Услуги связи: за плохое качество можно не платить
Состояние и надежность систем связи - важнейшая составляющая современного бизнеса. Выработка объективных критериев оценки качества предоставляемых услуг операторами проводной связи является одной из самых актуальных проблем. Использование таких субъективных оценок, как «быстро», «медленно», «тормозной канал» совершенно неприемлемо. Если качество связи не соответствует определенным критериям, клиент имеет право не оплачивать услуги оператора.
Обращаясь к телеком-оператору по вопросу предоставления каналов для организации корпоративной сети связи, компания предъявляет ему достаточно много требований. Однако,
Фото: Накануне.ru |
Действительно, определенная база для оценки качества и надежности проводных каналов связи существует и успешно применяется, однако в тоже время остаются нерешенными актуальные вопросы стандартизации требований и норм качества внутригородских каналов связи и каналов с Еthernet-окончаниями, построенные на базе технологии IР. При этом IР-протокол является одним из самых распространенных и универсальных, а потому каналы «продления», имеющие Еthernet-окончания, с каждым днем становятся все более востребованы клиентами. Еще несколько лет назад достаточным считался FastEthernet (100 Мбит/с), а сегодня уже повсеместно используется Gigabit Еthernet и даже внедряется 10 Gigabit Еthernet. Такое стремительное наращивание пропускной способности каналов Еthernet и их повсеместное проникновение требует более внимательного и тщательного рассмотрения вопросов обеспечения качества услуг, предоставляемое с использованием данной технологии.
Стандарты качества
- ВЕR (Bit еггог гаtе) - отношение количества ошибочно принятых бит к общему количеству переданных бит,
- ЕS (еггогеd sесоnd) - период в 1 с, в течение которого наблюдалась хотя бы одна битовая ошибка,
- SES (sеvеге1у еггогеd sесоnd) – период в 1 с, в котором ВЕR >10-3,
- US или UАS (unаvаilаblе sесоnd) - период времени, начинающийся после 10 последовательных SЕS и прекращающийся после 10 секунд без SЕS.
Для тестирования используются специальные измерительные приборы, которые позволяют определять все требуемые
Фото: Накануне.ru |
Оба упомянутых стандарта серии G предполагают проведение измерений в течение длительного периода времени (30 дней и более), что в реальных условиях совершенно неприемлемо. Поэтому в 1995 году были опубликованы стандарты М.2100 и М.2110 (1997 год), определяющие оперативные критерии (период измерений составляет 15 мин, 24 часа). При этом регламентируются не только критерии пригодности или непригодности каналов, но и область перехода, когда требуется дополнительное тестирование канала Согласно данным стандартам по уровню ВЕR состояние канала связи можно разделить на три группы:
- нормальное-ВЕR<10–6,
- пониженное - 10–6<ВЕR<10–3 (требуется дополнительное тестирование),
- неприемлемое-ВЕR>10–3 (аварийное состояние).
Не менее важным параметром, характеризующим канал связи и всю сеть связи в целом, является надежность. Оператор обязан предоставлять услугу связи с некоторой надежностью, которая определяется вероятностью того, что у клиента в произвольный момент времени будет сервис. Для характеристики надежности используется коэффициент готовности, который как раз и равен вероятности того, что в произвольный момент времени канал связи будет исправен. Этот коэффициент вычисляется как отношение времени неисправности канала к общему времени использования. Чем выше коэффициент, то есть чем он ближе к 1, тем надежнее канал связи и менее вероятны прерывания сервиса.
Неоценимый Ethernet
Данные нормы оценки не
распространяются на внутригородские каналы связи, которые зачастую являются
одной из основных причин неудовлетворительной работы канала в целом. Для
преодоления этого недостатка при оценке внутригородских каналов используются
характеристики и нормы, применяемые для оценки междугородних и внутризоновых
каналов связи, но с определенными поправочными коэффициентами, которые
варьируются в зависимости от их типов и возможностей. Однако, как уже
упоминалось выше, по-прежнему нерешенной остается проблема стандартизации
параметров и норм для оценки каналов связи с Еthernet-окончаниями. Для таких
каналов до сих пор четко не определены не только нормы, но и характеристики.
Оператору связи приходится пользоваться стандартами, основанными на эмпирических
данных и практическом опыте.
Однако наиболее часто для оценки качества Еthernet каналов используются следующие показатели:
- круговая задержка - время, за которое зондирующий пакет достигает точки назначения и возвращается обратно(вычисляется с использованием утилиты рing),
- сквозная задержка прохождения пакета (de1ау) - время, за которое зондирующий пакет достигает точки назначения (вычисляется как 1/2 круговой задержки),
- вариация задержки (jitter) - разница между временем задержек, возникающая при передаче серии зондирующих пакетов за определенный промежуток времени,
- процент потерь пакетов (расket 1оss) - отношение принятых пакетов к общему количеству пакетов, которые были переданы за определенный промежуток времени.
Для тестирования Еthernet-каналов существуют специальные измерительные приборы, а также целый набор утилит iperf, рing, Fast рinger и т.п.). На основе полученных данных необходимо сделать вывод о пригодности или непригодности канала связи, для чего необходимо иметь утвержденные нормы на измеряемые характеристики. Согласно эмпирическим данным для нормального функционирования канала необходимо, чтобы значения находились в следующих пределах: de1ау - 0-15мс, jitter - 0-5мс, расket loss - 0-0,5%.
Клиент имеет право
Оператор, предоставив клиенту канал связи,
соответствующий принятым стандартам или внутренним требованиями, обязан
В случае же возникновения аварийной ситуации одним из основных способов избежать прерывания связи или значительно сократить его продолжительность является резервирование (аппаратное и сетевое). Только использование резервирования позволяет операторам связи добиться высоких показателей надежности и довести его до уровня 0,9999. Организация резервирования более целесообразна для узловых точек сети операторов и для межузловых соединений. Для снижения финансовых затрат на организацию резервирования необходимо оптимальным образом распределять резервные ресурсы, особенно в случае сетевого резерва. Резервирование же клиентских «продлений» целесообразно организовывать только в случае необходимости обеспечения высокой надежности канала связи (специфические технологические процессы и задачи) и наличии финансовых возможностей у клиента.
Важно отметить, что определенная база для оценки качества и надежности проводных каналов связи существует и успешно применяется. В тоже время остаются нерешенными некоторые актуальные вопросы стандартизации требований и норм качества внутригородских каналов связи и каналов с Ethernet окончаниями. Дальнейшая проработка и принятие соответствующих международных стандартов, в которых четко были бы регламентированы необходимые нормы, позволит значительно упростить процесс обеспечения качества предоставляемых услуг и повысить их надежность. Нельзя забывать и о том, что, при сохранении существующих темпов роста числа организуемых каналов связи, через некоторое время возникнет острая необходимость унификации предъявляемых к ним требований, так как эмпирический подход не может быть призван легитимным для всех участников телекоммуникационного рынка.
Илья Каминецкий / CNews