мы становимся свидетелями одного весьма любопытного процесса – государство приступило к формированию класса лояльных, удобных и подконтрольных себе топ-менеджеров ключевых предприятий страны. Собственники уже стоят по стойке "смирно", теперь дело за теми, кто непосредственно держит в своих у кого шершавых, у кого холеных руках штурвалы управления крейсерами и линкорами российской экономики.
Помните, были "менеджеры путинского призыва?". Среди них, кстати, числился и Носов, и покойный гендиректор "Уралмаша" Олег Белоненко. Тогда этот процесс прямого диалога власти и топ-менеджеров был заявлен, но не доведен до конца, не собран в систему. Может, теперь пришло время?
P.S. В день выхода этой статьи на нее пришел отклик на нашу статью от пресс-службы НТМК. На предприятии утверждают, что никаких проблем в отношениях РЖД и НТМК по качеству выпускаемой комбинатом для железнодорожников продукции на сегодня нет. Все вопросы отрегулированы и тому подтверждением служит недавно заключенное соглашение между компаниями. Чему подтверждением служит информация, публикуемая ниже.
ОАО "РЖД" разместило на предприятиях ООО "ЕвразХолдинг" заказ на 126 млрд. рублей.
Соглашение заключено с целью установления взаимовыгодного сотрудничества по обеспечению железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" цельнокатаными колесами производства Нижнетагильского металлургического комбината /НМК/ в период с 2004 г. /четвертый квартал/ до 2010 года.
В рамках принятого документа ООО "ЕвразХолдинг" за счет собственных средств проводит реконструкцию колесопрокатного производства на НМК, после проведения реконструкции увеличивает объемы производства продукции более высокого качества, удовлетворяющего требованиям ОАО "РЖД", и обеспечивает поставку продукции на железные дороги по годам в следующих объемах:
- 2005 год - 400 тысяч штук,
- 2006-2010 годы - по 450 тысяч штук в год.
В свою очередь, ОАО "РЖД" оказывает содействие НМК в осуществлении мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование технологии производства продукции, методов их контроля и приемки, предоставляет ООО "ЕвразХолдинг" предложения по совершенствованию продукции на основе экспериментальных и эксплуатационных предложений, привлекает для участия в испытаниях специализированные организации и научно-технические институты.
Стороны подписали также Соглашение о производстве на Нижнетагильском и Новокузнецком металлургических комбинатах рельсового проката, рельсовых скреплений и металлопроката для железных дорог - филиалов компании.
На основании достигнутых договоренностей ООО "ЕвразХолдинг" до 2010 года будет ежегодно поставлять ОАО "РЖД" почти 700 тысяч тонн рельсового проката, 550 тысяч тонн термоупрочненных рельсов и ряд другой продукции.
Общая стоимость заказа ОАО "РЖД", размещенного на предприятиях ООО "ЕвразХолдинг", составила 126 млрд. рублей.
Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев
отметил, что подписанное сегодня с ООО "ЕвразХолдинг" Соглашение является одним
из самых крупных контрактов компании с промышленными предприятиями России. "Мы
считаем, что отечественные производители металлопродукции являются надежными
партнерами ОАО "РЖД" и обеспечивают высокий уровень качества наших заказов .
Российские предприятия не только не уступают иностранным поставщикам по качеству
произведенной продукции, но во многом превосходят их уровень",- подчеркнул
Г.Фадеев.