В колеса мегапроекту уже вставляют мини-палки?
Любому журналисту приятно, когда впервые озвученный им термин становится устойчивым словосочетанием в определении чего-либо. Без лишней (в данном случае) скромности порадуемся, что впервые мегапроектом обозначили представленный Петром Латышевым 17 мая на совещании в Челябинске под председательством Президента проект "Урал промышленный - Урал Полярный" именно мы - Накануне.RU. Попали в точку. Что, впрочем, далеко не сразу и далеко не всем стало ясно. Это вообще свойственно большинству крупных идей. Еще поэт, если помните, говорил: "Большое видится на расстояньи..."
То, что упорно продвигаемая по всем каналам полномочным представителем Президента РФ в УрФО Петром Латышевым идея, именно большая, становится с каждым днем все очевидней. В доказательство - пройдемся по основным событиям, уже случившимся в судьбе проекта.
Итак, 17 мая "Урал промышленный - Урал Полярный" был представлен Президенту , многим, присутствовавшим в Челябинске, федеральным чиновникам и всем заинтересованным губернаторам. Нельзя сказать, что абсолютно все встретили услышанное "на ура!" Даже из тех речей и выступлений, что были доступны прессе, можно было наблюдательному оку узреть скепсис всезнающего МЭРТа, небольшой энтузиазм со стороны Минприроды, серьезные вопросы Минтранса, железнодорожников и собственные позиции некоторых губернаторов, желавших "перетянуть" акценты в сторону автомобильного сообщения. И это только надводная часть айсберга, который можно обозначить как сопротивление или незаинтересованность в воплощении идеи.
Стоит также заметить вскользь, что мысль об объединении
Фото: Накануне.ru |
Теперь времена иные. Из уст первых государственных руководителей мы все чаще слышим - качество жизни, повышение зарплат, стабильность должна перейти в развитие и так далее. Скажите, как в этом смысле может быть не интересен проект, направленный на увеличение ВВП на 38% к 2010 году? Ведь никогда не надо забывать, что тот же рост зарплат из воздуха берется лишь при высоких ценах на нефть, за кривой ценообразования которой на мировом рынке сейчас пристально и с замиранием сердца следит не только чиновник МЭРТа, а и простой российский "бомбила". А в прочей жизни, когда нефть исчерпывается, а в лабораториях- где-то в американской глубинке- мозгами русских, убывших на ПМЖ, индийцев, китайцев и прочих новоявленных граждан USA нарабатывается нечто, что лет через 30-50 заменит эту черную живительную жидкость, нужно думать прежде всего о создании производств, обспечении их всем необходимым, дабы было где сопоставимую с европейской зарплату получать в ближайшем будущем. И создавать эти производства надо именно сегодня.
Вот такая получается цепь. Недра Приполярья - промышленность Урала - рост ВВП - рост благосостояния граждан. Но, чтобы это простое уравнение заработало, нужны вообще-то титанические усилия. |
Итак, после майского совещания далеко не все стало определенно сразу. Но последовавший за ним перечень поручений Президента федеральным министерствам и ведомствам дал старт. Пока не громкий. Вслед за появлением поручений начались рабочие встречи полпредских людей с министрами . Рабочие встречи, о которых пишут скупые пресс-релизы, но которые означают, что началась какая-то рутинная работа по всем направлениям.
Дальше - больше. Полпред сам и его замы проводили совещания за совещаниями в регионах , где раз за разом ставили вопросы, требовали конкретных ответов, вызывали заинтересованность у промышленников.
Оживилось и ученое сообщество Урала. Академики и директора институтов с удовольствием впрягались в составление техзаданий, посвящали в конкретику заинтересованные СМИ, чтобы все больше расходилась информация о проекте , наконец, совсем недавно Петр Латышев лично договаривался с Российской Академией наук на предмет погружения всех ее сил в проработку деталей мегапроекта. От составления перечня работ до конкретного выезда экспедиций геологов в приполярные кладовые.
Уидивительно совпало, но на минувшем также совсем недавно съезде главной политической силы страны "Единой России" впервые с трибун громко и требовательно звучало - перейти от стабильности к развитию. Конкретно о проекте "Урал промышленный-Урал Полярный" там вроде бы и не говорилось, но, если честно, ни о чем ,более отвечающем озвученному единороссами лозунгу, пока слышать не приходилось.
Еще более важно, что контроль за ходом дел, как накануне рассказал местным журналистам уральский полпред, осуществляет лично Президент, которому Петр Латышев на последней их рабочей встрече подробно докладывал. |
Замахиваясь на большое дело, естественно, не стоит забывать и о такой важной сфере, как законодательная власть. Мало ли какой закон или какие другие формы поддержки понадобятся в столь новом и трудном деле, как реализация уральского мегапроекта? И здесь опять же в тему случившееся на прошедшей неделе подписание соглашения о сотрудничестве между Заксобраниями всех шести регионов, входящих в УрФО. Любому посвященному ясно, что инициатива, исходящая от одного субъекта, - это одно, а от сразу шести - совсем другое. Кстати, на подписании присутствовали и депутаты Госдумы, и члены Совета Федерации.
И еще одно все в ту же копилку. Комментируя назначение на пост тюменского губернатора Владимира Якушева, Петр Латышев отдельно и достаточно подробно остановился на вопросе о
Фото: Накануне.ru |
Итак, положительные сдвиги вполне осязаемы.
Но у любого большого дела, если оно и вправду серьезное и денежное, по нынешним временам в обязательном порядке должны быть желающие поучаствовать. До сих пор эти силы себя четко не обозначали. Но благодушию или, вернее, равнодушию приходит конец. Начинается этап, который в мире бизнеса обозначается как борьба за выгодного клиента, выгодный заказ, подряд etc. Первые признаки уже просочились на поверхность. |
Подковерная борьба за будущие подряды в проекте началась именно в среде людей более всего информированных о перспективности мегапроекта, то есть имеющих к Ямалу самое непосредственное отношение. |
Если коротко, то до сих пор все стрелы были направлены на заместителя губернатора г-на Демченко, известного в узких кругах своей близостью к бывшему вице-губернатору Иосифу Левинзону, который, в свою очередь, имеет прямое отношение к так называемому независимому производителю газа НОВАТЭКу. Теперь пролилось в ответ нечто черненькое на мундиры других замов губернатора Фуата Сейфитдинова и Александра Кима через "клеймение позором" главного ямальского единоросса и главу "Ямалтрансстрой" одновременно г-на Нака (см. АиФ-Урал №49, "Строительство "Уральского БАМа" будут начинать с уголовных дел). Не надо долго думать, чтобы понять - идет серьезная борьба между двумя весьма погруженными в ямальские процессы команд, за которыми стоят очень серьезные силы. Если с одной стороны - это уже обозначенный нами НОВАТЭК (который, заметим все настойчивей пытается заинтересовать "Газпром" в постройке вовсе не железных дорог, а газопроводов конденсатных), то с другой - уже имеющийся подрядчик "Газпрома". Потому как "Ямалтрансстрой" ведет работы по строительству железнодорожного полотна именно на деньги "Газпрома". Не надо быть высокого ума, чтобы догадаться - одним из серьезнейших инвесторов проекта "Урал промышленный-Урал Полярный" будет именно газовый монополист. И не только по причине заинтересованности, но и по политическим мотивам, и по мотивам, которые давно обозначены фразой: "Газпром"-это наше все".
А, значит, дабы получить доступ к освоению будущих смет, надо потоптать сегодняшнего партнера будущего подрядчика. Но беда в том, что, топоча конкурента, охотники до подрядов наносят урон прежде всего не ему, а самой идее. Конечно, хороший скандал нынче лучший пиар. Но, как показала практика последних лет, только не в случае с государственными проектами и интересами. |
Именно поэтому борьба за свое светлое будущее в мегапроекте Урала началась уже сегодня и будет вестись с использованием всех средств влияния - газетно-телевизионный пиар, лоббистские возможности в кулуарах министерств и ведомств, в комитетах Госдумы, среди партийных бонзов "Единой России" и так далее. Это ,кстати, совершенно обязательно придется учитывать и аппарату уральского полпреда, и другим задействованным в реализации проекта на начальной стадии структурам. Можно в принципе начать с малого - с информационной масштабной поддержки проекта. Пока этого не наблюдается, хотя интерес к нему журналисты проявляют.
И, если попробовать резюмировать, то придется вновь и вообще-то с затаенным оптимизмом констатировать: проект "Урал промышленный-Урал Полярный" из идеи превращается в многообещающее, интересное для инвесторов, бизнеса и уже немного общества дело, сулящее развитие производства, освоение крайнего Севера страны и будущие дивиденды экономике всей России. Большому кораблю, как известно, нужно большое плавание и не напороться бы на мелкие рифы на старте...