Тщета шепота женских организаций
Ассамблея, посвященная вопросам укрепления положения мужчин во власти и бизнесе, прошла накануне в Екатеринбурге. Или, может, не в Екатеринбурге – не важно, все равно звучит фантастично. Но, когда мы слышим, что проходит ассамблея, посвященная вопросам укрепления женщин во власти и бизнесе, то это удивления не вызывает. Тема эмансипации и феминизма уже давно набила оскомину. Правда, нашему обществу гораздо меньше, чем западному, но это не меняет сути.
То, что женщины, также как негры,например, все время борются за “свободу, равенство и братство” стало нормой. Хотя, следуя логике, что женщины меньшинством все-таки не являются (в России нас 53%), а, скорее, наоборот, должно бы вызывать недоумение. Многие возразят, вспомнив библию, что женщина изначально должна подчиняться мужчине и играть второстепенную роль, ведь бог первым создал Адама. А некоторые находчивые люди (наверное, дамы) ответят, что мы тоже вначале пишем черновики.
Но перейдем к делу. III ассамблея “Женщины-лидеры новой России”, посвященная вопросам укрепления положения женщин во власти и бизнесе, прошла накануне в Екатеринбурге. Эти и другие вопросы обсуждались на круглых столах, ведущими которых, кстати, были мужчины. Один из ведущих заметил, что у него возникло ощущение, будто он попал в прошлое на десять лет назад на подобную ассамблею, где обсуждались все те же вопросы и за это время ничего не изменилось. Дамы возразили: нет, изменилось. И изменилось хотя бы то, что, если в 2003 году женщин-руководителей малого и среднего бизнеса было 40%, то сейчас больше 50%. Но политолог Анна Трахтенберг считает: "Как только престиж какой-либо отрасли падает, женщины начинают делать в ней карьеру".
Почему "слабого" пола во власти подавляющее меньшинство, догадаться нетрудно. Женщине нужно рожать и воспитывать детей и за нее этого никто не сделает (по крайней мере, не родит – точно). Однако некоторые женщины рожают, воспитывают ребенка, а уже потом идут во власть, бизнес - куда угодно. Замечу, что на ассамблее присутствовали как раз дамы, которым еще не далеко, но уже за…
Другое дело, что прекрасная половина человечества все силы тратит на детей и много времени оказывается упущено, вследствии чего женщине труднее добиться каких-либо высот. Поэтому на ассамблее было предложено создать социальные институты, которые бы реабилитировали женщину после родов и возрождали ее к "большой" жизни. Однако те, кто не хочет стоять у плиты, обходятся и без этих институтов. Заместитель по социальным вопросам мэра города Салехарда Людмила Смарыгина говорит: "У меня двое детей и трое внуков. Иногда, конечно, дети мешали, но они не имеют претензий и вообще считают меня самой лучшей мамой. К моим сорока годам дети уже получали образование, и я была практически свободна. Женщине ребенок мешает, только в том случае, если он рождается инвалидом, хотя, я знаю женщин, имеющих детей-инвалидов и организовавших союзы, с помощью которых решают проблемы своих детей и достигают в этом успеха. Кто-то может прикрыться ребенком, а кто-то скажет, что ребенок ему не помеха".
А у кого-то может возникнуть вопрос, а вообще, зачем женщине занимать высокие посты в правительстве? На ассамблее неоднократно звучало мнение, что женщинам нужна власть, чтобы решать социальные проблемы и проблемы семьи. Общеизвестно, что если в правительстве меньше 20% или 30% женщин (цифры называются разные), то социальные проблемы и проблемы семьи не решаются. За примером далеко ходить не надо – в нашем правительстве женщин почти нет, и, что творится с социальной сферой в России, каждый видит и чувствует на себе.
Есть яркий пример, когда женщины идут во власть именно для того, чтобы не просто быть услышанными, а реально повлиять на ситуацию - это союз комитетов солдатских матерей России, недавно создавший "Единую народную партию солдатских матерей". Партия заявляет: "Наш главный политический интерес — это… прежде всего защита наших детей,... это политическое содействие созданию законодательных механизмов, смягчающих остроту проблем сиротства, беспризорщины. Другой наш политический интерес — обеспечение реального участия женщин в управлении страной. Мы видим решение этой задачи не в том, чтобы разместить по квоте как можно больше женщин на "политических" должностях, а в том, чтобы артикулировать общие женские интересы на политическом уровне".
Однако чаще всего человеком, когда он идет во власть, будь это мужчина или женщина, все-таки руководят личные интересы. Людмила Смарыгина объясняет, что руководило ей: "Наверное, амбиции, честолюбие, стимул, когда мне говорили, что у меня все получается, что я хороший организатор". Но нижесказанное не входит в противоречие с тем, что женщины больше заинтересованы в решении социальных проблем, чем мужчины и не противоречит тому, что женщина может руководствоваться собственной выгодой. Заместитель мэры Салехарда поясняет: "Я знаю людей, которые приходили во власть и ее компрометировали. Среди них были и мужчины, и женщины".
Как немногочисленное пришлое население ассимилируется с аборигенами, также и немногочисленные женщины-политики, если не отращивают усы и бороду, то, в большинстве своем, принимают "правила игры" мужчин. Людмила Смарыгина подтверждает: "Я ловлю себя на мысли, что иногда рассуждаю, как мужчина-чиновник, особенно в момент принятия решения. А иногда, поступаю как женщина, веду себя по-бабски. Я сама для себя определила это как оскорбление. Из-за моего статуса я не имею права так поступать. Может быть, это неправильно , может быть, нужно быть слабой, но по жизни мне приходится быть сильной. Хотя иногда быть слабой хочется, но в такие моменты думаю, не обернется ли это против меня". Вместе с этим заместитель мэра Салехарда признается, что ей иногда бывает сложно находить с коллегами общий язык: "Порой бывает даже обидно до слез, что тебя не понимают. Мужчины просто другие, они как инопланетяне по отношению к нам, а мы по отношению к ним".
Однако, в отличие от американских феминисток-амазонок, наши женщины провозглашают лозунги типа "все мужики-козлы" не иначе, как на кухне. На женских же ассамблеях и форумах дамы сходятся во мнении, что конкурировать с мужчинами не нужно, а некоторые даже считают, что многие вещи мужчины делают лучше, чем женщины. При этом, конечно же, лидерские способности женщины сомнению не подвергаются. Директор тюменского регионального центра Интернет-образования Светлана Моор говорит: "Сегодня нецелесообразно отделять задачи мужчины и женщины, потому что у нас одни цели. Мы должны не противопоставлять себя, а поддерживать друг друга. Если что-то может лучше сделать мужчина, то пусть делает".
Добавлю: если женщина хочет идти во власть, то пусть идет. Однако виноваты ли мужчины в том, что женщины в правительстве практически не присутствуют? Депутат тюменской городской думы Альбина Селезнева считает: "В том, что во власти сегодня нет женщин, виноваты мы сами. У нас проголосуют лучше за любого захудалого мужика, чем за женщину, вот что меня поражает". А и правда. Стоит вспомнить любые выборы, сколько же кандидатов-женщин баллотируется куда-либо? Если в списках есть хоть одна женская фамилия – уже хорошо.
На различных женских ассамблеях неоднократно велись и ведутся разговоры о том, что нужно изменить законодательство и ввести квоты, регламентирующие количество представительниц прекрасного пола в правительстве. Только интересно, а кто эти изменения будет вносить, если в думе сидят одни мужчины?
Если наше общество стремится к плюрализму, то равноправное участие женщин в процессе принятия государственных решений справедливо и необходимо. Женское мышление отличается от мужского, что не подвергается сомнению. Но ведь, порой, иной взгляд на какую-либо проблему может помочь ее решить.
Как спрос рождает предложение, так и предложение рождает спрос. Женщины же не создают этого предложения за редким исключением, когда наличествует амбициозность или повышенная социальная ответственность. Пока нет предложения, даже не крики, а шепот об отсутствии женщин во власти, останется лишь шепотом. Анна Трахтенберг говорит: "Мы пытаемся убедить мужчин к нам прислушаться – а это изначально позиция слабого". А, может, именно в этом все-таки и есть наша главная сила, в слабости?...