21 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Можно ли повернуть нефтяные реки вспять?

Цена на бензин в 2004 году выросла на 40%, солярка подорожала на 56%. За два последних года цена на топливо почти удвоилась - суммарный рост составил 88%. Удивительно, как при таких цифрах профильным министрам удается втиснуть официальную инфляцию в норматив удвоения ВВП и доложить президенту, что ее удалось удержать в заявленных 11-12%. Впрочем, речь сейчас не об этом. Большинству автомобилистов, выехавших с протестом в середине февраля на улицы разных городов России, официальные показатели инфляции "до лампочки", а про удвоение ВВП они знают лишь приблизительно /хотя понятно, что это что-то очень хорошее/. Зато эти люди хорошо понимают, насколько тяжелым грузом сегодняшняя стоимость бензина ложится на семейный бюджет или на расходы предприятия, которое не может существовать без транспорта. Или на то и на другое. Всероссийская акция протеста автомобилистов прошла быстро и ярко, как вспышка. Удивительно, что эту вспышку заметила власть и даже незамедлительно отреагировала на нее. Вопрос теперь в том, что будет дальше.

География народного негодования оказалась предельно широкой: транспортники России вышли с протестом во всех часовых поясах - от Карелии до Владивостока. Причем свое негодование демонстрировали далеко не самые бедные территории – в Санкт-Петербурге вышло около тысячи автомобилистов, а в разных районах Москвы состоялось аж восемь санкционированных митингов. Урал, правда, в этом смысле оказался одним из самых апатичных – здесь автомобилисты или вовсе не выходили на улицы, или власти им не давали санкций на проведение митингов. Тем не менее, в той или иной форме протест проявился по всей стране.

Власти могли отреагировать на это по-разному. Могли вовсе не заметить, акция ведь предупредительная, никто пока из-за высоких цен на бензин федеральные трассы не перекрывает и Белый дом не штурмует. Максимум, чем это могло грозить – пробки на дорогах, так они и так каждый день есть. Могли выслать ничего не значащего делегата пообщаться с группой недовольных, расплыться общими словами, про то, что цены диктует рынок, а мировой рынок, как известно, растет, баррель неуклонно дорожает. Но не случилось ни того, ни другого. К протестующим вышел первый вице-премьер российского правительства Александр Жуков и узрел в корень. Жуков признал, что между нефтяными компаниями существует сговор, благодаря которому два последних года цены на нефтепродукты растут без остановки. Правда, как следует из слов Жукова, то что правительство об этом знает, не меняет ничего: "сговор есть, но действующее законодательство не позволяет доказать это, а если и удается, то штрафные санкции за него невелики".

По российскому законодательству максимальное наказание за самое злостное антимонопольное нарушение составляет $15 тысяч, в то время как за рубежом аналогичная кара достигает 2% от оборота компании, а это уже сотни миллионов долларов. Жуков пообещал протестующим, что и российское антимонопольное законодательство в скором времени станет более жестким, а "антимонопольщики" действительно будут реальной силой, контролирующей ценообразование. Это все, что было сказано по сути, видимо, такова концепция правительства по уменьшению цен на топливо.

Если это действительно так, то можно поспорить, что остановки роста цен, а тем более их возврата к уровню 2002 года, правительству добиться не удастся. Сговор 5-6 крупнейших российских нефтяных компаний действительно доказать практически невозможно и даже если ужесточение антимонопольного законодательства произойдет, то нефтяники найдут способ поднять цены так, чтобы и при новых законах ничего доказать было невозможно. Это дело техники и грамотных юристов, которых у нефтяных компаний, быть может, даже больше, чем в антимонопольной службе.

Одним словом, Жуков предлагает бороться со следствием, в то время как дело в причинах. Нефтяная отрасль – одна из тех, кого 15 лет назад новая либеральная российская власть полностью отпустила на вольные хлеба. Оставив себе лишь совсем небольшую, по сравнению с крупнейшими компаниями, Роснефть, да монополию на нефтепроводы. Реформаторы тех времен утверждали, что государственное вмешательство здесь неуместно, рынок все отрегулирует, установит справедливые тарифы, позволит развиться нефтяным компаниям. С последним пунктом все получилось – нефтяные компании развились и сравнялись по капитализации со средними мировыми представителями отрасли. А вот с остальным промашка вышла. Рынок отрегулировал лишь желание российских нефтяников максимально приблизить внутренние цены на топливо к европейским, чтобы прибыль была повыше. А по поводу справедливых цен после официального заявления Жукова о сговоре и вовсе сказать больше нечего.

Погоня за либерализмом обернулась тем, что Россия, увлекшись то ли красивой идеей, то ли "откатом" за ее реализацию, обогнала самые либеральные экономики мира. И в первую очередь это коснулось "нефтянки". Опыт других нефтедобывающих стран мира показывает, что государство никогда полностью не выпускает рычаги управления отраслью из своих рук. Крупнейшая нефтяная компания страны, как правило, принадлежит государству, а внутренние тарифы существенно отличаются от мировых цен. Америка, крупнейший в мире проповедник либеральных ценностей, установила для своих граждан одну из самых низких в мире цен на бензин. И это при том, что основная доля нефти поступает в Штаты из-за океана.

Россия перестаралась. И, если у власти действительно есть желание сделать жизнь своих граждан менее тяжкой и не иметь вслед за прошедшей предупредительной акцией протеста более масштабных недовольств, ей придется сделать несколько принципиальных шагов. Причем шаги эти будут в направлении "назад". А именно – к усилению госрегулирования в нефтяной отрасли, к созданию схемы вроде "газпромовской". Конечно, в руках государства не будет сконцентрирована такая же пропорция нефтяных добывающих активов, какую оно имеет по газу, поскольку это уже чревато открытой войной с нефтяным бизнесом, тем не менее, свою долю, роль и влияние в отрасли государство должно заметно увеличить. Доля и так уже заметно выросла, благодаря присоединению "Юганскнефтегаза" к "Роснефти", а вот роль и влияние придется наращивать за счет других механизмов. В частности, установления контроля над внутренней ценой на нефтепродукты, скажем, через федеральную энергетическую комиссию, которая должна будет вычислить реальную себестоимость бензина в отдельно взятом регионе и установить норму прибыли для нефтяников на внутрироссийском рынке.

Очевидно, что провести эту работу будет совсем не просто. В первую очередь из-за отчаянного сопротивления нефтяников. В том, что оно будет, не сомневается никто, включая людей, знающих эту систему изнутри. "Беда не в том, что нефтяную отрасль передали в частные руки, а в том, что люди, получившие несметные богатства, создали государство под себя и продиктовали законы, которые позволили им манипулировать ценами. Нефтяной бизнес стал намного выше государства, - заявил в одном из последних интервью председатель Комитета по энергетике транспорту и связи Госдумы РФ Валерий Язев.

Для государства, кстати, сейчас вполне подходящая ситуация, чтобы успеть сделать это. Пока весь крупный, в том числе нефтяной, бизнес стоит навытяжку под домокловым мечом пересмотра налоговых выплат за последние четыре года. Это весьма важный в данном случае рычаг сдерживания бизнеса от резких движений против власти, который в скором времени может исчезнуть. "Сейчас предлагаются поправки в Налоговый кодекс, позволяющие совершенно четко очертить компетенцию налоговых органов, процедуру налоговых проверок, чтобы налогоплательщик точно знал, в каких пределах действуют чиновники и каким образом они применяют налоговое законодательство", - сообщил накануне помощник президента Игорь Шувалов.

А кроме того, действия по обузданию нефтяников, совершенные якобы в ответ на народный протест, серьезно помогли бы власти реабилитироваться за проваленную монетизацию. Другой вопрос – захочет ли, решится ли?

Дальнейшее развитие этой ситуации станет индикатором и еще для одного очень важного процесса. Совсем уже не за горами приватизация российской энергетики, где складывается до дежа-вю схожая ситуация, где уже выстроилась очередь из желающих приобрести электростанцию по сходной цене и где идеолог либерализации рынка электроэнергетики все тот же, что и у абсолютной приватизации "нефтянки" – Анатолий Борисович Чубайс. Помимо реформирования РАО ЕЭС он сейчас активно занимается и тем, что налаживает связи с зарубежными рынками, чтобы можно было неплохо зарабатывать, продавая избытки электроэнергии за валюту.

Помнится, совсем недавно российские потребители испытали временный дефицит топлива, в связи с тем, что наши нефтяники на волне резкого повышения мировой цены на нефть начали по максимуму гнать свою продукцию на экспорт. Про внутренний рынок в ажиотаже забыли. Потом, правда, вспомнили. Чтобы поменять ценники на всех своих бензоколонках.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС