Как в Екатеринбурге стоимость проезда повышали
"У нас зал маленький, всем места не хватит, так что не стоит и приезжать на это заседание", - уговаривала по телефону пресс- секретарь энергетической комиссии Свердловской области журналистов, которые, конечно сразу же сделали соответствующий вывод – не хотят видеть, значит, будет что – то интересное.
Интересным, как выяснилось, был один пункт повестки заседания управления РЭК /региональная энергетическая комиссия/ – повышение оплаты проезда в общественном транспорте в Екатеринбурге. Слухи о том, что в уральской столице, на то она и столица, билет в автобусах и трамваях вместо пяти рублей должен стоить семь, уже витают года два. Но то ли выборы мешали городским властям реализовать это намерение, то ли просто не было договоренностей с этой самой РЭК. И вот наконец – то встреча на Эльбе состоялась. По одну сторону стола – представители комиссии, по другую – директора муниципальных транспортных предприятий во главе с заместителем главы администрации Екатеринбурга Александром Ляшенко. Транспортники, все как один, просят – установите проезд в семь рублей! Представители РЭК, зачитав все экономические обоснования предприятий, заявляют – шесть и ни рубля больше.
"Вы только посмотрите на наши автобусы, - начал сокрушаться Николай Герасимов, исполняющий обязанности генерального директора муниципального объединения автобусных предприятий Екатеринбурга, - В среднем каждый уже проработал больше 13 лет, а вы же, наверняка понимаете, если у вас есть машина, во сколько обходится ее обслуживание, если она уже не нова. Мы не хотим рисковать безопасностью наших пассажиров, поэтому и просим, для их же блага, увеличить стоимость проезда до семи рублей. Только тогда мы сможем хоть как подремонтировать наш парк. Кроме этого, вы забываете, насколько подорожал бензин".
"Мы солидарны с нашими коллегами, - продолжил Александр Мирошник, генеральный директор екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления, - И в первую очередь, нас не устраивает то, что из – за предлагаемого вами тарифа в шесть рублей, мы не сможем поднять зарплату нашим сотрудникам. Чтобы найти людей, которые работали бы за шесть тысяч рублей, мы и так прилагаем немало усилий. У нас по – прежнему большинство кондукторов ездит на работу из области. И, если вы думаете, что низкую оплату труда в трамвайно- троллейбусном управлении нужно и дальше оставлять на этом же уровне, то вы ошибаетесь! Я как генеральный директор…"
Председатель комиссии Николай Подкопай прервал Мирошника:"Мы ведь с вами не на заседании Госдумы, не нужно всех этих речей здесь. У нас серьезная работа по экономическому обоснованию тарифов. Пока я их не вижу. И в представленных вами документах тоже. Очень слабые материалы".
"Мы, конечно, предприятие молодое – нам всего 15 лет, - начал с места главный инженер метрополитена Борис Наливайко, - И замена нашего оборудования должна проходить раз в триста лет, но частично мы также должны ремонтировать технику. К примеру, в этом году у нас должны быть отремонтированы эскалаторы и вагоны, но вы это почему – то не предусматриваете этого в наших тарифах!"
"Раз вы один из руководителей, вы должны были знать, что в 2005 году у вас возникнет такая проблема, - парировал Подкопай, - и вы должны были делать какие – то заначки на это. В конце – концов вам никто не мешал прийти к нам, в комиссию со своими новыми расчетами и рассказать обо всем".
Видя, что к непотопляемому Подкопаю трудно пприкопатья, транспортники пошли в атаку с большим напором.
"А кто возместит нам все наши расходы по проезду льготников, которым оставили натуральные льготы?- не унимался Наливайко, - Во всей этой неразберихе с монетизацией льгот нам сказали пока возить всех так же, как и раньше, то есть бесплатно. Но на какие деньги? Кто нам оплатит проезд этих людей – пенсионеров, милиционеров?"
Директора наперебой начали рассказывать комиссии о том, как больно ударила по их бюджетам монетизация льгот, пытаясь, видимо, разжалобить председателя комиссии. А он лишь, улыбаясь, почти по – отчески давал им советы: "Ну что же вы, нужно отстаивать свои интересы. Если у вас есть договоренности с определенной структурой по поводу компенсации ваших затрат, вот и требуйте с нее. Например, в судебном порядке".
Кто – то из транспортников прошептал: "Мы же не камикадзе!"
Видя, что обсуждение заходит в тупик, заместитель главы Екатеринбурга Александр Ляшенко робко предложил перенести рассмотрение этого вопроса на две недели. На что Николай Подкопай разразился нравоучительным монологом о том, что бедных транспортников нужно пожалеть и поднять им сегодня тариф до шести рублей, а если не сделать этого сегодня, то это произойдет только через полгода, потому как таков режим заседаний правления РЭК.
Ляшенко тоже начал заступаться за директоров, прося на рубль больше, но, как потом сознался, это для латания дыр в городском бюджете. По его словам, из – за недофинансирования из областной казны городской бюджет не досчитался двухсот миллионов рублей на транспорт, и к тому же область якобы не выплатила городу компенсацию затрат на проезд ветеранов войны, а это еще почти столько же. При этом Ляшенко не сказал, а откуда город возьмет деньги на бесплатный проезд для пенсионеров, о чем сейчас городские чиновники кричат на каждом шагу, ставя в пример Екатеринбург как город, который спокойней всех пережил монетизацию льгот. Зато чиновник привел в пример другие города области, где стоимость проезда уже семь рублей, - Асбест, Богданович, Артемовский, Реж и Каменск – Уральский.
В итоге, торгуясь за тариф, транспортников всем миром жалели два часа подряд, то и дело переходя от темы тарифов к проблемам монетизации льгот. И утвердили стоимость проезда в шесть рублей. При условии, что это максимум, за который перевозчики переходить не будут. При этом комиссия милостиво разрешила транспортникам, если они, конечно, сами того захотят, оставить стоимость билета в пять рублей или сделать, скажем, пять с половиной. Ни у кого из присутствующих это предложение восторга не вызвало.
В заключении председатель комиссии дал слово представителю ветеранской организации Григорию Шевченко, который все это время внимательно слушал и записывал за выступающими – видимо, будет потом отчитываться перед стариками.
"Все ваши тарифы, как и затеянная правительством и думой монетизация льгот, это все обман!- как гром среди ясного неба обрушился на чиновников и директоров дед, которые тут же начали морщиться и закатывать глаза, всем своим видом показывая, как им надела эта тема, - Вы должны что – что сделать с тем, чтобы нас перестали выкидывать из транспорта. Нельзя так обращаться с людьми!". Он хотел было высказывать накипевшее и дальше, но председатель энергетической комиссии Николай Подкопай оборвал его своим вежливым;"Спасибо!", дав понять что заседание закончилось…