Труба зовет
22 декабря депутаты Госдумы РФ рассмотрят законопроект “О магистральном трубопроводном транспорте”, принятый в первом чтении еще в сентябре 1999 г. Реанимировал и доработал проект закона думский комитет по энергетике, транспорту и связи во главе с Валерием Язевым. Законопроект закрепляет государственную собственность на газо- и нефтетрубопроводы, но не запрещает при этом привлекать частные деньги в строительство новой и реконструкцию существующей сети трубопроводов. Между тем, как стало известно Накануне.RU, к этому документу есть, как минимум, одна серьезная претензия - он регламентирует далеко не все виды трубопроводного транспорта.
Сегодня ОАО "Газпром", более 50% акций которого контролирует государство, владеет всей системой газоснабжения в стране, а нефтепроводный транспорт находится в собственности ОАО "АК "Транснефть", в которой государству принадлежит 75% акций. И согласно законопроекту “О магистральном трубопроводном транспорте”, доля государства в открытом акционерном обществе, владеющем газопроводом, не должна составлять менее чем 50% плюс 1 акция, а нефте- и нефтепродуктопроводах – не менее 75%, иностранных компаний - не более 20%. Помимо вопросов собственности законопроект, разумеется, регулирует все жизненные циклы трубопроводного транспорта (от проектно-изыскательских, строительных работ и эксплуатации до утилизации), в том числе экологические аспекты, вопросы доступа к системе участников рынка и мн.др. Однако главная особенность проекта закона в том, что он закрепляет государственную собственность на магистральный трубопроводный транспорт.
Напомним, вопрос о возможности строительства в России частных трубопроводов поднимался еще несколько лет назад. Например, в 2002 году пять крупнейших нефтяных компаний "ЛУКОЙЛ, "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз" разработали проект магистрального трубопровода Западная Сибирь - Мурманск для поставок нефти в США с пропускной способностью 80-100 млн т нефти в год, стоимостью около $4 млрд и протяженностью в зависимости от выбранного маршрута 2,5-3,5 тыс км. Однако расширение географии нефтеэкспорта за счет мурманского маршрута не встретило особого одобрения в правительстве. А в 2003 году "ЮКОС" с китайской CNPC решил построить трубопровод в Китай от Ангарска до Дацына, но правительство предпочло проект Восточного нефтепровода “Транснефти”. Жирную же черту под целой пачкой подобных проектов подвел еще тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов, заявивший, что все нефте- и газопроводы в России должны принадлежать государству, а частным инвесторам за финансирование строительства новых государственных трубопроводов полагается "спасибо" в виде льготного тарифа на прокачку сырья. Затем обсуждение этого вопроса возобновилось в 2004 году уже в обновленном кабинете министров во главе с Михаилом Фрадковым, который однозначно дал понять, что частных трубопроводов в России быть не может в принципе.
Исключением в России стали лишь труба протяженностью свыше 700 км, построенная на средства консорциума иностранных компаний в рамках проекта "Сахалин-2" (соответствующее международное соглашение подписало в свое время правительство Черномырдина), и трубопровод международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря для доставки казахского сырья в терминал близ Новороссийска. Кстати, в КТК, в отличие от нефтепроводов системы "Транснефти", действует банк качества нефти (механизм компенсации компаниям, транспортирующим по одному нефтепроводу разные сорта нефти). Еще одна частная труба принадлежит ТНК-ВР на Ковыкте. Это что касается участков магистральных. Но есть еще и такая категория, как внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы от отдельных месторождений углеводородного сырья до вхождения в магистральные сети, создание которых частным компаниям не запрещалось и останется возможным.
"Все магистральные трубопроводы, в том числе поставляющие сырье на экспорт, в стране принадлежат государству, а внутрипромысловые и межпромысловые - частным компаниям, - объясняет в беседе с Накануне.RU глава Совета директоров Консалтинговой группы "Лекс" (в 1976-88 гг. работал в системе Госстроя СССР и принимал участие в освоении Медвежьего, Уренгойского, Русского, Ямбургского и Бованенского нефтегазовых месторождений; в 1993-97 гг. Председатель правового Комитета Международного союза нефтегазопромышленников), кандидат географических наук Вячеслав Лукичев. - Это частные трубопроводы, которые тянутся от скважины на месторождении до входа в магистральную трубу, или от месторождения к месторождению и до входа в государственную магистральную трубу. Эти участки, замечу, тысячи километров, безусловно, являются системообразующими, ведь магистральные трубопроводы, в целом система транспорта нефти и газа, без этого элемента существовать не может". Что же касается магистральных сетей, учитывая их стратегическую значимость, вопрос государственной собственности на них, объясняет Вячеслав Лукичев, - это вопрос национальной безопасности. К тому же, от объемов прокачки нефти и газа напрямую зависит и вопрос пополнения государственной казны за счет платы за транспортировку сырья и отчислений экспортных пошлин, которые рассчитываются с каждой тонны.
Вячеслав Лукичев Трубопроводный транспорт - это элемент национальной безопасности. Понимаете, если повредят магистральную трубу в мирное или военное время, то вздрогнет вся страна! Вопрос государственной собственности на трубопроводный транспорт - это еще и вопрос государственного воздействия, контроля за деятельностью частных нефтегазовых компаний, и вопрос доступа на российский рынок иностранных участников.
Собственно, в том, что государство сохранит контроль над этим стратегическим видом транспорта, никто не сомневался. Не только из соображений сугубо национальной безопасности, но и исходя из вполне конкретных экономических интересов. Ведь разрешить строить частные трубопроводы - означает дать конкурентам госмонополий "Транснефти" и "Газпрома" "зеленый свет". Чему, разумеется, последние вовсе не обрадуются. "Транснефть" кормится с тонны нефти, собирая с добывающих компаний плату за транспортировку каждой тонны сырья, аналогичный тариф за прокачку своего газа обязаны перечислять "Газпрому" и независимые производители. Поэтому, захотят ли “Транснефть” и "Газпром" делить нефтепроводы с частными инвесторами, большой вопрос.
Более того, совершенно непонятно, как хозяева трубы будут пускать в нее всех желающих “на недискриминационной основе”? Ведь законопроект “О магистральном трубопроводном транспорте” оставляет в руках монополистов контрольный пакет, а это значит, что за ними и остается решающее слово - кого и в каких объемах допускать к новому трубопроводу. Но тут, заметим, газовые компании находятся в несколько более выгодном положении, в отличие от нефтяников: "Частные компании вполне могут получить блокирующий пакет (25% плюс 1 акция) при строительстве газопроводов, ведь в АО, владеющим им доля "Газпрома" должна быть 50%. А вот в отношении нефтепроводов менее выгодные условия, так как частным компаниям остается доля менее 25%, поэтому они, вкладывая капитал, оказываются отрезаны от управления производством", - замечает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред. А эксперт "Банка Москвы" Владимир Веденеев отмечает, что “Газпрому” сегодня остро нужны инвестиции в транспортировку газа, а новый закон, законодательно закрепив права собственности за монополистом, позволит привлекать к строительству и реконструкции трубопроводов независимых производителей газа: "Единая газотранспортная система - это 155 тыс км трубопроводов. В одиночку поддерживать ее тяжело, а расширять тем более, поэтому, если появится механизм взаимодействия "Газпрома" с независимыми производителями, выиграют все. Независимые производители устали от постоянных ограничений со стороны "Газпрома" по доступу к трубе, - говорит он, - Формально, когда "ЮКОС" хотел построить нефтепровод в Китай, ему не мог никто этого запретить. Устранить эти законодательные бреши и есть задача этого законопроекта".
Эксперт из ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред также замечает, что весьма символично сообщению о реанимации и скорейшему рассмотрению законопроекта “О магистральном трубопроводном транспорте” в Госдуме предшествовала новость от "Газпрома" о завершении работы над механизмом кредитования концерна независимыми производителями. |
Напомним, в последних числах ноября правление "Газпрома" утвердило концепцию и регламент участия независимых производителей газа (НПГ) в расширении, реконструкции и модернизации газотранспортной системы (ГТС) компании. Заявлялось, что "Газпром" заинтересован в расширении и реконструкции мощностей для транспортировки газа с участием НПГ. Однако до последнего времени не был сформирован финансово-юридический механизм, позволяющий обеспечить привлечение на эти цели средств НПГ. А в августе прошлого года ФСТ (при транспортировке газа НПГ единственным источником возврата инвестиций в строительство, реконструкцию и модернизацию ГТС являются средства от оплаты тарифа на транспортировку сырья по магистральным трубопроводам, который устанавливается Федеральной службой по тарифам) была утверждена методика расчета тарифов по вновь введенным в эксплуатацию газопроводам, позволяющим окупить инвестиционный проект в установленные сроки. Так вот, в соответствии с концепцией "Газпрома" (см. общий алгоритм), концерн либо самостоятельно реализует инвестиционные проекты, либо за счет предоставления ему независимыми производителями заемных средств (так называемая финансово-юридическая схема "Заем").
Согласно второму варианту, перед ФСТ ставится вопрос об учете инвестиционных затрат "Газпрома" при расчете размера тарифа на услуги по транспортировке газа на конкретном участке, а в случае привлечения заемных средств НПГ и "Газпром" заключают договор займа и договор на организацию транспортировки газа на условиях "транспортируй или плати". "Возврат вложений "Газпрома" осуществляется за счет оплаты НПГ транспортировки газа по тарифам, установленным с учетом необходимости возврата инвестиций "Газпрома" и погашения займа", - говорится в материалах "Газпрома". О механизме возврата вложений независимых производителей нет ни слова, но, очевидно, сходятся во мнении эксперты, что инвестиции им могут быть возвращены также через тарифную составляющую.
Озвучивать же какие-либо детали законопроекта “О магистральном трубопроводном транспорте” депутаты не стали. В пресс-службе председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева Накануне.RU заявили лишь, что все подробности станут известны СМИ не ранее 22 числа, когда документ будет рассматриваться во втором чтении на пленарном заседании. Примерно такой же ответ мы получили в "Газпроме": "Газпром" сформулирует окончательную позицию по этому вопросу после изучения редакции законопроекта, в которой он будет рассматриваться на пленарном заседании". В "Транснефти" в комментариях также отказали.
Между тем участники рынка заявляют, что готовы вкладывать средства в развитие трубопроводной сети, но при условии законодательно закрепленных гарантий возврата инвестиций. Так, например, в компании "НОВАТЭК", а это второй после "Газпрома" производитель газа в стране, сетуют на то, что существующая система газоснабжения уже не позволяет наращивать объемы газодобычи: "Сегодня без увеличения пропускной способности ГТС практически невозможно заниматься наращиванием объемов добычи газа, поэтому все газодобывающие компании, в том числе и "Новатэк", заинтересованы в решении этой проблемы, - объясняет актуальность вопроса в беседе с Накануне.RU заместитель начальника управления по информационной политики ОАО "НОВАТЭК" Михаил Лозовой, добавив при этом, что - Газодобывающие компании смогут стать инвесторами только в том случае, если у них будут четкие гарантии возврата инвестиций и возможность обеспечить прокачку дополнительно добываемых объемов газа до конечных потребителей". Сейчас нет нормативной законодательной базы, которая бы регулировала все вопросы, касающиеся инвестиций в газо- и нефтетранспортные системы. Пока только "Газпром" попытался как-то решить эту проблему, разработав концепцию участия независимых производителей газа в расширении ГТС. "Обсуждаемый закон затрагивает широкий круг вопросов и создает необходимую юридическую основу для инвесторов. Принятие закона "О магистральном трубопроводном транспорте" будет способствовать решению задачи расширения газотранспортной системы (ГТС) и созданию необходимой для увеличения объемов добычи газа инфраструктуры", - отмечает Михаил Лозовой. По его словам, в компании рассчитывают на то, что появление отраслевого закона создаст необходимые условия для реализации конкретных инвестиционных проектов.
А в "ЛУКОЙЛе" сообщили, что весь объем газа, который компания добывает на Находкинском месторождении (единственном крупном месторождение природного газа у "ЛУКОЙЛа" в России), продается "Газпрому" "на скважине", поэтому необходимости в магистральных трубопроводах у компании в настоящее время нет. Но вот в перспективе, когда "ЛУКОЙЛ" начнет разработку и обустройство газовых месторождений на Северном Каспии, проекты по инвестициям в строительство трубопроводов, возможно, будут. Что же касается нефте- и нефтепродуктопроводов, то тут,заявляют в компании, все зависит от конкретного проекта: "На сегодняшний в традиционных регионах деятельности предприятий "ЛУКОЙЛа", таких как Западная Сибирь, Поволжье и пр, действует достаточно развитая инфраструктура, в том числе и трубопроводная. Что же касается новых направлений, например, освоение Тимано-Печерской провинции на территории республики Коми, Ненецкого АО и отчасти Архангельской области, то мы не исключаем такой возможности, но все будет зависеть от экономики конкретного проекта", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе ОАО "ЛУКОЙЛ".
Системы железнодорожного и трубопроводного транспорта, электроэнергетики и газоснабжения являются наиболее надежными скрепами государственной целостности, гарантирующими национальную, экономическую, технологическую и экологическую безопасность нашей страны. Наконец, труба - основа российской геополитики. Потому-то государственный контроль над трубопроводными системами следует сохранить, а иностранные участники в них не должны иметь блокирующего пакета. "Транснефть", например, вообще выступала против привлечения средств нефтяных компаний, она готова даже искать кредиты самостоятельно. У "Газпрома" же противоположная позиция - ему интересны схемы привлечения средств частных инвесторов.
Вряд ли, конечно, в законе будут прямые нормы, оговаривающие сами механизмы привлечения частных инвестиций и гарантии по их возврату. Придется ли закладывать инвестиционную составляющую в тариф на транспортировку, предоставлять квоты по транспорту продукции пропорционально вложенным средствам, будут при этом действовать лизинговые, концессионные соглашения или долевое участие - это уже технические вопросы, прописать которые, очевидно, необходимо будет в подзаконных актах. Кроме того, поскольку текст доработанного законопроекта держится в секрете, пока неясно, предусматривает ли он введение банка качества нефти, что могло бы привести к улучшению качества российской нефти, поставляемой на переработку и экспорт, и росту ее стоимости (о чем мы уже писали).
Каким именно будет отраслевой закон, станет ясно уже совсем скоро. Между тем, как стало известно Накануне.RU, к этому документу есть, как минимум, одна серьезная претензия - документ регламентирует сферу газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов, и упускает из виду другие виды трубопроводного транспорта, например, уголепроводы, контейнерный тип перекачки нефтепродуктов и т.д. В Российском Союзе Нефтегазостроителей заявляют, что необходим универсальный отраслевой закон для всех магистральных видов трубопроводного транспорта: вдруг мы через пару лет начнем перекачивать молоко? |
Стоит напомнить также, что в свое время в Миннефтегазстрое были подразделения гидротребопровод и транспрогресс - научно-производственные отделы, которые занимались разработкой новых форм трубопроводного транспорта и новых видов его применения, чего нет в нынешнем Минтрансе. А ведь внедрение передовых разработок в этой сфере позволили бы России создать уникальную, не имеющую аналогов в мире, экономическую систему, превосходящую по своим возможностям любую из экономик ведущих государств мира.