В развитии ИТ Казахстан пойдет по стопам России
Экономическое развитие Казахстана способствует стремительному росту ИТ-рынка республики. Вероятнее всего, информатизация компаний в этой стране пойдет по российскому пути: наиболее крупных клиентов поделят между собой SAP и Oracle, остальные достанутся российским и казахским разработчикам и системным интеграторам. Тем не менее, политика государства в сфере ИТ в Казахстане лучше, чем в России, и это дает предпосылки для быстрого развития рынка.
Российский
сценарий
С точки зрения развития высокотехнологичных
секторов экономики Казахстан является одним из самых перспективных государств
СНГ. Прежде всего, это следует из уровня и характера развития его традиционных
секторов экономики, которые выступают как потенциальные заказчики высоких
технологий и выбранного курса государственной экономической политики,
стимулирующего приток иностранных инвестиций и пополнение уже созданного
экономического задела новыми технологиями. Казахстан, третий по экономическому
потенциалу на постсоветском пространстве, является одним из лидеров роста на
территории СНГ. Если в 2003 г. рост ВВП государств Содружества в среднем
составил 6,2%, в Центральной Европе и Балтии – 3,3%, то в Казахстане превысил
9%. Объем промышленного производства увеличился на 8,8%, инвестиции в основной
капитал возросли на 10,6%, розничный товарооборот на 10%. Эти тенденции
сохранились и в 2004 г.
Между тем, как и во всех остальных республиках СНГ, на промышленных предприятиях Казахстана накопилось множество проблем. Одни из главных – это учет основных средств, действующих договоров, автоматизация бухгалтерского и управленческого учетов. Для некоторых наиболее крупных и успешных компаний все актуальнее будет становиться задача внедрения международных стандартов финансовой отчетности. Подстегиваемый общеэкономическим ростом, несомненно, бурными темпами начнет расти и рынок ИТ.
Рост рынка ИТ открывает новые возможности для российских и мировых ИТ-компаний. Высокий объем платежеспособного спроса на ИТ, который могут предъявить компании Казахстана, в ближайшее время усилит конкуренцию между международными и российскими поставщиками систем управления ресурсами предприятий (ERP). Вероятнее всего, информатизация предприятий в Казахстане пойдет примерно по тому же сценарию, что и в России. Наиболее крупные компании станут клиентами мировых лидеров на ИТ-рынке - Oracle или SAP. Остальной рынок поделят между собой российские и казахские разработчики.
Нефть и газ – основа ИТ
Казахстан является крупным топливно-энергетическим
регионом. Электроэнергетическая отрасль должна в ближайшие 5-10 лет достичь
экономически обоснованного уровня энергетической независимости за счет
ускоренного развития собственных генерирующих мощностей. В этом секторе наиболее
успешными будут те ИТ-компании, которые смогут предоставить максимально удобные
с точки зрения интерфейса и одновременно гибкие с точки зрения обновления и
возможности стыковки с продуктами разных производителей, модули.
Строительство новых и модернизация уже существующих экспортных нефтепроводов означает рост спроса на ИТ со стороны строительных компаний, специализирующихся на подобных объектах. Их стратегией информатизации будет (что вполне разумно): в первую очередь внедрить САПР, затем – ERP. Поэтому данный сектор в первую очередь интересен для фирм-производителей и дистрибьюторов САПР.
Ресурсы
По запасам нефти Казахстан опережает многие нефтедобывающие страны. В республике имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения с разведанными извлекаемыми запасами нефти и конденсата 2,8 млрд. тонн, газа - 1,9 трлн. кубических метров. Строительство экспортных нефтепроводов позволило увеличить добычу нефти с 20 млн. тонн в 1995 г. до почти 40 млн. тонн в 2000 г. и прогнозируется достичь уровня 120-170 млн. тонн в 2014 г.1
На данный момент транспортировка нефти осуществляется по территории России и
в 2003 г. через российские трубы было прокачено 32 млн. тонн казахстанской
нефти. В то же время Астана, придерживаясь принципа многовекторности маршрутов
транспортировки нефти, предполагает завершить строительство нефтепровода в Китай
мощностью 20 млн. тонн. Этот проект стоимостью около 690 млн. долларов
фактически финансируется Китаем.2
Сырьевые отрасли остаются
наиболее рентабельными и инвестиционно привлекательными. На добывающие отрасли
приходится более 60% общего объема промышленной продукции. В то же время ряд
производств переживает кризис. В машиностроении доля убыточных предприятий
составляет 1/3 от числа всех производств, их технологическая база устарела. Так
на машиностроение в 2003 г. пришлось только 1% прямых иностранных инвестиций.
Соответственно на нефть, газ и металлы приходится более 80% национального
экспорта и около 90% экспорта на рынки вне СНГ. Удельный вес машин, оборудования
и транспортных средств упал с 5,1% в 1996 г. до 2,4% в 2000 г. Высокий удельный
вес добывающих отраслей означает, что структура спроса на ИТ в Казахстане будет
во многом сходна с российской.
Если крупные сырьевые компании смогут себе позволить информатизацию большинства бизнес-процессов, то машиностроительные пойдут по пути информатизации отдельных подразделений. Поэтому, если в сырьевом секторе будут преобладать ИТ-компании, рыночной стратегией которых является комплексная информатизация всех бизнес-процессов, то основными поставщиками для машиностроительного сектора станут разработчики небольших, но способных устойчиво работать автономных модулей. Например, модуль "Бухгалтерский учет" или модуль "Учет договоров" и т.д. Иными словами, машиностроительные предприятия будут закрывать наиболее серьезные "дыры" в учете.
"Первый эшелон" заказчиков
Сейчас более 85% объема промышленного производства
республики Казахстан создается частным сектором. При этом государство сохраняет
свое присутствие в стратегически важных секторах экономики через
специализированные национальные компании. Так в рамках реформы электроэнергетики
технологически разделены производство, транспортировка и распределение
электроэнергии. Значительная часть генерирующих мощностей находится в частном
секторе. Транспортировка энергии осуществляется по магистральным сетям
государственной компании, а распределение энергии – региональными
электросетевыми компаниями.3
Поскольку длительное время интерес
иностранных инвесторов к приобретению активов в Казахстане оставался
ограниченным, был введен механизм концессионного управления. Принцип ориентации
на международных инвесторов сохранялся и впоследствии в секторных программах
приватизации. Так значительная часть тепловых электростанций при реформировании
электроэнергетики переведена в собственность иностранной компании AES, а
имущественный комплекс государственной компании по управлению магистральными
сетями KEGOK передан в управление британской National Grid Company. Иностранным
компаниям продано или передано в управление более половины распределительных
энергосетевых компаний. Аналогичные реформы реализовывались в сфере
телекоммуникаций.
Высокая доля крупнейших иностранных компаний в экономике Казахстана должно стимулировать и заказы на информационные технологии, т.к. для западных компаний этот шаг – оптимизация бизнес-процессов через внедрение современных информационных систем является само собой разумеющимся. У западных компаний также есть соответствующие финансовые ресурсы. Советская система централизованного планирования имела целостную структуру, в которой планы отдельных предприятий консолидировались и превращались в экономические планы областей, республик, страны. Как и в России, после ее распада, подобные процессы происходили и на предприятиях. Таким образом, система планирования на многих предприятиях попросту была разрушена. Зачастую, переход промышленных объектов к первому после государства собственнику стимулировал разрушения внутреннего планирования, поскольку его отсутствие упрощало реализацию директорами "черных" схем. Выход экономики Казахстана на новый уровень, сопровождающийся переходом прав собственности к последующим владельцам, ставит перед ними задачи извлечения дохода из уже изрядно "растерзанных" производств. Следовательно, перед ними стоит задача восстановления бюджетирования и управления затратами в полном объеме. Сегодня такая задача неотделима от задачи внедрения ERP-систем.
В процессе приватизации сложилась монополистическая структура экономики с небольшим числом лидирующих бизнес–групп. Основу их составили, как и в России, банковские структуры и инвестиционные фонды, аккумулировавшие значительную часть приватизационных купонов (свыше 75% всех купонов вложено в 25% фондов, а фонд «Бутя-Капитал» сконцетрировал 10% купонов, обращавшихся в республике). Доминирование в экономике крупных игроков создает благоприятный климат для инвестиций в ИТ. Информатизация, основанная на внедрении дорогостоящих программных продуктов (таких как ERP, CRM, SCM и др.), вполне естественна для экономики, состоящей из мощных бизнес-групп. Как и в России именно такие экономические субъекты становятся «первым эшелоном» заказчиков высоких технологий. ИТ-бюджеты таких игроков рынка могут составлять десятки и сотни миллионов долларов в год (российские примеры – "Лукойл", "Юкос", "Связьинвест" и пр.).
При этом банковский капитал начал экспансию в промышленную и торговую сферу. Банковские группы занимают ведущие позиции в экономике Казахстана (в отличие от России, где после кризиса 1998 г. центральными звеньями являются компании добывающей и обрабатывающей промышленности). К числу главных банковских групп относят Казкоммерцбанк, Нурбанк, Евразийский банк.4 На первом Российском Конгрессе CRM среди проектов, посвященных опыту внедрения систем CRM, одним из лучших был признан проект внедрения в Казкоммерцбанке системы Siebel CRM, выполненный компанией РБК СОФТ. Это проект получил специальный диплом Ассоциации CRM "За лучший практический опыт внедрения CRM". Сохранение ведущих позиций банковских групп означает, что крупные банки станут одними из главных заказчиков ИТ. Поэтому казахстанский рынок весьма перспективен для фирм-разработчиков ИТ для банков. Кроме того, банки наиболее заинтересованы во внедрении МСФО.
Наиболее заинтересованные в информатизации сложные наукоемкие производства имеют в Казахстане существенно больший потенциал с точки зрения инвестиций в дорогостоящие технологические новации. Это связано, прежде всего, с удачно выбранной моделью развития финансово-промышленных групп (ФПГ), основанных на соединении финансовых и промышленных предприятий, в результате чего сложные производства получают достаточный «внутренний» источник инвестиций в высокозатратные проекты по модернизации производств – к числу которых относятся, прежде всего, ИТ-проекты. ФПГ будут создаваться как настоящие транснациональные корпорации (ТНК) с передовыми технологиями и современным менеджментом. Всемерно продвигая свои ФПГ на рынки других стран, постоянно ориентируя на это внешнеэкономическую политику, государство расширит сферу влияния и займет достойную нишу в мировой экономике. Казахская экономика является небольшой по емкости, и наибольшие перспективы долговременного экономического роста эксперты связывают с экспортоориентированной, а не импортозамещающей стратегией.
Это является еще одним дополнительным стимулом для заказов на ИТ. Экспортноориентированные предприятия больше склонны к выходу на ИТ-рынки - их деятельность связана с экспортом, а это значит, что, во-первых, есть необходимость приводить свои производства в соответствие мировым стандартам, неизменным атрибутом которых является информатизация как внутренних бизнес-процессов, так и всего производственного цикла. Во-вторых, ввиду жесткого давления мощных мировых конкурентов возникает необходимость бороться за мировую планку качества и себестоимости продукции.
ИТ нужны государству
Российский опыт демонстрирует, что наибольшую
активность в сфере ИТ проявляет частный сектор, в то время как государственные
предприятия в гораздо меньшей степени склонны к инвестициям в ИТ. В этом смысле
позитивно, что рыночные преобразования в Казахстане коснулись всех отраслей
экономики. Отдельный фактор привлекательности казахстанского рынка для развития
высоких технологий – это степень стабильности политической и экономической
ситуации в стране, к которой высокотехнологичные проекты крайне чувствительны,
т.к. требуют больших вложений при отложенном экономическом эффекте. ИТ-эксперты,
анализируя в этой связи российский рынок, указывают, что долгосрочное и даже
среднесрочное планирование в российских условиях затруднено в принципе, т.к. нет
стабильности — и планировать, например, некую "программу развития отрасли до
2010 года" попросту не имеет смысла. Не случайно в России доминируют
краткосрочные инвестиции. В этом смысле ситуация в Казахстане является гораздо
более стабильной. Это относится как к политике, так и к экономике. В 2004 г.
введен отдельный налоговый режим организаций, осуществляющих деятельность на
территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых
являются научные разработки, создание и развитие информационных технологий.
Для стимулирования научной и инновационной деятельности будет меняться налоговое законодательство в части стимулирования научных и инновационных исследований и работ и внедрения в производство научных достижений и инновационных разработок. Одновременно Казахстан пытается изымать большую ренту при эксплуатации природных ресурсов. С 2004 г. введен новый режим налогообложения нефтяных операций. Это позволяет освободить часть средств из прибыли ресурсодобывающих отраслей, превратив их в инвестиции в иные сектора экономики, что создает «вторые» и «третьи» эшелоны потенциальных заказчиков на рынке высоких технологий.
Однако, как показывает мировой опыт, любые экономические реформы не будут успешны в условиях слабого государства, т.е. государства, не способного довести деньги до адресата. Иными словами, сохранение управляемости, жесткий контроль исполнения бюджета, контроль за деятельностью всех министерств и ведомств – ключевые проблемы экономического реформирования. Успешно разрешить эти проблемы также помогают современные информационные технологии. Поэтому следует ждать увеличение спроса на высокие технологии не только со стороны коммерческих структур, но и со стороны государства.
Проведенный анализ показывает, что, несмотря на текущее доминирование топливно-энергетического сектора, на ближайшие годы в направлениях экономической политики Республики Казахстан действительно закреплены также и базовые условия для развития сферы ИТ и высоких технологий.
-------------------
1Экономический потенциал Казахстана. Сайт Администрации президента
Республики Казахстан.
2Проблемы внешней торговли Казахстана. Е.Ионова.
Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья. Июнь, 2004. Стр.
26.
3Доклад заместителя премьер-министра, министра финансов Казахстана
А.Павлова. Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. №3
(34), 2002. Стр. 45
4Бизнес и государство в Казахстане. А.Либман.
Панорама Содружества. Июнь, 2004. Стр.16.