27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBmVAX
По ссылке http://remont.youdo.com/minor-repair/drilling/beton/price/, быстро и недорого.
Здесь http://remont.youdo.com/tile/coat/facade/, смотреть здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Труба зовет... нефть

"Транснефть" впервые за всю историю своего существования столкнулась с дефицитом нефти для транспортировки за пределы России. Нефтяные компании существенно снижают темпы добычи нефти, - заявил на минувшей неделе президент АК "Транснефть" Семен Вайншток . По его словам, с начала года прием нефти в систему "Транснефти" оказался ниже заявленного нефтяными компаниями объема почти на 14 млн тонн. Основным недопоставщиком стал "ЛУКОЙЛ", сдавший почти на 3 млн тонн меньше запланированного, "ЮКОС" недосдал - 2,6 млн тонн, "Славнефть" - 1,2 млн тонн, "Сургутнефтегаз" - 900 тыс тонн и "Роснефть" - 600 тыс тонн.

Учитывая прогнозируемый спад добычи в ближайшие годы и низкие темпы прироста запасов, проблема образовавшегося профицита экспортных мощностей столь серьезна, что ставит под сомнение целесообразность дальнейшего расширения главного инвестиционного проекта "Транснефти" - Балтийской трубопроводной системы.

На презентации этого проекта заместитель губернатора Югры по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев озвучил весьма реалистичную позицию югорских властей: " Прогнозы, связанные с изменением объемов добычи в 2007 – 2015 годах, не совсем радужные для того, чтобы мы смогли смотреть оптимистично на представленный проект. Тем более, что проектируемый трубопровод - экспортный, значит, он будет заполняться в первую очередь. Нам же надо думать и о том, что пойдет на переработку внутри страны". В общем, чей патриотизм глубже государственной компании или югорских чиновников – большой вопрос. С одной стороны, и Транснефть понять можно – госбюджет прочно завязан на экспортных нефтедолларах, с другой, – выходит, что власти ХМАО куда как сильнее радеют за внутреннее российское углеводородное благополучие.

"Транснефть", впрочем, намерена шириться и множиться во всех направлениях. Уже в следующем году общую мощность экспортных трубопроводов компания планирует увеличить с нынешних 240 до 255 млн тонн нефти в год. Экстенсивный путь развития для государственной компании пока вполне оправдан - свято место на Руси пусто не бывает…

Нефтяники и так уже наступают государству на пятки. Еще в марте текущего года Союз нефтеэкспортеров России направил письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором попросил одобрить поправки в законодательство, разрешающие строить собственные трубопроводы. Еще ранее, пять крупнейших производителей "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть", "ТНК" и "Сургутнефтегаз" заявляли о готовности инвестировать в строительство новых трубопроводных маршрутов.

В конце 2002 года компании подписали меморандум о намерениях строительства трубопровода "Западная Сибирь - Тимано-Печора – Мурманск". Правда, участники проекта предполагали, инвестировав в строительство, самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку нефти и регулировать доступ к трубопроводу. На что тогда глава правительства Михаил Касьянов категорично заявил, что "частных нефтепроводов в России не будет". Кстати сказать, и два варианта законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте, на идее частной трубопроводной системы ставят однозначный крест.  

Напомним, в конце октября председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев сообщил, что парламентские слушания по проекту федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте" должны состояться 23 декабря. А принят закон может быть уже в весеннюю сессию 2005 года. Как подчеркнул Язев, законопроект, хотя и четко прописывает возможность привлечения частных инвестиций, однако контрольный пакет в проектах строительства трубопроводов сохраняется у государства. Такая позиция на фоне усиливающегося контроля федерального центра над нефтегазовым сектором, к сожалению или к счастью, но вполне логична.

И все-таки нефтяные компании не хотят отказываться от идеи собственных трубопроводов. На днях в Москве на конференции, посвященной "влиянию налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли", компании, не найдя избавления от налогового бремени, пришли к мнению, что следует компенсировать съедаемую налогами прибыль. За счет строительства новых трубопроводов. Причем ждать их от "Транснефти", когда налоги повысятся уже с нового года, нефтяникам крайне невыгодно. У "ЛУКОЙЛа", автора того самого "мурманского проекта", что называется, наболело... " Уже два года нет решения ни по одному трубопроводному проекту, хотя все понимают, что инфраструктура в стране не развита. По нашим подсчетам, из-за недоразвитости трубопроводной инфраструктуры Россия ежегодно теряет около $4 миллиардов. И это только на транспортных издержках. А ведь мы напрямую спонсируем наших соседей и дотируем их экономики - это еще более $4 миллиардов. Есть и косвенные потери, связанные с ограничением добычи нефти, - около $5 миллиардов", -  заявил в интервью журналу "Эксперт" начальник Управления инвестиционного анализа ОАО "ЛУКОЙЛ" Андрей Гайдамака .

По подсчетам специалистов "ЛУКОЙЛа", около $13 миллиардов в год – это суммарные потери нефтянки от нехватки и несовершенства трубопроводных мощностей. Более того, уверен Гайдамака: "Пауза в развитии трубопроводного транспорта приводит, например, к задержкам ввода новых месторождений. Но главные потери - геополитического свойства". Так, "при концептуальном развитии транспортной инфраструктуры плохо учитывается" потенциал Казахстана и среднеазиатских республик бывшего СССР, где растет добыча нефти. По прогнозам "ЛУКОЙЛа", в Казахстане меньше чем через десять лет экспорт нефти удвоится. Тогда как " в отсутствие госполитики, мы подталкиваем Казахстан к развороту в сторону Китая. Казахи уже начали строить туда нефтепровод", - заявил Гайдамака, - "Один из наиболее выгодных способов решения проблемы нефтяного экспорта из Казахстана, по нашему мнению, - предоставление казахстанским производителям возможности транспортировать нефть через Новороссийск. А российские нефтяники могли бы переориентироваться на новую инфраструктуру - в северном направлении".

Глава "Транснефти" Семен Вайншток , впрочем, недавно заявлял, что "нас  не  напрягает" перспектива строительства нефтепровода из Казахстана в Китай. По его словам, Китай является очень емким рынком и сможет принять любую нефть.

До конца года "Транснефть" ожидает решений правительства по основным экспортным трубопроводным проектам. В первую очередь, это увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы /БТС/ до 62 млн тонн нефти в год, по восточному нефтепроводу и трубопроводу из Западной Сибири до побережья Баренцева моря. Для увеличения мощности БТС потребуется 16 месяцев. Что касается восточного трубопровода, то о необходимости его строительства говорят уже не первый год: экспортных мощностей не хватает, а азиатские рынки, включая Японию и Китай, одни из самых быстрорастущих и перспективных.

По  мнению Семена Вайнштока, проект строительства восточного нефтепровода,  необходимо реализовывать поэтапно. Сначала целесообразно построить трубопровод Тайшет-Сковородино, с возможным ответвлением на Китай, и терминал в Находке, куда нефть будет поступать по железной дороге от Сковородино. На реализацию этого этапа потребуется более 3,5 лет. На первом этапе предусматривается, что сырье для загрузки системы в объеме 24 млн тонн будет поставляться из Западной Сибири, что позволит инициировать разработку запасов Восточной Сибири.

Что касается "мурманского проекта", гипотетически, он может быть осуществлен и в государственном формате. Об этом ранее не раз заявлял глава "Транснефти". Однако, по мнению экспертов, нежелание ускорять строительство трубопровода в Мурманск обусловлено желанием "Транснефти" строить трубу на восток, которая подстегнет разработку восточносибирских месторождений. Нефтяники же уверены, что быстро нарастить добычу и освоить территории там не удастся. В то время как строительство трубопровода через Тимано-Печору приведет примерно к десятикратному росту добычи в этом регионе уже в следующие пять-шесть лет. А срок окупаемости "мурманского проекта" - меньше года. "У нас же есть хороший проект по Мурманску. Мы уже два года просто вопим: "Обратите внимание на это очень перспективное направление!!!", - говорит Андрей Гайдамака /"Эксперт"/. По его словам, геополитические последствия от реализации этого проекта трудно переоценить.

1. Решение проблемы транзита по чужим территориям, в частности существующих и потенциальных проблем с перевалкой российской нефти через турецкие проливы /Босфор, Дарданеллы/ и по Балтийскому морю /Датские проливы/. 2. Переориентация потока западноказахстанской нефти на Россию за счет высвобождения дополнительных мощностей трубопроводной системы и усиление за счет этого геополитического влияния России в Каспийском регионе. 3. Наращивание добычи в новых нефтедобывающих провинциях /Тимано-Печора/, что само по себе усилит влияние России на мировом рынке нефти. К тому же, проект "Западная Сибирь-Мурманск" отчасти является альтернативой Балтийской трубопроводной системе... Для сравнения, предполагаемая мощность "мурманского проекта" - 80, а в перспективе 120 млн тонн нефти в год, мощность же экспортных трубопроводов "Транснефти" 240 млн тонн в год.

"Пример БТС доказывает ограниченность соображений "Транснефти", используемых при стратегическом анализе необходимости этого проекта, - говорит начальник Управления инвестиционного анализа ОАО "ЛУКОЙЛ" Андрей Гайдамака /"Эксперт"/. - При дальнейшем наращивании мощностей БТС мы все равно уткнемся в проблему проливов, на этот раз - Датских. Нам уже сейчас в Европе проедают плешь по поводу специального статуса Балтийского моря как чувствительной экологической системы. Представляете, что будет завтра?".

"После сооружения БТС, которое, конечно, отвечает интересам России, со стороны "Транснефти" поступают пока лишь предложения в части развития транспортной инфраструктуры за рубежом, - продолжил он - Да и они не сильно актуальны. Например, последнее предложение "Транснефти" - построить нефтепровод Кыйкией - Ибригхаба /Черное море - Средиземное море/ в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Но этот проект, по сути, обход Турции по Турции. Уж точно нелогичная вещь с точки зрения геополитики и стратегических интересов государства".

Однако, спрашивается, а почему, собственно говоря, о геополитическом аспекте трубопроводного транспорта России думает "ЛУКОЙЛ"? Ведь даже до начала проектных работ должны быть проведены очень тщательные расчеты. Насколько тот или иной трубопровод впишется в карту российских трубопроводов в целом? Кому он будет мешать или какую ветку разгрузит? Географам, гидрографам, экономистам - самым разным специалистам необходимо время для того, чтобы внимательно изучить идею и превратить ее в расчеты. В конце концов, надо будет все это свести воедино и только потом можно говорить о реальности или бесперспективности того или иного проекта.

В конце концов, как в свое время высказался глава "Транснефть" Семен Вайншток"Нефтяные компании не умеют ни проектировать, ни строить, ни эксплуатировать нефтепроводы. У них нет для этого ни соответствующих специалистов, ни опыта. Поверьте, я имею право так говорить, потому что много лет проработал именно в нефтяных компаниях и хорошо представляю, что умеют нефтяники. Они добывают нефть и превращают ее в нефтепродукты – вот пусть этим и занимаются. А магистральные трубопроводы – это дело государства. Мы же не сдаем в аренду государственную границу, правильно? Так почему же мы должны отдавать трубопроводы?" /"Росбалт"/.

Впрочем, сегодня уже ясно, что нефте- и газопроводы власти отдавать в частные руки категорически отказываются. А "магистральная проблема" не ограничивается вопросами геополитики, национальной безопасности или привлечением частных инвестиций за отсутствием бюджетных средств. Кстати, на строительство трубопроводов предлагалось даже перенацелить часть средств из стабилизационного фонда страны. Только для возведения восточного нефтепровода из Тайшета до Находки с возможным ответвлением на Дацин /Китай/ требуется более чем $16 млрд. И все же, основная проблема не в цене, а в нехватке разведанных запасов сырья.

Так, например, эксперты Минприроды рассчитали минимальную и максимальную мощности восточного нефтепровода – от 30 до 80 млн тонн нефти в год, пишет "Коммерсант". При этом затраты только на геологическую разведку недр Восточной Сибири должны составить в 2005-2050 годах /срок эксплуатации столь дорогостоящего трубопровода не может быть меньше 45 лет/ не менее 240 млрд рублей, чтобы обеспечить минимальное количество нефти в трубе. И 1,2 трлн рублей - при максимальной загрузке. Для заполнения по минимуму восточной трубы необходим ежегодный прирост запасов в 17,7 млн тонн нефти.

Но откуда ему взяться? Геологоразведка отдана на откуп нефтяным компаниям, окупаемость ее может растянуться на десятилетия, а бизнес интересуют быстрые деньги. "В свое время субъекты федерации финансировали геологоразведку и мы вышли через четыре года работы на показатель, когда прирост запасов стал опережать объемы добычи нефти в автономном округе , - говорит югорский губернатор Александр Филипенко, - но в связи  с отменой ВМСБ /налога на восстановление минерально-сырьевой базы/ мы провалились в два с лишним раза. При этом из собственных средств мы в течение ряда лет продолжали выделять от 5 до 1,5 миллиардов рублей для того, чтобы поддержать хотя бы начатые программы геологоразведочных работ".

Напомним, в 2002 году, с отменой целевого налога на восстановление минерально-сырьевой базы, государство переложило это бремя на плечи недропользователей. Тогда как последние  не сильно торопятся тратить свои доходы на поиски и разведку сырья, сетуя на нынешний налоговый кодекс, ориентированный исключительно на "выбивание" денег, и отсутствие стимула. Пример: если по частной инициативе разведано месторождение, то право на его разработку должно принадлежать тому, кто это сделал, кто потратил ресурсы, кто его открыл.

Есть другой вариант -  четко прописать в законе ответственность государства за воспроизводство минерально-сырьевой базы. Сегодня же обладательницей лицензии на разработку может стать любая компания, выигравшая конкурс, а возврат первооткрывателю затраченных на геологоразведку средств не предусмотрен. Требования нефтегазодобытчиков, предъявляемые в адрес государства об усовершенствовании действующего законодательства, с одной стороны, вполне можно понять. 

С другой, снимая сливки с наследства Советского союза, компании, в большинстве своем предпочитают ураганную добычу сегодня заботам о завтрашнем дне. Только в этом году планируется добыть 440 млн тонн нефти, а прирост запасов окажется вдвое /!/ ниже. При таких темпах нефтяникам просто не удастся удержать темпы роста добычи нефти. И о геополитическом аспекте трубопроводного транспорта, собственно говоря, тогда можно вообще забыть. Кстати, по оценкам специалистов, планируемая добыча нефти в стране, обеспечена разведанными запасами только до 2010 года. Дальше запасов может уже не хватить. Ну а с дефицитом нефти "Транснефть" столкнулась уже сегодня.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС