Учиться надо...
Иностранцы, не скупясь, тратятся на гранды российским учителям, школьникам студентам, лучших из них даже зовут к себе на учебу. За последние лет 10 "образовательное меценатство" с размахом развернулось на российской земле. И с каждым годом инициатив становится все больше. Иностранцев интересуют не только развивающиеся умы российских вундеркиндов, но и уже "отшлифованные" возможности /в научной сфере/ российских педагогов. Те же американцы сегодня предлагают для российских гениев 15 образовательных программ.
Накануне в Екатеринбурге прошла очередная ярмарка обучающих программ США. Старшеклассники и студенты могли выбрать для себя заманчивую перспективу: со школьной скамьи /из-за университетской парты/ да прямо в американский ВУЗ попасть. Выдержав, правда, предварительный конкурс на интеллект и тест на благопристойность. Но для амбициозных юношей и девушек это не проблема - образовательные программы пользуются у них огромной популярностью.
По данным Генерального Консульства, за десять последних лет на учебу в Америку съездило 4000 уральских студентов и специалистов. А для маленьких уральцев американцы открыли школу прямо в Екатеринбурге. Там они обучают российскую поросль по своей программе, а параллельно еще и сотрудничают с отечественными школами. "Нашу школу малыши начинают посещать с 5 лет. Мы предоставляем образование тем, кто в перспективе надеется продолжить обучение в Америке", - говорит директор международной школы качества в Екатеринбурге Мэтью Лейк.
"Мы заинтересованы, чтобы молодые люди всех стран учились у нас: американская система образования самая лучшая в мире, особенно университетская. В наших вузах учатся русские, немцы, японцы, африканцы. Мы не обращаем особого внимания на какую-либо другую систему. Наши педагоги, возможно, проводят некоторые исследования, если хорошие идеи возникают в Англии, Канаде, Австралии. Но только лишь в качестве полезного опыта, изменять нашей образовательной системы они не намерены", - говорит Скотт Ролан.
В отличие от заокеанских коллег министр российского просвещения американских идей о самобытности не поддерживает, зато приветствует их систему просвещения. Особо миссионерской в его глазах выглядит система тестирования, уже прозванная народом "болванчиком". Надо сказать, "халява" неимоверная - сама таким образом в конце прошлого века с налета "проскочила" в университет. Знай, только клеточки помечай методом исключения или "по смыслу", на крайний случай всегда поможет "подсказка зала". Ну, и кто хочет стать миллионером? Доступность высшего образования налицо. Зачем же тогда вообще нужны экзамены?
Сегодня Правительство США всерьез озабочено низким уровнем грамотности своей молодежи. Оказывается, в самой богатой стране мира с этим проблемы. Еще Билл Клинтон в бытность своего второго президентского срока провозгласил образование самой приоритетной сферой внутренней политики государства.
Скотт Роланд: "У нас нет такого количества институтов, техникумов, разнообразных образовательных учреждений, как в России. Большую часть знаний американцы получают в колледжах и университетах. Туда обычно поступает около 50 % выпускников школ, еще меньше заканчивает".
Консервативная российская система несовершенна? Возможно. Но именно она "издала" специалистов, которые сегодня поддерживают интеллектуальный фонд страны. И те же японцы, чей интеллект поражает мир, едут учиться в Россию. И не только в именитые ВУЗы столицы, но и, например, в университеты Урала.
Посмеем утверждать, что дело вовсе не в системе образования, у американцев нет особой надежды на свой интеллектуальный фонд, вот и подыскивают они себе перспективу в Африке, Азии, России, наконец. Учить всегда проще, чем переучивать. Ехать учиться в США американцы зовут активно и всех. Однако оставляют далеко не каждого иностранного выпускника.
Скотт Роланд: "Не надо думать, что если вы по образовательной программе поехали учиться в США, то и работу в Америке получите. После окончания университета студенты возвращаются на родину. Тот, кто хочет работать в Штатах, подает заявление на миграцию. Трудоустроиться в нашей стране вполне можно, но система несколько иная. В этом плане молодым людям с американским дипломом намного проще, чем выпускникам российских вузов".
Массированную атаку именно на систему образования, школьников, студентов, педагогов ведут и иностранные магнаты. Вспомнить того же Джорджа Сороса, "орудующего" в российском просвещении уже больше 15 лет, снабжающего книгами нищие библиотеки. Конкурсы его фонда официально включены в график школьных олимпиад, стать номинантом соросовской премии для учителей России равнозначно получению высшей категории – моментально следует признание коллег и прибавка к окладу, как-никак…
"Из международного сотрудничества мы извлекаем массу действительно добрых, ценных инициатив. Благодаря этому развивается образование, культура, наконец, гражданское общество в целом", - говорит заместитель начальника управления образования Екатеринбурга Надежда Давыдова.
А что может предложить отечественным педагогам и их подопечным родная страна? Оклад бюджетника, дотационное финансирование научных разработок и никакой перспективы на будущее. Высокий научно-образовательный потенциал, выгодно отличавший нашу нацию от других, требует материального подкрепления для физической жизнеспособности. Однако и американская поговорка "Если такой умный, то сколько у тебя денег?" для нашей психологии не подходит. У нас говорили : "Не хлебом единым жив Человек".
Ученик общеобразовательной школы южно - уральского города Миасса Александр Н. был в родном учебном заведении обычным школьником, выигрывал районные и региональные олимпиады по математике, литературе, русскому языку, физике… Как и многие его одноклассники. В общем, банальный случай для городка интеллектуалов. Случилось так, что в 10 классе семья Александра переехала в США. С первых же дней экс-уралец стал там звездой школы. Его приглашали на конференции, семинары, к его мнению прислуживались солидные люди. А в школе ему просто говорили, что он уже все знает. И отправили подростка в институт…
Какая перспектива ждала его на родной земле? Технический университет Челябинска и работа в ракетном центре родного города, который безнадежно цепляется за любую мизерную иностранную инвестицию?!
Стоит ли в таком случае осуждать перспективные умы, уезжающие "на Запад"? Они едут не только за деньгами, но и за признанием, за самореализацией. В России они пока все еще никому не нужны и лишены перспективы. Обидно, господа...