Украина. Кризис долгих компромиссов
Политический кризис на Украине, дошедший, казалось бы, до точки кипения очень мирно разрешился подписанием совместного заявления. После семичасового марафона переговорщики - президент Виктор Ющенко, премьер Виктор Янукович и спикер Александр Мороз уверенно назвали дату досрочных выборов в парламент - 30 сентября. Казалось бы, все вздохнули спокойно. Партия регионов свернула палаточные городки в центре Киева, не дойдя до украинской столицы, возвратились в казармы внутренние войска МВД. Да и нехарактерная для этого периода времени жара на улице сменилась похолоданием и ночными грозами.
На фоне происходящих событий, когда все дышит предчувствием взрыва и осталось бросить спичку, почему-то остались в стороне мнения других участников выборов. Юлия Тимошенко, накануне настаивавшая на выборах исключительно в летние месяцы, как-то неестественно для себя, сохраняет молчание по поводу даты перевыборов. Спикер Александр Мороз, в присущей ему манере, говорил, что досрочные выборы не лучший вариант выхода из кризиса. А что – лучший, не совсем понятно. Зато большинству людей ясно, что политики – это такая категория граждан, которая в мире жить не будет. И в этом ключе, опрошенные нами эксперты и политологи оказались солидарны с простыми украинцами.
"Кризис не завершится до тех пор, пока будет действовать конституционная реформа, которая, в свою очередь, не устанавливает четких взаимодействий между ветвями власти",- говорит политолог, директор Международного института демократий Сергей Таран. По его мнению, нынешний кризис в политической жизни лучше охарактеризовать, как временный, причем результат договоренностей возник благодаря тому, что стороны устали от взаимноистязающего противостояния.
"Из-за того, что четко не прописаны взаимоотношения между президентом и премьером подобные кризисы в дальнейшем не исключены",- говорит Таран.
Действительно, после первых-вторых переговоров, когда Виктор Ющенко и Виктор Янукович закрывались на два-три часа в секретариате президента, журналистам приходилось лишь догадываться по выражениям лиц переговорщиков о результатах встречи. Любой знак - будь-то частый приезд-отъезд премьера из президентской канцелярии, вышел ли он хмурым, или отвернулся в сторону, будет ли кто-то говорить от лица двух Викторов или нет - все работало на сенсационность догадок в репортерских умах и рейтинги вечерних телерепортажей. Только не было самого главного – результата. Казалось, что этой истории не будет конца – до сих пор неизвестно, о чем так долго и так ли долго могли говорить за одним столом два политика. Но все случилось крайне неожиданно - в четыре утра, на праздник Троицы, после семи часов разговоров Ющенко сообщил о дате перевыборов, Янукович ее подтвердил. Приглашенный на встречу Мороз молчал. Все говорило о праздничной идиллии, если бы ровно, через 48 часов снова все не началось сначала.
По мнению эксперта Виктории Савостьяновой из института им.Горшенина "договоренности между президентом, премьер-министром и спикером довольно хрупкие". "Тем более, что две партии из коалиции против выборов. Социалистическая и коммунистическая партии могут попытаться саботировать голосование по пакету
документов, необходимых для проведения досрочных выборов. Таким образом, коалиции необходимо улаживать внутренние разногласия, поэтому подобная договоренность с президентом дает им своего рода тайм-аут. Скорей всего, за это время коалицианты будут искать новые пути влияния на президента Ющенко", - говорит Виктория Севостьянова.
Действительно, голосование в Верховной Раде, на котором парламентарии приняли бы все необходимые поправки к нормативной базе для проведения досрочных выборов, так и не завершилось в строго отведенные дни – 29-30 мая. С кем не бывает! Опоздали… или не захотели? Точную причину назвать никто не возьмется, но сразу же после примирительных переговоров накануне Троицы, стороны в очередной раз нашли причины для обвинений друг друга.
По странной случайности наивный поход нового начальника управления госохраны, подконтрольного президенту, Валерия Гелетея в конституционный суд, который, в свою очередь, подозревается в том, что может принять решение о легитимности указов президента не в его пользу, спровоцировал волну недовольства со стороны Партии регионов. По совершенно странной случайности Валерий Гелетей искал в конституционном суде посторонних лиц, которые могли как-то повлиять на решение КС (про себя оптимистически отметим - может ли что-то в этом мире повлиять на решение судьи даже из Н-ского уезда, кроме как Закон?). И, конечно, по совершеннейшей случайности это все произошло на второй день после переговоров "троицы" - в лице президента, премьера и спикера, которые сняли напряжение в обществе, а больше всего – в политикуме. Но если не верить в случайности в политике, то, что произошло в КС, по-видимому, было спланировано. Кем – понятно. Для чего? Возможно, кто-то из "троицы" не совсем уверен в том, что переговоры по стабилизации ситуации в стране завершились, как ему того бы хотелось. И по-видимому, план удался!
В то же время завершившийся переговорный процесс между премьером и президентом, являвшийся острием политического кризиса в стране, по мнению политолога Владимира Калуги, "однозначно нельзя назвать исчерпанным или завершенным".
"Есть несколько моментов, ставящих под сомнение даже намек на завершение кризиса. Во-первых, механизм, к которому прибегли втянутые в конфликт активнодействующие стороны, позволяет лишь приостановить эскалацию конфликта. А также временно завуалировать сам кризис. Потому что ставший со времен Горбачева столь популярный в обиходе, сколь и непонятный для большинства термин "компромисс", указывает, прежде всего, на состояние очень неустойчивого равновесия",- утверждает он.
Политолог не исключает, что исходя из человеческой природы, точнее человеческого несовершенства, найдутся десятки тех, кто будет считать политический кризис на данный момент завершенным. Особенно, если при этом будет считать деньги, назначение которых "просветить" сознание "глаголющих истину" или дающих экспертную оценку на всеуслышание всего честного народа. Надо сказать, что в данном вопросе ни у кого сомнений и не возникало.
"История ничему не учит коалицию, они и дальше думают, что все решают деньги",- сказала накануне Юлия Тимошенко о $120 миллионах долларов, которые гуляют в кулуарах верховной Рады и ждут времени, как попасть в карманы к особо нестойким депутатам парламента. Цена вопроса – отозвать заявления о выходе из фракций народными избранниками от оппозиционных БЮТ и Нашей Украины, и таким образом снять с повестки дня вопрос о роспуске парламента. По украинскому законодательству в случае, если 150 народных депутатов сдают свои мандаты, это приводит к роспуску парламента.
Юлия Тимошенко уже подсчитала, что в данный момент около 170 депутатов из фракций БЮТ и Наша Украина написали заявления о выходе из фракций, а это де-юре можно считать сложением депутатских полномочий.
Бегло и грубо прикинув, получаем, что из 170 человек нужно купить 21, чтобы сдавших свои мандаты, а заодно и служебные квартиры, и машины – было 149, на одного меньше, чем необходимо для роспуска парламента. $120 млн делим на 21, получаем чуть больше $5,7 миллионов на человека. Понятное дело - кому больше, кому – меньше. Но если делить по-братски на всех одинаково, то выходит вполне реальная сумма, отождествляемая со слухами о том, что, нажав всего лишь кнопку при голосовании по ключевым вопросам, депутат может получить несколько миллионов долларов. |
К сожалению, мы, наверное, никогда не узнаем имена тех героев, кто отказался от таких денег. К тому же и Юлия Тимошенко не сказала, есть ли уже такие, кто не смог удержаться от предложения заработать пару миллионов у.е. за пять минут. Зато она поблагодарила руководителей государства, которые договорились по вопросу о внеочередных парламентских выборах и сняли напряжение в обществе, и которые дали возможность Украине работать.
"По большому счету, соглашение относительно досрочных выборов 30 сентября можно считать уступкой со стороны Ющенко. При этом оппозиции не остается ничего другого, кроме как согласиться с президентом, поскольку для оппозиции обвинять президента в проигрыше означает признать свой проигрыш",- подчеркивает эксперт Севастьянова.
Значит, напряженность все же не снята?
"Основной же причиной конфликта, безусловно, явлеятся, с одной стороны, жажда к власти и наживе, присущая практически всем без исключения втянутым в конфликт представителям социально-экономической (политической у нас практически нет) элиты",- раскрывает причины кризиса политолог Калуга. По его словам, именно поствыборная ситуация даст достаточно информации о том, изменилось ли нечто в сознании большинства населения, сформировались ли условия для появления реальной политической и по состоянию дел национальной элиты. "Или все же общество окажется у разбитого корыта. А политические реалии будут говорить о назревании новых, возможно более разрушительных конфликтов, нежели нынешний",- предрекает политолог.
Еще стоит отметить, что нынешний кризис по оценкам экспертов был самым урожайным для его участников. Как заметил на одной из пресс-конференций Сергей Таран, спонсоры нынешнего проправительственного Майдана потратили на его содержание до $73 миллионов. Причем, большинство денег ушло именно на гонорары для простых украинцев, стоящих на площади за своих политических лидеров. Каково бы ни было к ним отношение у киевлян, но если эти деньги попали непосредственно в карман простому украинцу из далекого села, уже только это радует. Вон продали Криворожсталь за более, чем $4 миллиарда, а написать примитивную статью расходов, куда пошли деньги, даже без конкретики – сколько, почему-то не удосужились.
"Именно низкая, очень низкая политическая культура и еще более бедное политическое сознание подавляющего большинства населения, а также тех, кто считает себя политиками, привела к нынешнему кризису. И этот кризис может оказаться рубежным: либо больной народ, нация найдет в себе желание и силы бороться за собственное выживание, либо в морг,- предрекает один из вариантов дальнейшего развития ситуации Владимир Калуга.
"Все без исключения политики и, в первую очередь, те силы, которые делали конституционную реформу, нынешние политические партии демонстрируют уверенность в своей правоте, но не предлагают конкретные программы развития общества и преодоления кризиса",- продолжает политолог Сергей Таран. В то же время он не видит ничего необычного в том, что оппозиционные силы, ратующие за перевыборы как можно скорее, не оттягивая время до осени, вдруг резко согласились на проведение выборов осенью.
"Они пошли на компромисс, но и представители правительства пошли на больший компромисс, потому что согласились с указами президента о перевыборах. Ведь лучше будет, если предвыборная кампанию пройдет с участием всех главных партий страны",- говорит Таран. Он также говорит, что слово "компромисс" в данном случае характеризует не столько стабилизацию ситуации, сколько временное перемирие.
"Когда стороны заявляют о компромиссе, тогда понятно, что стороны не хотят четкости. Каждая из них желает размытости формулировок и отношений, видит только свое, и когда начинается жизнь после компромисса - сразу начинаются проблемы в отношениях,- говорит Таран.
"Что же касается отставок и публичного осуждения как способ организовать политическую смерть, он очень мало действующий. Хотя бы потому, что до этого момента избиратели так и не научились прислушиваться к здравым аргументам и фактам. И вряд ли научаться к ближайшим выборам",- пессимистично заключает политолог Владимир Калуга. С ним сложно не согласиться, ведь Виктор Ющенко и Виктор Янукович вновь сели за стол переговоров...Интересно, смогут ли они побить рекорд семичасовой встречи? Похоже, это и будет главный результат их встречи.
Возможно, россияне, американцы или немцы несколько иначе воспринимают события, происходившие (происходящие) на Украине. Внутренние войска, переговоры от двух до семи часов, потасовки в генпрокуратуре, обнародование информации о получении взяток на $12 млн и митинги, митинги, митинги… Все это вкупе выглядит тревожно и аппетитно для репортеров. Но только не для простых украинских граждан. Наверное, каждый из тех, кто переживает за судьбу Украины, наперед знает цену договоренностям Ющенко и Януковича. Жизнь научила отвернуться от того и другого...