Взгляд директора школы: Образование - это такая зараза...!
Грозное слово "директор" из детства помнят, наверное, все. Не важно даже, строгий он или лояльный – это статус, обладатель которого имеет власть над судьбами школьников. Вызов в кабинет директору равносилен смертному приговору. И лишь по прошествии n-го количества времени после окончания школы появилось понимание, что директор далеко не всемогущ, даже наоборот, зависим. Он вписан в жесткие реалии российского образования и ему самому нужна зачастую помощь.
Фото: www.rt-online.ru |
"Образование - это такая зараза, против которой никакие прививки не работают. Его почти не финансируют, а оно функционирует, его реорганизуют, реформируют, инновациями уродуют. Другое бы давно развалилось, а этому хоть бы хны. Поставь министром самого никудышнего, который кроме "ку-ка-реку" ни "бе", ни "ме", а ему, нашему образованию все по барабану. Образумить образование невозможно. Учитель, что таракан в любой щели выживет" .
Из таких вот маленьких каждодневных заметок состоит дневник директора физико-математического лицея №31 Челябинска Александра Попова. Книга из серии "что вижу, то пою". В хорошем смысле этого слова. Взгляд на образование, его проблемы изнутри. Директор намерен опубликовать свою книгу в солидном издательстве, получить кучу денег и потратить ее на ипотеку для молодых учителей. О своем дневнике, ЕГЭ, жизненно необходимом консерватизме, лицее с досками будущего и рассказал Накануне.RU Александр Попов в эксклюзивном интервью.
Александр Попов: Я дневник закончу через пару недель. Я его пишу с 2004 учебного года, потому что эта трагедия Беслана…
Вопрос: То есть это Вас подтолкнуло?
"К себе претензий много, полное разочарование наступило во время Бесланской катастрофы. Я не учитель, во мне нет подвига. Детей нет, а я есть, в этом весь ужас трагедии дальнейшего пребывания на посту директора школы". |
Александр Попов: Не только. Просто этот год очень знаковый для образования. В дневнике пишу, что правд на свете очень много, больше, чем людей. Вот это правда директора школы. У меня 30 лет педагогического стажа. Один раз в 30 лет я решил сказать правду. Еще через 30 или 40 лет скажу, если не сдохну. Второй момент - с подачи "Первого канала" началась травля учителей.
Вопрос: Думаете, это госзаказ?
"Вот если от воды отнять частичку, она водой и останется. Если от хлеба отрезать ломоть, он не потеряет от этого смысла.
И от настоящего стиха оставь лишь строку — дыхание поэзии не прекратится.
Так и со школой. Что только с нами не вытворяют. Мы есть и будем!"
Фото: www.rt-online.ru |
Александр Попов: Да. Я взял, полистал старые газеты. Так же травили крестьянство, пролетариат. А сейчас ни крестьянства, ни пролетариата нет, почему бы учительство не потравить? А потом дали конфетку в виде президентских грантов. Обычный метод кнута и пряника.
Вопрос: Есть ли желающие опубликовать Вашу книгу?
"Недалеко от входа в школу стоит небольшая каменная постройка, я там краску храню. Облагородил под замок старинный, а на стене вывел: "Я тебя люблю". Мне один скептик заметил: "Загадят". Этим словам на стене уже добрый десяток лет, ни у кого не поднялась рука на три великих слова. С них начинаем день, а читающий уже очищен. Русский алфавит всегда в возрасте Христа".
Александр Попов: Я ищу эту возможность. Опубликовать я могу и сам, сделать небольшой тираж, но мне бы хотелось опубликовать, получить прибыль и на нее сделать бы ипотеку для молодого учителя.
Мне бы хотелось поучить чиновников, что я получил прибыль, но потратил ее не на себя. Вот конечная цель написания этой книги. |
Вопрос: Насколько мне известно, мнения Ваших коллег разделились. Одни считают, что стоило писать все это, другие считают, что нет.
"Дал рукопись дневника нескольким учителям. Равнодушие, кроме одной очень яркой учительницы. Она опытный, один из самых талантливых педагогов школы. Возмущена, негодует, считает, что я - часть того безобразия в образовании, которое творилось и творится. Ее раздражает, что в дневнике изображаю себя слишком положительным , хотя ничем не отличаюсь от тех, кого описываю. Ей жалко тех людей, которые попали на перо.
Ну что тут скажешь? Спасибо за неравнодушие. Правды много, ее даже на единицу больше, чем людей. Эта единица и обнадеживает" .
Александр Попов: Мнение других учителей, что я тоже чиновник, и то, что творится в образовании, в этом есть и моя вина. Я согласен с этим, но они считают, что ни к чему это было писать. Ряд директоров города возмущены дневником. Например, там есть такие строки, что "в директорском корпусе есть директора-передовики. Это те, кто передом заработал свой пост". Это же не мои слова, я слышу, что говорят, об этом и пишу.
Да и потом школа у меня слишком громкая, давно всем мешает.
www.mgl.ru |
Учитель года-2005 работает в нашей школе. Кроме московской 57-й и ленинградской 239-й, которые каждый год имеют золото на первенстве мира по математике, мой лицей самый крутой. Если кто-то чуть-чуть возвысится, он начинает мешать. Типичная ситуация. В дневнике нет неправды, все основано на личном опыте. Я писал то, что во мне сидит.
Я по образованию математик. Существует много исходов какого-то дела и чиновник выбирает самый плохой исход. Думает, даже советуется, но выбирает наихудший. Для того, чтобы быть умным, достаточно просто не делать как чиновник. Брать любой исход, но только не тот, который берет он. Жизнь убедила, что это так. Каждый день нужно принимать решения, потому что у детей каждый день что-то случается. Дети – неординарные люди, а чиновники каждый день занимаются бумагами и бумагами этими прикрываются.
Вопрос: Как я понимаю, директор – это, прежде всего, как раз тот человек, который занимается бумажной работой?
"Отключили воду. Занятия не отменил. Сливали из батарей и промывали во время уроков унитазы. Выстояли. Без света можем, без воды умеем, без денег отлично обходимся. Совершенство образования неоспоримо".
Александр Попов: Нет. В Челябинске есть один директор, которому 81 год, и он говорил, что директор должен заниматься не финансовыми и хозяйственными делами, а душами учителей и детей.
Вопрос: А на практике?
"Приходил пожарник пугать, я был готов ко многим вариантам. Согласились на ничью. Пожарная сигнализация в школах — это политика. А то, что они горят из-за электропроводки, на это слов ни у кого не находится" .
Александр Попов: На практике я, в первую очередь, занимаюсь
финансами, потому что государство школы недофинансирует страшным образом. Второй вопрос – хозяйственный, т.е. чтобы горел свет, текла вода и т.д. Какое время остается, я занимаюсь непосредственно детьми и родителями, а бумаги не пишу совсем и не отвечаю чиновникам.
Вопрос: В Вашем дневнике довольно нелестные отзывы о министре образования Фурсенко. Вы хотели бы, чтобы он прочитал Вашу книгу?
"Мне в этом году Министерство образования области вот уже
Фото: Накануне.ru |
полгода не оплачивает российские сборы по четырем дисциплинам. По химии был выбор между моим и казанским мальчишкой, поехал казанец, взял на международной бронзу. Они оплатили своего парня. Кто моей школе вернет нереализованное золото? Министр у нас душка, милый человек, его пушистость выражается в хобби. Маркс, как-то смачно выразился: "Лучше тиран-гений, чем идиот" .
Александр Попов: Он был у нас в городе, я ему подарил. Прочитал или нет, не знаю. А немягко отзываюсь? Могу Вам процитировать. Я описываю случай, когда к нему подошла студентка второго курса, дала пощечину и сказала: "За развал образования". Это показали по Евроньюс, а наше телевидение эту студентку унизило до второго курса профтехобразования и до нацболки. Потом я рассуждаю, что когда у Льва Николаевича Толстого спросили, что делать, когда женщина дает пощечину, он ответил: "Поцеловать". У него спросили: "Почему?" Он ответил: "Для того, чтобы возвысить ". Вот, что написано. Что здесь оскорбительного?
Вопрос: Сейчас предлагается такая инициатива – распределение грантов между школами. Насколько это улучшит ситуацию в образовании? Ведь, наверняка, Ваша школа выиграет какой-нибудь грант.
"Пришла пора рассказать о детях значительных людей. Привели ко мне сына одного политика, мы с ним около месяца разбирались в математике, затем выпустил его в класс. Мамаша спрашивает: "Сколько я вам должна?" Я назвал сумму.
- Это не деньги.
Она полезла в сумочку, а я говорю: "Не в рублях, в долларах, пожалуйста". Она удивилась, рассказала мужу. Он позвонил, обсудили сумму, решили, какую технику необходимо приобрести на эти деньги. Привезли аппаратуру и попросили подписать бумаги на временное пользование. Звоню политику и спрашиваю: "А знания вашему сыну я тоже на время дал?"
На этом вопрос был исчерпан, а техника работает" .
Александр Попов: Если Вам сегодня дадут много хорошей пищи, а завтра не дадут, ну и что это улучшит? Если бы такое финансирование было в системе, тогда можно было бы говорить о положительных изменениях.
Вопрос: Понятно, что в образовании проблем много. Какая проблема, на Ваш взгляд¸ является основой?
"Если бы в шахматах также часто меняли правила игры, как у нас, что бы осталось от шахмат? Шах бы давно сдох, только мат бы и остался" .
Александр Попов: Отсутствие консерватизма.
Образование должно быть консервативно. А у нас же идут сплошные реформы! И ни одна реформа не была доведена до конца. |
Вопрос: А все же, может быть, реформы – это не так уж и плохо? Например, в программе есть, как считают некоторые сторонники реформы, устаревшие произведения. Может, есть смысл что-то убрать и дополнить свежим?
"Часто слышу, что дети не читают классику. А вы ее запретите, изымите с полок. Главное сами читайте втихаря. Результат не заставит долго ждать" .
Александр Попов: Например, мы убрали из школьной программы "Как закалялась сталь" Островского, а китайцы поставили. Когда их спрашивали, зачем это нужно, они говорят, что в Павле Корчагине есть необыкновенная энергетика, она нужна китайской молодежи. А у нас ведь никто не задумывается, что убрать, что оставить.
У ректора университета Кэмбриджа спросили: "Вы часто уезжаете, а кто управляет университетом в это время?" Он говорит: "Традиции". В России же все время традиции эти ломаются. Сначала сломали традиции царской школы, а это были очень интересные традиции. Потом построили неплохие традиции советской школы и американцы, когда запускали Гагарина в космос, сказали, что победила советская парта. |
Сейчас же заказа государства, кого должны готовить школы, нет, традиций нет, идеологии нет, и каждый тащит, куда хочет. Везде ситуация одинакова, что в армии, что в медицине. Ломают, но ничего нового не делают. Нет ума государственного.
Вопрос: Насколько остро для Вашей школы стоит проблема дефицита кадров?
"Как-то у меня в школе собирали лучших учителей физики из нашей области. Один родитель подошел и спросил:
— У вас что, дом престарелых на экскурсии?"
Александр Попов: Эта проблема стоит для всех школ.
Фото: Накануне.ru |
Общеизвестный факт, что самые слабые выпускники школ идут в педагогические ВУЗы. Из них по окончании высших учебных заведении отбирают самых сильных, и они остаются при кафедрах, средние идут в бизнес, а самые слабые – в школу. Дальше все понятно. Раньше же труд учителя был почетным.
Вопрос: А как Вы решаете проблему нехватки учителей?
"Однажды, одну мою учительницу после отрытого урока коллеги спросили:
- Как это Вам удается всегда так "вкусно" вести уроки?
- Я, как Пифагор, прихожу на урок голодной.
Как-то в последний год работы ее пожалели случайные люди на улице:
- Вы, наверное, учитель?
- Нет, я просто сегодня плохо выгляжу".
Александр Попов: У нашей школы есть способы зарабатывать деньги. Учителя и я зарабатываем деньги в воскресных школах, в школах по подготовке к единому государственному экзамену (учителя получают до 300 рублей в час). Кроме того, я придумал ноу-хау: к августу создам школу скорой педагогической помощи. Это будет оказание как учебной, так и психологической помощи детям, учителям, чиновникам от образования. Также будут выезжать машины, только знак - не крест с полумесяцем, а другой (сейчас мы проводим конкурс на разработку этого знака).
Вопрос: Предположим, ребенок в три часа ночи не может решить задачку по математике, он звонит в Вашу службу. Приедут и помогут?
"В школах могут висеть портреты политиков, но в детском возрасте. В нынешнем виде они не имеют никакого отношения к образованию" .
Александр Попов: Приедут и помогут. В любое время суток.
Вопрос: А деньги на создание этой службы есть? Вы уже знаете, из кого она будет комплектоваться?
"Те, кто считает, что Россия трехмерна, как в былые времена, глубоко ошибаются. Нет больше трех великих вопросов: "Что делать?", "Кто виноват?", "Кому на Руси жить хорошо?" Вопрос все задают один и тот же, и в лоб: "Откуда деньги?" Вот эта одномерность наших людей меня пугает. Так мы докатимся до точки. А там не спрашивают. Я, конечно, привык работать в трехмерном, но попытаюсь опуститься до прямолинейности.
— Откуда деньги?"
Александр Попов: Уже есть юристы, директор этой школы, главный бухгалтер, программисты, которые создают сайт этой службы. В августе я ее открою. Это будет для детей всего города. Потом, возможно, и дальше продвинемся.
Вопрос: Насколько оправдан ЕГЭ?
"Перед самым Новым годом объявили, что лучшим ста директорам области по итогам ЕГЭ дадут по компьютеру. У меня абсолютное первое место и самое большое количество стобальников. Ну, думаю, будет компьютер с большим экраном. Не дали. Как потом выяснилось: награждали не лучших, а лояльных. Ну и лях с ними" .
Александр Попов: Это долгий разговор. У экзамена в прежней
форме есть свои плюсы и минусы, у ЕГЭ тоже свои плюсы и минусы. Однако болтают о компьютеризации наши руководители много, но ЕГЭ дети пишут не на компьютере, а на листочках. Учителя проверяют снова вручную. А на Западе ученик все делает на компьютере. За определенное время, заканчивает работу и тут же компьютер выдает ему результат, указывает ошибки, и никаких претензий нет. А здесь человеческий фактор присутствует.
Чем меньше населенный пункт, где сдают ЕГЭ, тем больше учителя помогают дети. Потом еще удивляются, что на селе пишут лучше, чем в Москве. Если делать ЕГЭ, то по-европейски грамотно или не делать совсем. |
Вопрос: Ваша школа суперкомпьютеризирована, вместо обычных досок - интерактивные.
"Родитель одного двоечника обещал мне компьютер. Дни идут, а аппарата все нет и нет. Заходит как-то этот родитель в мою школу и сообщает, что завтра в Лондон летит. На что я ему заметил:
- И вы думаете, что долетите?
- А что?
- Вы слово не сдержали, почему авиакомпании держать обязаны? Вечером он привез в школу долгожданный компьютер и улетел в Лондон" .
Александр Попов: У нас четыре интерактивные доски. Это совершенно новая техника. По размеру как обычная доска,
высвечена компьютерная клавиатура, можно нажимать и появляются надписи. Можно любым цветом пальцем писать формулы, слова. Можно передвигать элементы. Все это в памяти остается: и голос учителя, и голос ученика, время отмечается. Если у кого-то возникает сомнение, что ребенок был неправильно оценен, можно все это вызвать из памяти, проследить записи. Такие доски должны стоять в каждом кабинете, чтобы обучать по-современному.
Вопрос: Разве хороша такая повальная компьютеризация? Нет ли минусов?
"Я бы лучшим ученикам не аттестаты зрелости выдавал, они для неудачников. Мне бы справки подписывать: "На зрелость не аттестован, талантлив". А вот если загубит дар божий, тогда пожалуйте в школу за аттестатом презренной зрелости. Там, где заканчивается детство, начинается ошибка".
Александр Попов: Плюсов и минусов в любом деле одинаково. Я единственный в школе человек, который никогда не сидел за компьютером и не сижу. Надо же чем-то отличаться, если вся школа компьютеризирована. Так жизнь сложилась, что очень мне не нравились перьевые, глеевые ручки, а шариковая нравится. Я приверженец шариковой ручки.
Вопрос: Теперь школы могут сами выбирать себе программы. Насколько это губительно?
"Когда-то мне один из моих учеников сказал, что снег выпадает для того, чтобы была возможность оглянуться на свои следы. У нас в России снегов достаточно. А оглядываться так и не научились" .
Александр Попов: Зависит от человека. В этой школе я седьмой директор. Как она возникла 41 год назад (я здесь 17 лет директор), никто из директоров не был падок на какую-то моду. Важна традиция. То, что у школы есть успехи – наработки всех директоров. Я никогда не буду менять профиль школы.
Вопрос: Кстати, почему именно школа? Никогда не было желания работать в другом месте?
"Директором школы любой дурак сможет работать. А вот все остальные профессии в образовании - редкость. Людей стоит беречь. С утра вместо, или вместе, с дворником убираем снег. Потом с техничками моем туалеты. Весь день с вахтером охраняем покой детей, а если он уходит отдохнуть, то приходится это делать в одиночку. Если у официантки в столовой месячные, помогаю ей накрывать столы. Порой, и учителя болеют, тогда бегу на уроки. Директором работать - большого ума не требуется, главное - беречь редких людей" .
Александр Попов: У меня, по радиусу своего разума, три предрасположенности: быть председателем колхоза, директором школы и командиром подводной лодки, на большее я не годен. Из трех я выбрал это.
"В декабре еще и холодно, и темно. И в каждой складке, в каждом углу хочется отыскивать крохи прошлого тепла. Когда-то давным-давно я был учителем и классным руководителем. Как-то вывез весь класс в Сыростан. Жили в избушке, спали на нарах. В снегу до упаду бесились. На моем тулупе оборвали все пуговицы, и я подпоясывался обрывком провода. Однажды ночью проснулся, смотрю, в соседней комнате свет горит. Поднялся ругаться. Вижу, девчонка при свете свечи пришивает пуговицы к моему тулупу. Я тихо лег и долго не засыпал от удивления. Оказывается, кроме мамы еще есть на свете человек, от которого мне тепло" .