Чубайса отправили в уголь
Казалось бы, мировой опыт подсказывает: да, надо переходить на уголь – мировые державы уже сделали свой выбор. Однако стоит учесть, чем этот выбор обусловлен. Дело в том, что на промышленно развитые страны, которые, по сути, являются основными потребителями, приходится лишь около 9% природного газа. В России - около 30% мировых запасов. А вот по углю те же США стоят на первом месте (25,1%). Россия – на втором (15,9%), Китай – на третьем (11,6%). Зато Китай занимает первое место по производству угля, в то время как Россия находится лишь на пятом. Между тем, как известно,
энергобезопасность любой страны тесно связана с тем, откуда поступает топливо для генерирующих мощностей – из карьеров/скважин страны, или из-за рубежа. Вспомним, например, страны Южной Америки, которые не только избегают импорта топлива, но и свои компании стремятся национализировать, или хотя бы избавить от иностранных совладельцев. |
Очевидно, что "подсаживаться" на "топливную иглу" не хочет никто. Однако, газ на данный момент выгоднее и экологически чище – именно в этом и кроются ответы сразу на два вопроса: почему зарубежные страны все же покупают газ за рубежом, хоть и генерируют большую часть на угле, и, соответственно, почему Россия может добиваться статуса мирового лидера, в том числе и экономическими мерами – на это газа у нас хватает.
До середины 80-х, кстати, перехода на газ в качестве основного топлива для генерации в России не планировалось. Была лишь взята так называемая "газовая пауза" с тем, чтобы дать время энергетикам и ученым разработать более эффективные, экономичные и экологически чистые методики для использования в качестве основного топлива именно угля. Планировалось, что эта "пауза" составит около 15 лет. Однако реформы и прочие потрясения фактически поставили крест на этих работах. |
То, что успели разработать, так нигде в России толком и не было внедрено.
Однако спустя практически 30 лет к этой проблеме приходится возвращаться, вспоминать "хорошо забытое старое". Проблема номер один – это нарастающий из года в год дефицит газа в стране. Его добыча практически не растет в последние годы и к 2020 году его дефицит, по прогнозам экспертов, может составить до 200 млрд. куб.м. Проблема номер два – это цена топлива. Если еще несколько лет назад газ был самым дешевым топливом в нашей стране, то уже сейчас его стоимость сравнима с углем, а затем, ожидается, и вовсе резко уйдет в отрыв.
За газ не жалко три цены?
"Газпром", напомним, уже не первый год заявляет о том, что газ в России сильно недооценен и поставки на внутренний рынок для него убыточны. А безубыточные продажи, утверждают в концерне, возможны лишь при существенном росте тарифов, поэтому, в условиях, когда цену газа диктует Федеральная служба по тарифам, монополист выступил с идеей создания свободного рынка. Население и бюджетные организации либерализация не затронет, отменить регулирование тарифов "Газпром" считает нужным только для промышленности. А основной потребитель газа, заметим, это электроэнергетика (37%), на втором месте - население (15%), затем ЖКХ (10%), химическая промышленность (7%) и металлургия (6%).
По экспертным оценкам, стоимость газа на свободном рынке в России к 2010 году может вырасти до $80 за 1000 кубометров, для сравнения, сейчас она составляет в среднем $42. Фактически двукратный рост. Но и это еще не предел. |
Недооцененной стоимость потребляемого внутри страны газа в "Газпроме" считают лишь по той простой причине, что на экспорт, к примеру, в Европу "голубое топливо" поставляется сегодня по цене $300 за 1000 кубометров, а для российских потребителей государство цены продолжает сдерживать. Хотя, заметим, эксперты скептически оценивают главный аргумент "Газпрома" в пользу отмены регулирования тарифов для промышленности, о чем мы уже писали.
Так вот,
в настоящее время в российской энергетике сложилась парадоксальная ситуация. Основной вид топлива для электростанций - газ, однако его уже начинает не хватать. |
"В стране уже возникает реальный дефицит газа. У нас сегодня – не в декабре, а в июне – уже введены масштабные ограничения по газу на многих наших электростанциях. В июне! Такого я не припомню за 8 лет своей работы в РАО ЕЭС", - недоумевал глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. И ради увеличения поставок топлива со стороны "Газпрома" энергетики готовы пойти даже на резкое увеличение цен на него: "В этом году мы вступаем в осенне-зимний период в условиях небывалого роста электропотребления, который в целом по стране достигает 4,6%, а в отдельных регионах превышает 8-10%. Основная нагрузка по обеспечению прироста электропотребления ложится на тепловые станции РАО "ЕЭС России". За 9 месяцев выработка тепловых электростанций увеличилась на 8%. Естественно, в этой ситуации необходимо на 8% увеличить объем потребляемого газа. Этого нет, - заявлял Чубайс, - Приходится увеличивать выработку на тепловых станциях, замещая газ углем, и, что совсем катастрофически, мазутом. "Катастрофически" - по целому ряду составляющих, начиная с экологической, и заканчивая экономическим обоснованием. Электростанции РАО "ЕЭС России" покупают мазут по ценам, которые эквивалентны цене газа в $185 за тыс. м куб. Очевидно, что в таком виде ситуация с топливом не может сохраняться долго. Очевидно, что она должна быть полностью, радикально пересмотрена".
По некоторым данным, РАО ЕЭС предлагает ввести трехуровневую систему, согласно которой регулируемые цены на газ должны составить $80 за 1000 куб. м, сверхлимитные - в районе $125 за 1000 куб. м и свободный рынок, где цены не будут ограничены. "Прежде всего, нам нужен не рынок газа – нам нужен собственно газ. Нам нужен газ, которого нам крайне не хватает. Программа на 21,8 ГВт новых мощностей, по нашим оценкам, означает необходимость прироста объема потребления газа на 23 млрд. кубометров. Эти 23 млрд. получить будет крайне непросто. Мы начали переговорный процесс с Газпромом. Он движется непросто, но движется. В моем понимании, вопрос создания рынка газа в России не просто назрел, а уже перезрел. Ситуация в этой сфере абсолютно неправильная, если не использовать более жесткие термины. Картина, при которой вот этот кубометр называется "лимитным", а вот этот – "сверхлимитным" (и, соответственно, более дорогим), причем неясно, где кончается один и начинается другой, – это абсолютно кривая картина, продуцирующая коррупцию. Мы понимаем, что в силу этой ситуации нынешняя цена на газ занижена. И мы, как ни странно это слышать от Председателя правления энергетической компании, выступаем за радикальное повышение цены на газ. Считаем темпы, которые взяты на будущий год, – 15% роста цен на газ– минимальными. Есть и другая концепция – выделить часть лимитов газа собственно на рынок. Или ускорить повышение цены газа, доведя ее до энергетических тарифов, и так далее". И если предложения по газу будут приняты, то РАО ЕЭС будет просить о повышении тарифов на электроэнергию на 23-25%.
Итак, ради увеличения поставок газа энергетики готовы пойти даже на резкое увеличение цен на него. Однако как отмечает Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж",
потребление электроэнергии в стране будет расти быстрыми темпами и дальше, но при этом добыча и, соответственно, поставки газа не смогут расти такими же темпами. |
"Таким образом, необходимо искать либо другие виды топлива, либо стимулировать развитие газодобычи", - говорит эксперт. А аналитик ИК "Финам" Семен Бирг напоминает, что в Европе цены на газ растут опережающими темпами, поэтому им уже приходится диверсифицировать топливный баланс. Техническая же политика РАО ЕЭС, наоборот, предполагает развитие газовой генерации, недоумевает он.
Кроме того,
газа, по оценке специалистов, в России хватит в лучшем случае на 70-80 лет, в то время как угля - на 770 лет. А для развития газодобычи, заявляют в "Газпроме", необходимо либерализовать газовый рынок - это приведет к резкому увеличению стоимости "голубого топлива", как следствие, электроэнергии и затем в резкому росту инфляции, |
предупреждает Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж". Чего правительство, впрочем, допустить не может. Поэтому более вероятным, считает эксперт, является строительство электростанций, работающих на другом виде топлива - в первую очередь, на попутном газе (это в основном маломощные аппараты, обслуживающие нефтяные промыслы и близлежащую территорию), а с учетом заплнированного роста цен на газ - угольные электростанции смогут значительно улучшить свою рентабельность.
Угольной генерации дорогу?
Ситуация непроста, потому что
при существующих ценах на электроэнергию, которые также регулируются государством, строительство угольных блоков совершенно невыгодно экономически. К тому же угольные блоки имеют низкий КПД, и у них высокий процент вредных выбросов, много золы и шлака. Их эксплуатация требуют транспортной инфраструктуры, строительства золоотвалов и т.д. |
Иными словами, в настоящее время угольные станции экономически не выгодны и экологически неблагополучны, хотя передовые разработки и помогают решить эти проблемы. "Сейчас доля угля в структуре топливного баланса электростанций РАО составляет 24,6%, в то время как доля газа - 68% (остальное приходится на ГРЭС и АЭС). Современные угольные блоки обходятся дороже на 20-30%, чем блоки на основе парогазовых технологий. В настоящее время использование газа в качестве топлива на электростанциях обходится в 1,5 раза дешевле, чем использование угля, при аналогичной выработке электроэнергии. Таким образом, тип потребляемого топлива оказывает существенное влияние на рентабельность деятельности предприятий", - отмечает аналитик ИК "Финам" Семен Бирг. "Энергоблоки, работающие на угле, в настоящее время приносят много проблем - низкий КПД, большое количество отходов и высокая экологическая опасность. Еще одной проблемой угольных электростанций является настройка на строго определенный вид угля (например, Рефтинская ГРЭС может работать лишь на Экибазстузском угле)", - продолжает Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж". Для решения этих проблем, необходима разработка или приобретение за рубежом новых технологий, и большие затраты на строительство и модернизацию угольных энергоблоков. "Учитывая недостаток инвестиций в энергетику без вмешательства государства не обойтись. Причем это может быть как законодательные решения, направленные на привлечение частных инвестиций в отрасль (механизм гарантирования инвестиций, либерализация рынка электроэнергии), так и прямые инвестиции", - считает эксперт.
О том, что к проблеме замещения газа другим видом топлива наконец должно повернуться лицом не только РАО ЕЭС, но и государство, заявляют и сами энергетики. Так, генеральный директор ОАО ОГК-1 Владимир Хлебников уверен, что именно уголь может стать главной альтернативой газу в самом недалеком будущем. "Я берусь утверждать, что именно уголь может стать главной альтернативой газу в самом недалеком будущем. Это давно поняли во многих развитых странах, где активно развивают экологически чистые и весьма эффективные угольные технологии (КПД до 60 %) и постепенно увеличивают процент угольной генерации (в США и в Германии – больше 50%, а в Польше – 96%). Что касается цен на газ и уголь, то по прогнозам экспертов уже в следующем году они сравняются, а затем цены на газ стремительно уйдут в отрыв – к 2020 году уголь будет, чуть ли не вдвое дешевле. Кроме того, современные технологии ориентированы на использование низкосортного топлива, например бурого угля, а его у нас значительно больше, чем "проектных" углей, да и цена намного ниже. С помощью современных технологий успешно решаются экологические проблемы угольной генерации: скажем в США строится станция на угле с нулевым уровнем выбросов и отходов". По его словам, переход на такие технологии, даже в небольшой части генерации может принести существенный экономический эффект.
На модели управления мощностями, которая сейчас разрабатывается в ОГК-1, были сделаны предварительные расчеты. Так
увеличение доли угольной генерации на станциях РАО ЕЭС с 15 до 28% даст холдингу годовую экономию в районе $9 млрд, а увеличение процента электроэнергии вырабатываемой на угле в ОГК-1 на 15% дает компании дополнительную прибыль 24 млрд.рублей в год. |
В ОГК-1 ставку делают на высокотехнологичные решения в выборе оборудования для новых мощностей. В ближайшие годы Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии (ОГК-1) планирует реализовать инвестиционную программу, оценивающуюся в 69 млрд руб. Практически все инвестиционные проекты входят в перечень приоритетных проектов РАО "ЕЭС России". В ближайшие пять лет это подразделение планирует ввести более 2000 МВт генерирующих мощностей на пяти ГРЭС, входящих в энергосистему Урала
Например, Верхнетагильская ГРЭС расположена в Свердловской области, в одном из самых энергодефицитных регионов страны. С начала своей работы Верхнетагильская ГРЭС выработала более 430 млрд. кВт.ч.
Генерирующие мощности Верхнетагильской ГРЭС равномерно распределены между собой по видам топлива: электростанция может работать на газе или угле. В итоге возможность соблюдения топливного баланса на Верхнетагильской ГРЭС делает ее уникальной электростанцией.
Тенденция роста стоимости природного газа и опыт ограниченных поставок газа прошедшей зимой в период максимально низких температур привели к необходимости разработки вариантов быстрого перехода на другие виды топлива в случае неожиданного ограничения поставок или роста цен. |
Одним из пунктов инвестиционной программы ОГК-1 является строительство на электростанции энергоблока мощностью 300 МВт с котлом ЦКС. Технология циркулирующего кипящего слоя, которая будет использоваться на новом блоке, более дорогостоящая по сравнению с традиционными технологиями, но более экологична и позволяет использовать в качестве топлива уголь Богословского, Веселовского и в дальнейшем других разведанных месторождений Уральского региона.
В целом ОГК-1 планирует увеличить угольную составляющую в топливном балансе компании с 10,5% до 35%. Сегодня доля угля в топливном балансе ОГК-1 составляет 10,5%, то есть на угле вырабатывается 4,9 трлн кВт.ч. За счет модернизации своих станций ОГК-1 в перспективе рассчитывает повысить КПД угольных энергомощностей с 35% до 46%, газовых - с 36% до 56%, что позволит сократить расходы на топливо с нынешних 64,5 млрд руб. до 40,1 млрд руб. Обеспокоенность у руководства, правда, остается.
Руководитель Центра инвестиционных проектов ОГК-1 Андрей ТихоновВ стране не хватает газа и это факт. На наших станциях в летний период была недопоставка газа и есть мнение о том, что в дальнейшем темпы роста цен на газ будут опережать темпы роста на уголь, если мы перейдем к открытому рынку - уголь сейчас торгуется в стране по коммерческой цене, а цены на газ жестко тарифицируются. Если мы говорим о перспективе, может быть целесообразно строительство угольных блоков в виду опережающих темпов роста цен на газ. Тем более, что в нынешних условиях строить газовые блоки, если они не обеспечены газом, тоже достаточно проблематично. Мы на Каширской станции под Москвой сейчас не можем построить еще один газовый блок, у нас физически нет топлива. Это основная идея, хотя, повторюсь, с экономической точки зрения строительство угольных блоков сейчас достаточно проблематично, потому что КПД у них ниже, удельные капвложения выше, и достаточно сложная инфраструктура по подаче топлива и экологические аспекты. Проблема в том, что согласно технической политике РАО ЕЭС, блоки угольные должны иметь достаточно высокий КПД, а таких технологий в России практически нет. У нас в планах строительство угольного энергоблока на Верхнетагильской ГРЭС и мы вынуждены рассматриваем варианты поставок импортного оборудования.
Однако есть в России и примеры перехода на современные технологии в угольной генерации не в планах, а в реальности. Так, в ОГК-5 на одной из крупнейших в стране Рефтинской ГРЭС, работающей на угле, внедряется современный экологический проект, основанный на лучших импортных технологиях, стоимостью $241 млн. Как рассказал Накануне.RU руководитель пресс-службы ОГК-5 Сергей Караулов, в компании принята программа реконструкции системы золошлакоудаления на Рефтинской ГРЭС, рассчитанная до 2010 года. Дело в том, что существующий гидрозолошлакоотвал Рефтинской ГРЭС в ближайшие годы будет полностью заполнен. Планируется, что новый проект сможет улучшить экологическую обстановку в районе размещения станции. К тому же, новая система позволяет избежать расширения золоотвалов и сверхнормативного водопотребления ГРЭС, а срок заполнения нового золоотвала может составить не менее 36 лет. "Проект ориентирован на использование современных мировых технологий раздельного отбора, транспортировки и отгрузки золы и шлака по группам фракций в сухом виде, а также складирования их невостребованной части экологически приемлемым способом, - рассказал Сергей Караулов, - Необходимо отметить, что сухие фракции золы и шлака сегодня активно используются в строительной индустрии при производстве современных строительных материалов". Что же касается вопроса замещения газа на уголь, в ОГК-5 заявляют, что в компании сбалансированный топливный портфель - 50% уголь и 50% газ, поэтому изменять эти пропорции не планируется.
Несмотря на все споры, видно, что в ситуации, когда газа уже не хватает, и пессимистичные прогнозы отличаются от оптимистических лишь темпами предсказанного роста дефицита топлива, очевидно: вопроса переходить ли с газа на уголь, уже нет. Вопрос в другом: как сделать это дешевле? Времени на то, чтобы ждать отечественных разработок, увы, уже нет. Так что, видимо, придется покупать технологии из-за рубежа. Но это не значит, что должны быть прекращены отечественные исследования, более того, коль скоро они стали так актуальны – их нужно усилить, иначе уже сложно будет говорить о России как об "энергетической сверхдержаве". В конце концов, это подразумевает не только наличие топлива для энергогенерации, но и способность страны как минимум обеспечить свои потребности, не говоря уже об экспорте. А реальность такова, что свои потребности за счет газа обеспечить уже не получается.
Оксана Короткова, Алексей Остапов