"Урал Промышленный – Урал Полярный" набирает обороты
Координатором воплощения в жизнь проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный", инициированного уральским полпредом Петром Латышевым еще в мае 2005 года на совещании в Челябинске под председательством главы государства, станет первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, а одноименную управляющую компанию возглавит нынешний заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Олег Демченко. Обсуждению основных этапов освоения Севера Урала, роли управляющей компании и участию частного бизнеса в этом мегапроекте было посвящено прошедшее накануне в Екатеринбурге заседание Попечительского совета проекта "Урал промышленный – Урал полярный", которое провел уральский полпред Петр Латышев с участием губернаторов Югры, Ямала и Тюменской области Александра Филипенко, Юрия Неелова и Владимира Якушева.
Как отметил, открывая заседание, уральский полпред Петр Латышев, работа над реализацией проекта ведется сразу по трем основным направлениям: подготовка документов для оформления заявки в Инвестиционный фонд РФ, разработка стратегии развития УрФО, а также формирование федеральной целевой программы по комплексному развитию Севера Урала. Кроме того, удалось продвинуться и в транспортном вопросе. Во время пятничного визита в Екатеринбург министра транспорта РФ Игоря Левитина полпред обсудил с ним вопрос о государственной поддержке возведения вдоль Восточного склона Уральских гор железнодорожной ветви и автомобильной дороги. И как пообещал Левитин, Минтранс выступит заказчиком транспортной составляющей проекта. Координатором же реализации всего проекта в Правительстве РФ будет первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Со слов Олега Демченко, заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, доложившего о контрольных сроках по основным этапам реализации проекта, заявка в Инвестиционный фонд РФ должна быть подана к 8 июля, чтобы проект "Урал промышленный – Урал полярный" можно было презентовать в эти дни на Международном инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге. Концепция стратегии развития УрФО должна быть готова к марту, а формирование одноименной федеральной целевой программы планируется завершить к сентябрю-октябрю, чтобы попасть в бюджет РФ 2008 год. Причем рассчитывать на финансирование из государственной казны возможно только, если проект будет реализован с участием частного капитала.
Подавая заявку в Инвестиционный фонд РФ, региональным властям необходимо будет согласовать с бизнесом, что, будучи партнером государства в этом проекте, он обеспечит 25% инвестиций от общего необходимого объема. К примеру, на строительство железнодорожной ветви Обская-Бованенково "Газпром" планирует направить 35 млрд рублей, а профинансировать направление Надым-Салехард могут заинтересованные в нем "Роснефть", ТНК-ВР и "Новатэк". В случае заключения соглашений с этими компаниями, они смогут выступить в роли той самой частной составляющей этого мегапроекта. Частный капитал предполагается также привлечь к строительству энергообъектов и разработки недр. Причем месторождения, скорее всего, будут распределяться не на аукционах, а через конкурсы: "На мой взгляд, выделение участков недр, распределение лицензий, должно проводиться не на основе аукциона, как это предполагает действующее законодательство, а на конкурсной основе, чтобы мы имели возможность прописать в соглашениях четкие параметры и условия работы частных инвесторов", - объяснил Олег Демченко. Более того, для "ускорения процесса" он предложил оформлять лицензии на месторождения на управляющую компанию, которая станет координатором усилий частных инвесторов.
Отметим, что именно Демченко в скором времени возглавит управляющую компанию ОАО "Корпорация "Урал промышленный – Урал Полярный". Слухи об этом, напомним, появились еще в конце прошлого года, и до последнего времени официально их никто не комментировал. По словам помощника полномочного представителя Президента РФ в УрФО Бориса Кириллова, Демченко будет назначен на пост генерального директора управляющей компании по итогам Совета директоров компании, который должен состояться в марте этого года. "Все три региона - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и юг Тюменской области будут в равных долях представлены в управляющей компании проекта "Урал промышленный – Урал Полярный". Руководить компанией будет Олег Демченко, который представляет ЯНАО. В равных пропорциях в компании будут представлены люди из ХМАО, юга Тюменской области, а также Свердловской и Челябинской областей. Компания будет заниматься именно координацией реализации этого проекта", - сообщил Борис Кириллов. Добавим, что 12 марта Советом директоров управляющей компании будет утверждена ее структура, бюджет и направления деятельности.
Нельзя не отметить также, что особое внимание при обсуждении этого мегапроекта было уделено его экологическим аспектам. Как заявил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, "Мы должны пройти по всей территории возможного освоения и определиться с местами, где ни в коем случае не будет никакой экономической деятельности". "Эти места уникальны, – продолжил он, - это и нерестовые реки, которые в Обь-Иртышском бассейне обеспечивают благородными, ценными сортами рыбы, и другая фауна и флора. И все, что мы можем там "нагадить", я извиняюсь, окажется у нас в больших реках и скажется не только на животных, но и на человеке. Технико-экономическое обоснование этого проекта должно быть посвящено в том числе и экологической части".
Возвращаясь к экономической стороне вопроса, напомним, что "Урал Промышленный – Урал Полярный" уже начал воплощаться в жизнь. Так, югорский бизнес уже приступил к добыче кварца в этом регионе - создано горнорудное производство и завершается создание обогатительного комбината. Предприятия приступают и к промышленному освоению месторождений золота. А с вводом в эксплуатацию железнодорожного и автомобильного транспорта объемы добычи возрастут в разы, ведь главная задача – это освоение ресурсов Приполярного Урала в крупных промышленных масштабах. Разработка таких видов сырья, как бурый уголь, руды черных и цветных металлов, железных руд, медно-цинковых и хромовых руд обеспечит грузооборот будущей железнодорожной магистрали.
Отметим также, что рассматривается два основных варианта развития транспортной инфраструктуры в этом регионе: либо строится сначала железнодорожная ветвь и автомобильная дорога, то есть создается транспортный коридор, возводятся электростанции и линии электропередач, а потом начинается разработка горнорудного комплекса. Либо возьмут существующую железнодорожную ветку, достроят ее до ближайшего месторождения и пригласят инвесторов. В этом случае на строительство железнодорожной ветки потребуется меньше времени – всего год или два. Плюс поэтапной реализации проекта - это начало реальных работ на месторождениях, не дожидаясь постройки всей железнодорожной магистрали.
По какому пути пойдет "Урал Промышленный-Урал Полярный", пока еще не решили. Сначала, объясняют губернаторы, надо понять, каким образом проект будет финансироваться, когда и куда будет готов прийти инвестор, и уже тогда принимать решения по дальнейшему его развитию: "Мы должны сделать обоснование инвестиций и доказать, что этот мегапроект важен не только для субъектов федерации, но и в целом для России. Для этого надо подтвердить запасы твердых и рудных минералов, и на основании этого уже проводить презентацию проекта", - заключил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. Полпред, в свою очередь, напомнил, что 2 февраля он докладывал о положении дел в регионе главе государства. По итогам той встречи Владимир Путин поручил провести ряд мероприятий, направленных на развитие проекта: "Я делал доклад главе государства о той работе, которая проводится по его поручению. И глава государства еще раз поддержал и сделал акцент на том, что проект "Урал Промышленный-Урал Полярный" - исключительной важности для УрФО и России в целом", - рассказал Петр Латышев.
Основная часть совещания, заметим, прошла за закрытыми для прессы дверями, поскольку, как отметил полпред, многое из обсуждаемого представляет коммерческую тайну и напрямую затрагивает вопросы государственной безопасности. И в скором времени, по его словам, "Урал Промышленный-Урал Полярный" будет вынесен на обсуждение Совета безопасности РФ.