27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Идем в школу

Мы уже публиковали на страница нашего проекта несколько интервью из серии "Школьный советник", который затеяла накануне нового учебного года телекомпания "Ермак". В них  специалисты давали пояснения по проблеме адаптации малышей к школьным стенам, о том, как попытаться избежать ущерба здоровью, как выстраивать отношения с предподавателями. Сегодня мы продолжаем серию публикаций двумя интервью.   Вера Стребиж - заведующая детской адвокатурой, президент Детского правозащитного фонда "Шанс" рассказывает о том, что такое права ребенка и зачем они нужны в  практической жизни, а  главный специалист министерства образования Свердловской области Ольга Деникаева о вопросах взаимодействия школ в системе образования.

Вопрос: Какая законодательная база существует для определения прав ребенка?

Вера Стребиж :Семейный кодекс, гражданский, жилищный кодекс, потому что там тоже прописаны права ребенка, и закон об образовании… Очень много существует законодательных документов, где по кусочкам прописаны права детей.

Вопрос: Насколько правомерен устав школы?

Вера Стребиж :Устав школы прописан непосредственно в федеральном законе об образовании. Каждый родитель имеет право и должен представлять, что включает в себя устав. Потому как, с чем обычно сталкиваются родители? К нам бывают обращения, например такие: ребенок не ходит в школьной форме и это вызывает конфликты. Но форма определена уставом, поэтому, прежде чем отстаивать какие-то моменты, надо ознакомиться с уставом. И посмотреть, на что школа имеет право, а на что – нет.

Вопрос: Нужно ли его сравнивать с федеральным законом? У нас по форме тоже пришел вопрос от телезрителя: обязан ли ребенок ее носить?

Вера Стребиж: Наиболее грамотный вариант – взять устав школы /копию вам должны предоставить/ и сравнить его с законом об образовании. Если что-то там противоречит, то этот устав не может соблюдаться.

Вопрос: И действия редителей?...

Вера Стребиж: Нужно обратиться к администрации школы для того, чтобы она пересмотрела свой устав на соответствие федеральному закону. Ваша школа – с юридической точки зрения, сама заинтересована в том, чтобы ее устав нельзя было оспорить в суде. И если кто-то из родителей такие моменты подскажет, то здравомыслящий директор /а у нас таковых, все-таки, большинство/, должен воспринять это нормально и даже сказать спасибо, потому что такими моментами, как несоответствие федеральному законодательству, баловаться нельзя, конечно.

Вопрос: Вот вы затронули право на образование… А, например, когда ребенка выставляют из класса – не является ли это нарушением ребенка права на образование?

Вера Стребиж: Ну, когда выставляют ребенка из класса, это проявление слабости учителя. Т.е. учитель не может справиться с ребенком. Это минус для учителя. И - да, ребенок при этом еще и лишается знаний.

Вопрос: Имеют ли право не пускать ребенка в школу, если у него нет сменной обуви?

Вера Стребиж: С учетом того, что это гигиена и чистота, то это даже не нарушение прав ребенка, а забота о его здоровье. Ведь сколько времени дети проводят в школе? Вся грязь, которую приносят на обуви, потом превращается в пыль, и дети бегают, этим всем дышат… Это может привести и к астме. Требование сменки – не является нарушением прав ребенка

Вопрос: Как в принципе обучать ребенка его правам? О чем рассказывать и как?

Вера Стребиж: Безусловно, надо опираться на нормативные акты, но при этом, излагать информацию доступным языком, при этом, очень хорошо приводить конкретные жизненные ситуации в качестве примеров. Желательно преподавать детское право в игровой ситуации, особенно, если в классе работать, то можно проводить ролевые игры. К сожалению, никаких пособий, книг, специальных программ пока нет, но родители, сами изучив эти права, могу проявить свою фантазию.

Ну, и, безусловно, надо ребенку говорить и о том, что все его права имеют и оборотную сторону – обязанности! Чтобы у ребенка все правильно отложилось в голове, нужно уравновесить информацию о правах информацией об обязанностях. Иначе – если мы будем говорить только об обязанностях, мы получим забитого ребенка, который не сможет себя защитить. А, если мы будем говорить только о правах, мы получим манипулятора. Все должно быть уравновешено.

Вопрос: Немножко о правах родителей: сбор денег на ремонт школы в обязательном порядке – насколько это правомерно?

Вера Стребиж: В законе об образовании говорится только о дополнительных платных услугах. Ремонт – это определенная статья финансирования, на него выделяются деньги из бюджетов. Другое дело, когда /уже почти традиционно/ деньги не выделяются, то школы могут просить помощи у родителей. Но требовать деньги на ремонт школы, - это противоречит закону. В уставе школы этого тоже быть не должно.

 Вопрос: Что такое школьный произвол?

Вера Стребиж:Это очень широкое понятие… Это может быть психическое насилие в школе - оказание психического давления: может быть со стороны взрослых, когда не складываются отношения у ребенка с преподавателем. Кстати, довольно часто поступают такие обращения: на уроках учитель оскорбляет ребенка в присутствии других детей. Не обязательно это прямые ругательства, это может быть просто унизительное обращение – все мы знаем, как это бывает. Ребенок после этого и стесняется, и боится и вообще не хочет потом учиться. Бывают ситуации физического воздействия. Такие ситуации разрешаются по-разному: в одних случаях хватает обращения в городское управление образования, в других случаях, приходится заводить уголовные дела. Таких дел – единицы, но они есть… Может быть, когда ребенка третирует группа других детей, тогда дети бояться ходить в школу… Родители вообще должны немедленно реагировать на чувство страха у ребенка перед школой как на симптом! И разбираться, разбираться и еще раз разбираться!

                                          *   *   *

Вопрос: Первый вопрос от телезрителей. Насколько законно разнообразие образовательных программ в разных школах?

Ольга Деникаева: Абсолютно законно. Образовательное учреждение имеет право выбирать, а главное разрабатывать собственную образовательную программу. Замечательно, если школа еще советуется с детьми.

Вопрос: Могут ли возникнуть проблемы при переводе из одной школы в другую, если в дневнике нет какого-либо предмета?

Ольга Деникаева: Кроме образовательных программ, основой единства образовательного пространства является единый государственный стандарт. Если в одной школе отсутствует какой-то предмет - значит, он не является обязательным, это факультатив. На основании его отсутствия в предыдущей школе не может быть отказано в приеме в другую школу.

Вопрос: На каком условии можно сменить школу после первого сентября?

Ольга Деникаева: Естественно, должно быть желание ребенка и его родителей. Для начала нужно написать заявление о приеме в другую школу, объяснить свою позицию и обосновать необходимость перевода. И после положительного ответа забирать документы из той школы, из которой хотите уйти. Школа вправе принимать ребенка независимо от места жительства при условии наличия свободных мест.

Вопрос: Может ли быть основанием перехода в другую школу конфликт с учителем?

Ольга Деникаева: В принципе может быть, это решать родителям.

Вопрос: Существуют ли правила приема в старшие классы или их устанавливает школа?

Ольга Деникаева: Согласно закону, специальных правил приема не существует. Прием осуществляется по личному заявлению родителей, как представителей ребенка. И при переходе на старшую ступень в школе, где ребенок обучался, вообще никаких проблем возникнуть не должно. Если ребенок имеет желание перейти в другое образовательное учреждение опять действует принцип свободных мест, если места есть, то в приеме ребенку отказать не должны.

Вопрос: За что по закону могут исключить из школы? Есть конкретный пример, девочка отказалась отрабатывать в совхозе. За это директор школы предложил родителям написать заявление об исключении?

Ольга Деникаева: Это совершенно недопустимо в соответствии с законом. Основанием для исключения может быть грубое неоднократное нарушение устава школы, либо противоправные действия, зарегистрированные должным образом - в специальном учреждении. Решение об исключении принимается не директором, а органом управления школы, которым является совет школы. Если есть решение совета, если есть основание, если ребенок достиг 14 лет, тогда его могут исключить, во всех остальных случаях можно опротестовать решение.

Вопрос: Неуспеваемость может быть поводом для исключения?

Ольга Деникаева: Неуспеваемость по ряду  дисциплин может являться основанием для того, чтобы решением педсовета предложить родителям повторный курс обучения, либо экстернат, либо переход на форму семейного образования, т.е. принятия мер к тому, чтобы ребенок закончил обучение, а не лишился его вообще.

Вопрос: Еще один вопрос от телезрителей. Ребенок–инвалид обучался на дому. С этого года дом причислили к другому району. Имеют ли право родители требовать продолжения обучения от той же школе, несмотря на то, что дом причислен к другому району?

Ольга Деникаева: В принципе да. На основании того, что ребенок уже обучался в этой школе. А изменения территориальные произошли не по воле семьи. Либо управление образования района должны предложить услуги педагогов той школы, которая приходится по району, по месторасположению дома.

Вопрос: Не секрет, что в России реалии и практика зачастую расходятся с законом. Насколько совпадает практика действия школ в разных ситуациях с законом об образовании?

Ольга Деникаева:  Есть ситуации, которые нельзя квалифицировать как прямое нарушение закона. Однако есть и предметы постоянных разногласий между министерством образования и учредителями школ. Например, ситуация с общегородским набором: когда для ряда образовательных учреждений, как правило, престижных, учредитель не определяет район проживания детей, которые в обязательном порядке могут прийти в эту школу. Как правило, набор в эти учреждения конкурсный, а это – прямое нарушение прав детей, т.к. получение общего образования на конкурсной основе законом не предусмотрено. Но мы понимаем, что слишком много желающих детей попасть в престижные школы, или даже не столько детей, сколько их родителей. И вот эта ситуация постоянна.

Вопрос: Но в случае непопадания в школу по конкурсу, ребенок не лишается возможности пойти в стандартную школу?

Ольга Деникаева: Нет. Все конкурсные мероприятия проводятся значительно раньше. Это, как правило, май-июнь, т.е. у родителей остается время определиться с выбором школы в случае неудачи.

Вопрос: Многие зрители интересуется, в какие инстанции нужно обращаться, если они подозревают школу в нарушении прав?

Ольга Деникаева: Проконсультироваться или опротестовать действия образовательного учреждения родители могут, обратившись к учредителю – это городское управление образования либо районное - для жителей сельской местности. Если нет такой возможности, можно обратиться в областное министерство образования.

Вопрос: Насколько быстро рассматриваются подобные заявления?

Ольга Деникаева: Если заявление содержит информацию, указывающую на некую психическую угрозу, насилия над детьми, то рассматривается в течении трех дней. Если это иные вопросы, то срок увеличивается до 30 дней. В течении 30 дней мы даем ответ на любой вопрос.

Вопрос: Насколько сейчас серьезно относятся в управлении образования к психическим угрозам для детей?

Ольга Деникаева: Очень серьезно. Мы никогда не оставляем без внимания такие вопросы. Даже в тех случаях, когда заявление не подписано. Мы стремимся проверить некоторые факты. Вопрос психического насилия очень сложно фиксируется юридически, наверно вы догадываетесь, как сложно доказать, что учитель оказывает давление на ребенка. Поэтому мы, как правило, коллегиально рассматриваем подобные вопросы. Составляется комиссия, если необходимо - независимая - включающая специалистов.

Вопрос: Насколько часто поступают такие обращения?

Ольга Деникаева: К радости нашей, не так часто. В течении года может быть не чаще чем раз в месяц. С другой стороны, учитывая динамику по сравнению с прошлыми годами, родители гораздо лучше стали знать права своих детей и гораздо тщательнее их защипать. Это положительная тенденция.

Вопрос: За какой помощью чаще всего обращаются в министерство образования?

Ольга Деникаева: В письменном виде чаще всего обращаются именно за разъяснениями различных вопросов, касающихся защиты прав детей. За разъяснением механизмов: как добиться соблюдения прав ребенка сотрудниками школ, как реализовать, как защищать. То есть, словосочетание "права детей" перестало быть для родителей пустым звуком.

Свои вопросы Школьному Советнику задавайте на e-mail sovetnik@ermaktv.ru, или звоните на телекомпанию Ермак в Екатеринбурге: (343) 3-777-007 с 10-ти до 17-ти по будням.

Программа "Гость Дня" из серии "Школьный Советник" выходит в эфир по вторникам и четвергам, в 21.00 (в Екатеринбурге) на телекомпании Ермак.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС