14 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Владимир Третьяков о ВУЗах, традициях русского образования и предстоящем образованию АУ

Накануне как-то спокойно и для общества не заинтересованно прошла всероссийская акция протеста учителей, врачей и прочих бюджетников. Если честно, мы (россияне)  вообще мало чем, прямо не относящимся к собственной персоне или семье, интересуемся. Некогда и не за чем. Надо хлеб насущный в поте лица своего добывать ежечасно, да и бесполезно. Поддерживай - не - поддерживай хоть учителей, хоть врачей, а детей по-прежнему учат все хуже и лечат все больше по принципу - сколько можешь приплатить? Наше равнодушие понятно и объяснимо, но совершенно кошмарно по грозящим последствиям. Остается надеяться на неравнодушие тех профи, что еще остались в наших бюджетных сферах и имеют хоть какое-то право на собственное мнение. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" именно таким мнением делился Владимир Третьяков, ректор УрГУ, заместитель председателя Совета ректоров вузов Екатеринбурга и Свердловской области, который недавно вернулся с коллегии Министерства образования и науки, где представлял ВУЗы УрФО. 

Вопрос: На коллегии Министерства образования, где Вы были, шла речь о том, как изменится высшая школа в свете  реализации национальных проектов?

Владимир Третьяков:  Хочу сказать, что эти встречи являются уже системой. Это уже далеко не первая встреча. Со всеми предыдущими председателями правительства были подобные встречи. На этот раз она  была, действительно,  обусловлена теми изменениями, которые происходят в системе образования, в частности, в  высшей школе. И,  конечно же, эти преобразования связаны с выступлением  президента пятого сентября, где были обозначены приоритеты.

В числе приоритетов, конечно же, и образование. На этой встрече обсуждались  конкретные задачи. Было озвучено одиннадцать позиций, которые мы хотели обсудить. Правда, время было ограничено. Два часа пять минут в общей сложности шла беседа и было затронуто пять главных аспектов. Это развитие базовых принципов образования, доступности и качества, это политика в области интеграции образования, науки и производства; это бюджетная политика в области  высшего образования и ВУЗовской науки; это поддержка молодых ученых; это  внешняя образовательная политика. Каждый  ректор выступал по своей теме, высказал свое  видение. Так и должно быть, потому что мы что-то знаем глубже, чиновники и правительство знает лучше о ресурсах  и возможностях. Все  проблемы мы изложили. Обсуждение было деловым, свободным, заинтересованным, кроме председателя правительства были и министры, разумеется. Для нас более всего, конечно, был интересен Министр финансов.

Вопрос: А почему на Министр образования и науки? 

Владимир Третьяков: Министр образования и науки тоже был, но он был на стороне правительства, что для нас было несколько новым фактом. Нам всегда хотелось бы, чтобы наш министр стоял на нашей стороне и, соответственно, говорил так же как мы.

Вопрос: Что конкретно изменится в высшей школе?

Владимир Третьяков:  Государство, понимая, что не может так, как было раньше, поддержать высшую школу, организует образование в новые организационно- правовые формы. Закон готов. Называется "Об автономных учреждениях".

Вторая форма -  эксклюзивная "О государственных муниципальных некоммерческих организациях". Но эта форма сейчас отодвинута, она пока ушла в тень, а вот  автономные учреждения на выходе. В Госдуму  уже внесен законопроект на обсуждение. Суть этого закона в том, что учреждение получает экономическую свободу, потому что каждое бюджетное учреждение сегодня зарабатывает деньги. Автономное учреждение -  это то, что не финансируется государством, а получает средства по определенному  заказу в  виде  субсидий, субвенций. Плюс сюда же заработанные деньги. Все это вместе складывается  и - живи. При этом организация автономна и в результате теряется государственное образовательное учреждение. Ректор уже не избирается, а  назначается неким наблюдательным советом, который и управляет этим учреждением.

Вопрос: Все ВУЗы без исключения будут теперь АУ?

Владимир Третьяков:   Каждый ВУЗ может добровольно решить эту задачу. Он может перейти, а может остаться государственным. Если перейдет, за ним будет наблюдать некий потусторонний наблюдательный совет и ректор, который назначается этим советом. Представители этого ВУЗа могут менять устав, могут менять направления деятельности, систематизируя свою прибыль и т.д.  Государство отходит и не берет на себя никаких обязательств.

Вопрос: А бюджетные места сохранятся в тех  ВУЗах, которые согласятся перейти в АУ?

Владимир Третьяков: Это будет решать наблюдательный совет. Деньги  никто просто так  давать не будет. Президент сказал, что средства будут перечисляться,  чтобы подготовить специалистов нужного профиля.  За количество и качество. Стало быть, ВУЗу деньги дадут в зависимости от того, кто и что ему закажет. Государство закажет - дадут денег, а вы там уж делите сами, на оборудование или зарплату, как хотите. Вот вам заказ. В отличие от сегодняшнего, когда у меня есть смета. Мы знаем, каким образом и как мы содержимся государством.

Наше сообщество стоит за государственное, комплексное и бесплатное образование, в том числе высшее. В противном случае нарушатся все российские отечественные традиции. Треть ВУЗов сама перейдет в автономные учреждения добровольно, поскольку денег в разы больше (сами зарабатывают), чем они получают сегодня от государства. Сегодня нормальные крупные ВУЗы зарабатывают половину, ну примерно 60% от общего бюджета.

Вопрос: Так что жы Вы переживаете? Если есть некий элемент добровольности, то Вы, как ректор УрГУ, просто не будете принимать решения о переходе в автономные  учреждения и останетесь государственными. 

Владимир Третьяков: Хорошо. Мы решаем, что нам невыгодно уходить от государства и на нас в течение года-двух набросят экономическую давку. Деньги, которые мы зарабатываем, будет нужно обратить в эту же смету. Они станут снова государственными, как сегодня деньги за аренду, это сегодня не наши деньги.

И уже разработана система мер, которые заставят ВУЗы, не желающие перейти в автономные учреждения, жить еще хуже, чем живут сегодня. Решение, которое принято и подписано в протоколе по итогам этой встречи  -  не вносить в Госдуму этот вопрос, пока Российский союз ректоров не обсудит окончательно и не скажет свое последнее слово. Мы законопроект обсуждали много раз, но наши поправки до сих пор не учтены.

И главный принцип, который ошибочен, капитально ошибочен! Говорили, что образование, в том числе и высшее считается услугой.  И наука считается услугой. На самом деле - это общественные блага! Это государственная и приоритетная задача! Наше решение -  ВУЗы из-под юрисдикции закона об автономных учебных учреждениях убрать! Пусть они будут государственные, как и сегодня. И самое печальное даже не этот закон, а закон, как 122, об изменении  в высшем и послеВУЗовском образовании.

Вопрос: Шла ли на этой встрече речь о Едином государственном экзамене? Какое будущее у ЕГЭ?

Владимир Третьяков:  Наш общий взгляд заключается в том, что  ЕГЭ -  эксперимент,  который  еще не закончился. Он имеет право на существование такое же, как и единое централизованное тестирование.  Причем, сам учащийся должен выбрать форму проверки знаний. Многовариантность, но не единственность. Потому что эксперимент показал, что вот эта единственность полностью заводит нас в тупик под флагом того, чтобы обеспечить доступность. Те, кто это придумали раньше, а это было достаточно давно, они придумывали вообще с другой целью. Чтобы после единого экзамена, когда человек получит баллы, ему бы дали бумажку, сколько он "стоит" и с ней он идет в ВУЗ. Это была идея. Потом все было забыто. Не будет равного права среди неравных никогда. Это просто, я считаю, является, обманом.

Вопрос: А какова позиция  чиновников по отношению к ЕГЭ?

Владимир Третьяков: Они не просто настаивают на том, что ЕГЭ продолжал существовать. И уже готов вариант закона "Об едином экзамене", где вот это все пропишется. Я убежден, что это опять будут лишние траты. У нас предложение простое: в закон об образовании, где написано, что в ВУЗы принимаются выпускники общеобразовательной школы на конкурсной основе, написать запятую и добавить - "а также по итогам ЕГЭ, централизованного тестирования, участия в централизованных профессиональных олимпиадах". Что сегодня и происходит. Идеологи этого ЕГЭ или продолжатели, говорят, что сегодня вот эти ВУЗы, они  все коррупционеры, кого хотят берут, кого хотят не берут. Берут-не берут, сегодня для университета этот вопрос вообще не существует. Самое главное, чтобы он хоть первую сессию сдал. Что на матмех берут по блату? Да "блатник" сразу же завалится на первой сессии.

Вопрос: Еще одно предложение чиновников: перевести высшую  школу на двухуровневую систему образования, как в Европе.  Эти предложения уже не считаются приоритетным?

Владимир Третьяков: От этого предложения еще не отказались. И хочу сказать, что мы не против двухуровневой системы, у нас уже одиннадцатый год в Уральском университете существует 16 направлений подготовки магистратуры. 60 магистерских программ. Ни у одного ВУЗа уральского округа такого нет. Ну, естественно, есть программа бакалавра. Но опять- таки право выбора у студента быть должно. Для университета это проходная ступень. Сегодня бакалавров не принимает  экономика. Поэтому бакалавром уходят единицы, а остальные идут в специалисты. Мы не против перевода, но опять – таки организаторы, они считают, что 5 лет вот эта подготовка специалистов в ВУЗах производится не должна. А должно быть два, как  в
Европе. Но там нет аспирантуры, кандидата наук и доктора. Мы за то, чтобы взять все лучшее, и взяли это. И поэтому мы настаиваем, чтобы ввести уровни так, чтобы в них присутствовал уровень специалиста.

                       Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС