20 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC8KUi
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/flat/two-room/other/remont-dvuhkomnatnoy-kvartiri-p-44/, смотрите ссылку.
YouDo: http://remont.youdo.com/repair/loggia/other/p-44t/, подробности здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

В пределах "пешей доступности в течение рабочего дня" или кто такая муниципальная реформа

Словосочетание "муниципальная реформа" по частоте упоминания в прессе да и вообще среди общественности, пожалуй, можно сравнить только с аббревиатурой "ВВП" /во всех его значениях/.  И о том,  и о другом говорить нынче модно. И то, и другое, кстати говоря, мало кому понятно. И если  про ВВП хотя бы известно, что в одном случае – это наш  президент, а  в другом внутренний  валовый продукт, который самый главный ВВП и  призывает удвоить или утроить, то  про муниципальную реформу говорят только так: что – то там во власти, на самых ее низах, будут менять. Причем, кардинально. Образно говоря, ехали мы все  в одном поезде, кто в плацкарте, кто в купе, кто вагоне – св, как вдруг решили нас пересадить в другой состав.  Там и количество мест предусмотрено другое, и атмосфера не та. А маршрут все тот же и та же конечная станция -  демократичное государство  с рыночной экономикой. Просто так – в другом поезде, как решили наверху,  – нам  всем будет быстрей, а главное, удобней ехать. Мчаться вперед  мы будем, разумеется, согласно путевому листу – закону "Об общих принципах организации местного самоуправления". Государственная дума еще  в конце прошлого года приняла его  в третьем, окончательном чтении.

Итак, к 1 января 2006 года  у нас в стране должна появиться новая система муниципальной власти. Рассмотрим лишь самые основные нововведения, и попытаемся понять, чего больше: хорошего или плохого от них ждать. Во – первых, изменится территориальная структура  МСУ / муниципальное самоуправление/.  Вместо нынешнего списка муниципалитетов, в который входят города, районы, поселки, станицы, волости и другие муниципальные образования,  останутся всего четыре их типа — городское и сельское поселение, муниципальный район и городской округ. Городские поселения будут создаваться на территории отдельных городов и поселков, сельские могут включать одно или несколько сел и деревень, муниципальные районы объёдинять несколько городских и сельских поселений. А на статус городского округа смогут претендовать города, где есть "сложившаяся социальная, транспортная, и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения вопросов местного значения",— то есть в основном столицы субъектов РФ и крупнейшие райцентры.

Границы муниципальных образований будут определяться по единым правилам. Например, границы поселения, включающего территории двух и более населенных пунктов, должны быть проведены таким образом, чтобы его административный центр находился в пределах "пешей доступности в течение рабочего дня" из любой точки поселения. А жители муниципального района должны иметь возможность в течение рабочего дня добраться до своего райцентра и вернуться обратно на транспорте.

Как будет происходить нарезка новых муниципальных образований – это вопрос исключительно  субъектов федерации. Именно региональным властям решать, сколько будет на их территории  поселений, округов и районов. И эта подготовительная работа  в преддверие муниципальной реформы уже стартовала.

Совершенно очевидно, что  покромсать область или край на несколько новых МО будет ой как непросто. Ведь  делить будут не просто чистое поле, объектами передела неизбежно станут наиболее лакомые куски налоговой базы, потенциально высокодоходные земли, огромное количество новых мест и должностей. Вряд ли такой процесс пройдет беспроблемно. Во всяком случае, он потребует от всех участников сил, времени и ресурсов, которые будут отвлечены  от насущных проблем – хиреющих  больниц, протекающих труб и испорченного отопления. Но это еще  не самая главная беда.

Беспокоит другое -  а не получится ли так, что некоторые чиновники в погоне за успешными  результатами муниципальной реформы наплодят такое количество новых МО, по принципу – даешь местное самоуправление  в каждую деревеньку, где живет хотя бы  около тысячи человек, - что эти самые МО просто задохнутся от свалившего на них бремени власти. Согласитесь, смешно крохотному селу, где свой век доживают пять пенсионеров да десяток заезжих дачников, присваивать высокий  статус – МО. Никто не спорит, что муниципалитетам нужно давать больше полномочий и финансовых возможностей, но только  в том случае, если это им самим нужно. А то получается, как в том анекдоте, когда выходит папа утром на крыльцо, глядит — во дворе куча чумазых ребятишек копошится. Стоит и размышляет: "Этих помыть или новых нарожать?". Слово  "реформа" как раз и подразумевает - "помыть", опираясь, может быть,  на  мировой опыт или наш, российский. А у разработчиков вроде бы  на уме другое — "новых нарожать", придумать идеальную модель и распространить ее повсеместно. Только вот приживется ли?

Ну и о главном, о деньгах. Если верить авторам муниципальной реформы, в результате  нового деления просторов  нашей необъятной родины, у  муниципалитетов должен появиться стимул работать эффективно. Для этого, как  написано в законе, запретят так называемые "нефинансируемые мандаты", то есть передачу муниципалитетам сверху полномочий, не обеспеченных необходимым финансированием. А собственные доходы муниципалов должны будут складываться из местных налогов, доходов от муниципального имущества и прибыли муниципальных предприятий, а также отчислений от региональных и федеральных налогов. Вот тут, казалось бы,  глубинка и начнет жиреть – дороги построят, газ проведут, магазины  и школы построят…

Но это ведь, как известно, только на  бумаге гладко. Что толку, что муниципалов наделят новыми полномочиями, если поправки в Бюджетный и налоговый кодексы не приняты. Это значит, нет у этих полномочий никакой финансовой базы. Директор Института региональных проблем Максим Дианов убежден, что, если к моменту вступления в силу нового закона о местном самоуправлении не будут внесены соответствующие поправки, муниципальная реформа может сорваться. По мнению Дианова, при отсутствии поправок в бюджетное законодательство вполне возможен массовый отказ органов местного самоуправления от своих полномочий и передача их наверх. Он также считает, что складывающаяся ситуация может спровоцировать рост социальной напряженности, так как из-за недостатка средств муниципалитеты пойдут на отмену льгот. Параллельно вырастет нагрузка на местный бизнес, и он может просто не выдержать. А это повлечет за собой закрытие рабочих мест, подрыв карьерных возможностей.

Вот еще одно не самое оптимистичное  мнение. Председатель правления Центра политических технологий Марк Урнов полагает, что уже сейчас пора иметь в виду еще один важный аспект муниципальной реформы : вероятность криминализации МСУ. И если на уровне области или республики власть борется с ним с переменным успехом, в отношении способности МСУ устоять самостоятельно возникают большие сомнения. Директор Института проблем регионального инвестирования Евгений Сабуров вообще назвал закон об МСУ "криминогенным". Он опасается, что при тотальной нарезке территории страны на муниципальные районы прольется немало крови. Но главное, ему не нравится то, что органам местного самоуправления навязывают сверху властные полномочия, в то время как надо стимулировать эволюционное обустройство территорий снизу.

Теперь что касается  новых статусов, которыми могут наделить привычные  нам  города, деревни, поселки, волости. Это только на первый  взгляд кажется, что спор по поводу того, чем будет Екатеринбург - муниципальным районом или городским округом, - пустая формальность. Тут уже, действительно, как корабль назовете, так он и поплывет. Допустим, что уральская столица названа  муниципальным районом. Это значит, что к ней в соответствие с ее новым статусом  тут же присоседили, скажем, Верхнюю Пышму или Березовский. И они будут  считаться муниципальными поселениями Екатеринбурга. Возможен другой вариант – территории не присоединят, а муниципальными поселениями назовут районы города.

"Вокруг судьбы Екатеринбурга сегодня очень много разного рода домыслов, - обеспокоено говорит председатель городской думы Яков Силин, -  Например, очень активно обсуждается, как бы сделать  так, чтобы  в ходе этой реформы к Екатеринбургу  прирезать несколько территорий, чтобы он потерял свой статус. В этом  нет никакой экономической логики, только политическая подоплека. Ну,  давайте, спрогнозируем. Что мы можем присоединить?  Ну, например, Сысерть, Верхнюю  Пышму, Полевской. А жителям этих городов это надо? А нам, екатеринбуржцам, для чего это?  Ведь нужно, чтобы была экономическая целесообразность этого проекта. Получится, что нам, жителям Екатеринбурга, в случае присоединения тех или иных территорий придется со всеми делиться. Это значит, что наши собственные расходы будут урезаны. Это ведь дополнительные  траты на все – транспортное обеспечение, связь, работу самых разных экстренных служб. Готовы ли мы отдать что –то свое соседям? Нет, только в случае, если породнимся. Так вот  в нашем случае породниться можно только, проведя референдум. Ну и потом, создадут  у нас  муниципальный район, нас что всех селянами будут  называть? Ну, это же смешно!"

И кстати говоря, не столько смешно, сколько для мэрии опасно.  Ведь в случае приобретения  такого статуса – муниципального  района, согласно уставу Екатеринбурга,  в городе должны пройти досрочные выборы  главы, что действующей администрации города весьма неприятно. Говорят, не по нраву такой вариант и  областным властям, которые по идее должны бы радоваться смене власти в Екатеринбурге. "И правительству  Свердловской области, и губернатору Росселю  сегодня  выгодно, чтобы в Екатеринбурге не создавалась  многоуровневая  система  муниципалитетов, - говорит политолог Вадим Дубичев, - Ведь чем больше будет муниципальных образований  на территории города, тем меньше возможности управлять ими.  В такой ситуации сложно что – либо прогнозировать и, кроме того, решать вопросы разграничения собственности. Федералы предложили концепцию – как можно легализовать муниципальное управление и задали вектор работы, а вот конкретные предложения, весь комплекс нормативно – правовых документов, не  предоставили.  И регионы оказались не готовы к этому. Ведь Россия еще никогда не переваривала такой реформы".

Получается, что самым  безболезненным для всех является второй  вариант – статус городского округа. По сути, приобретая его,  уральская столица ничего не теряет – ни в системе власти, ни в финансовых полномочиях.

Проедет муниципальная реформа и по законодательной власти. Так, согласно новому закону об общих принципах местного самоуправления,  минимальная численность депутатов, - от семи человек в поселениях с числом жителей менее тысячи, - до 35 в городах с населением свыше полумиллиона человек. Опять же приведем в пример Екатеринбург. Если  сегодня   у нас  27 народных избранников в городской  думе, то  к моменту запуска реформы будет не меньше 35. И если на содержание сегодняшнего состава думы, то есть на самих себя, народные избранники выделили из бюджета порядка 70 миллионов рублей, сколько же понадобится при расширенном штате?  Одно радует, львиную долю из этой сметы – деньги на зарплату -  все – таки исключат – слуги народа теперь будут работать на общественных началах, чему они  уже успели опечалиться.  

"Конечно, это приведет  к снижению уровня профессионализма, - сетует спикер городской думы Яков Силин, -   Они придут сюда на 4 года, да еще на общественных началах – можно ожидать с их стороны  одного – разного рода придирок, неквалифицированных вопросов, заявлений без проработки, которые профессионалы от исполнительной власти будут легко  отбивать. Ну, вот так, получилось.  К сожалению, наверху не прислушались к противникам этого нововведения".

Подводя итоги, заметим, что при всех очевидных минусах муниципальной реформы, у нее есть все – таки один важный плюс - она ликвидирует недостатки закона 1995 года, который вообще допускал отсутствие МСУ. В ряде национальных республик его не было и нет до сих пор /Башкортостан, Якутия и т.д./ Новый закон отделяет государственные полномочия от местных и, в случае передачи функций, предписывает передачу бюджетных ресурсов. Бесспорно, что эта реформа в нашей стране назрела, и  проводить ее нужно. Вот только сначала, как советуют на местах, надо бы  разобраться в финансовой сфере. Нет смысла принимать никакие новые законы, если государство не способно обеспечить их реальное воплощение на практике. Законодательно закрепленные гарантии местного самоуправления должны быть реально обеспечены.

И вообще, чтобы не наломать дров, как призывают чиновники из самых разных  регионов, надо хотя бы в десяти областях провести эксперимент и посмотреть, во что это выльется. Разумеется, этаких примерных отличников, которые бы подняли руку и  пошли на этот эксперимент,  среди  субъектов федерации пока не нашлось. Да и уже вроде бы не надо. Москва четко решила – реформе быть! И отправила в регионы план мероприятий. До 1 февраля 2005 года органы власти субъектов Федерации утверждают границы муниципальных образований, до 31 марта правительство РФ - порядок перераспределения и разграничения имущества, до 15 апреля органы на местах назначают дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований. До 1 января 2006 года правительство РФ и власти регионов обеспечивают безвозмездную передачу муниципалитетам федерального и регионального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Одновременно органы местного самоуправления передают Центру и субъектам РФ свое имущество, предназначенное для обеспечения полномочий федеральных органов. До 1 января 2010 года органы местного самоуправления осуществляют отчуждение муниципального имущества, не соответствующего настоящему закону и не переданного в федеральную собственность ранее…В общем, полный вперед!

 

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС