У нефтеперабатывающих гигантов появился тюменский конкурент
В сентябре на юге Тюменской области в селе Антипино начнет действовать нефтеперерабатывающий завод, который после запуска второй очереди сможет выпускать до 1,7 млн тонн нефтепродуктов в год. По сравнению с существующими нефтеперерабатывающими гигантами, которые производят до 10 млн тонн нефтепродуктов в год и входят в структуры крупных вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, Антипинский - завод малой мощности и независимый. Причем он первый в России после 1960 года, когда в стране возводились последние из ныне действующих НПЗ. Его уникальность не только в современных технологиях и оборудовании, но и в том, что в перспективе он покроет нужды тюменского юга, отчасти Зауралья и Среднего Урала, в дизельном топливе высокого качества. Затем, возможно, займется и производством высокооктановых бензинов. При этом продукция Антипинского НПЗ будет дешевле топлива, выпускаемого нефтеперабатывающими гигантами. О перспективах развития завода в интервью Накануне.RU рассказал генеральный директор, член Совета директоров ЗАО "Антипинский НПЗ" Геннадий Лисовиченко:
Вопрос: Геннадий Алексеевич, расскажите историю создания Антипинского НПЗ.
Геннадий Лисовиченко: Идея построить на юге Тюменской области нефтеперерабатывающий завод возникла в конце 1990-х гг. у компании "Сибнефтепровод" - дочернего предприятия ОАО "АК "Транснефть". Тогда же компанией "Сибнефтепровод" было закуплено необходимое оборудование, однако в силу ряда причин проект строительства НПЗ остался незавершенным. Все последующие годы закупленное "Сибнефтепроводом" оборудование хранилось в Тюмени, а мы об этом узнали в 2004 году. Наш холдинг "Нефтегазохимические технологии" (специализирующийся на поставках нефти и газа, переработке углеводородного сырья, - прим.ред) решил претворить в жизнь этот проект. Оборудование на тот момент находилось в собственности Российского фонда федерального имущества. Конкурс, объявленный Фондом в 2004 году, мы выиграли и приобрели оборудование.
В июне 2004 года было создано ЗАО "Антипинский НПЗ" и начались проектные работы, прежде всего, необходимо было откорректировать проектную документацию, которая была выдана "Сибнефтепроводу" Казанским институтом по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей промышленности.
И уже с весны 2005 года началось строительство первой очереди завода, мощность которого рассчитана на 500-550 тыс тонн нефтепродуктов в год. Строительно-монтажные работы по первому комплексу завершены, и в настоящее время проводятся пуско-наладочные работы. Вторая очередь завода рассчитана на выпуск 1 млн 650 тыс тонн нефтепродуктов в год, сегодня ведутся проектные работы, планируется, что строительство этого комплекса будет начато весной 2007 года. Пуск второй очереди завода намечен на конец 2007 года. |
Вопрос: А когда начнется реальное производство на первой очереди завода?
Геннадий Лисовиченко: Через месяц, в сентябре этого года. Будет производиться дизельное топливо двух видов (зимнее и летнее), прямогонный бензин и мазут. На дальнейшую переработку прямогонный бензин и мазут пойдут на предприятия химической промышленности Урала. А с вводом второй очереди завода, мы планируем перерабатывать мазут - производить
Фото: www.isurgut.ru |
Вопрос: Будет ли достаточной общая мощность Антипинского НПЗ для того, чтобы обеспечить потребности в дизельном топливе всего Уральского федерального округа?
Геннадий Лисовиченко: Всего федерального округа нет, но обеспечить дизельным топливом юг Тюменской области завод будет в состоянии. Кроме того, наша продукция будет поставляться в соседние регионы, прежде всего, в Курганскую и Свердловскую области. Что касается севера Тюменской области, там работают нефтяные компании "Сибнефть", "Лукойл", "ТНК-ВР" и другие, которые в своей структуре имеют нефтеперерабатывающие заводы.
Вопрос: Выдержит ли Антипинский НПЗ конкуренцию со стороны нефтеперерабатывающих гигантов, входящих в крупные вертикально-интегрированные нефтяные холдинги?
Геннадий Лисовиченко: Безусловно, Антипинский НПЗ имеет ряд конкурентных преимуществ.
Во-первых, мы находимся вблизи нефтяного потока. Во-вторых, очень большое значение в цене топлива имеет транспортная составляющая. Сегодня дизельное топливо поставляется в наш регион из Омска и Уфы, там расположены НПЗ, ближайшие по отношению к югу Тюменской области. Расстояние от Омска до Тюмени составляет 600 км, от Уфы еще больше, и плата за перевозку топлива по железной дороге, как известно, составляет значительную часть в цене товара. Нам же железнодорожные перевозки для юга Тюменской области не понадобятся, поэтому и цена топлива будет без транспортной составляющей. |
Кроме того, наши ближайшие соседи, например, Курган находятся от Тюмени на расстоянии 180 км, Свердловская область еще ближе - 60 км. Не скрою, что потенциальные клиенты уже приезжали к нам и ждут открытия завода.
Фото: www.isurgut.ru |
Вопрос: Насколько продукция Антипинского НПЗ за счет отсутствия транспортной составляющей будет дешевле продукции других нефтеперерабатывающих заводов, тех же НПЗ Уфы и Омска?
Геннадий Лисовиченко: Я думаю, на этот вопрос можно ответить в конце сентября.
Вопрос: Уникальность Антипинского НПЗ в том, что он строится с использованием самых современных технологий и оборудования, объем инвестиций можете озвучить?
Геннадий Лисовиченко: Да, это так, завод оснащен современным американским оборудованием. Мы прекрасно понимаем, что такое забота об окружающей среде и безопасности населения, а также требования федерального законодательства, поэтому и для второй очереди завода будем закупать только современное оборудование. Объем инвестиций Группы компаний "Нефтегазохимические технологии", владельца
После запуска первой и второй очередей производства завод планирует ввести в действие установку по гидроочистке дизельного топлива и обеспечивать соответствие выпускаемой продукции не только действующим российским ГОСТам, но и более строгим мировым стандартам. Возможно, в будущем завод займется также производством высокооктановых бензинов.
Вопрос: Геннадий Алексеевич, оказывали ли региональные власти поддержку проекту строительства Антипинского НПЗ?
Геннадий Лисовиченко: Безусловно, без поддержки губернатора области реализовать проект было бы нереально. На встречах с губернатором области Владимиром Якушевым мы обсуждали насущные вопросы, например, предоставление ряда налоговых льгот на период выхода завода на проектную мощность и период окупаемости. В частности, речь шла о налогах, таких как налог на имущество, которые уплачиваются в местную казну.
Вопрос: Не секрет, что нефтеперерабатывающие заводы, которых всего 25 в России, требуют серьезного обновления. Эксперты связывают с модернизацией отрасли рост объемов выпуска высокооктановых бензинов и долгожданное снижение цен, правда, ждать этого придется еще не один год. На Ваш взгляд, предпринятые Правительством РФ меры – дифференциация НДПИ и акцизов на бензин – способны изменить ситуацию на топливном рынке?
Геннадий Лисовиченко: Я считаю, что сама жизнь заставит модернизировать нефтеперерабатывающее производство, учитывая, например, что Правительство РФ утвердило новые экологические требования к качеству бензина и дизельного топлива. Однако инвестиции в модернизацию отрасли это гигантские суммы, которые измеряются в десятках миллиардах долларах.
Дифференциация НДПИ, думаю, скажется положительным образом, ведь одно дело платить налог с месторождения, где ресурсы практически выработаны, и с месторождения, где нефть фонтанирует. Затраты разные, а налог один. Что касается акцизов на бензин, то, к сожалению, правительство идет по пути увеличения акцизов на высокооктановые бензины.
Фото: www.gazeta.lviv.ua |
Другой вопрос, конечно в том, что российские нефтяные компании стремятся поддерживать уровень цен на внутреннем рынке на уровне западных, и наше правительство стремится войти в единый мировой рынок, хотя это достаточно сложно понять населению. Россия – нефтедобывающая страна, и населению не понятно, почему в нашей стране цена литра бензина практически такая же, как в других странах, даже тех, которые нефть не добывают. Населению объяснить это достаточно сложно. Если с ростом цен на бензин, росла такими же темпами заработная плата, наверное это было бы объяснимо.