01 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Валерий Язев: Мы "подобрались" к реформе "Газпрома"

16 января в Государственной Думе РФ состоялись выборы председателей 29 комитетов. Пост председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ занял Валерий Язев, как и председатели остальных комитетов, являющийся членом партии "Единая Россия". Накануне  господин Язев встречался в Екатеринбурге с журналистами.

Дел у комитета невпроворот. По словам Язева, он уже и так много сделал во времена прошлой думы. Бессменный депутат по Нижнетагильскому округу  кратко напомнил собравшимся об основных прошлых достижениях и рассказал о предстоящих свершениях: "В будущем комитету по энергетике, транспорту и связи предстоит реформирование газовой отрасли Российской Федерации,- сказал Валерий Язев,  – это то, к чему мы "подбирались" долго и болезненно. У многих смешались понятия реформирования "Газпрома" и формирования рынка, хотя это далеко не одно и то же. Нельзя согласиться с таким, несколько вульгарным тезисом о том, что формирование газового рынка – это обязательно расчленение "Газпрома". Это не так. И мной в том числе обществу предложена модель, при которой единая система газоснабжения сохраняется, но при этом в газовой отрасли создаются рыночные институты. Также идет много дискуссий и разговоров по Минатому, по российскому ядерному топливному циклу, по ядерному оборонному комплексу, по научным разработкам в ядерной области. Это тоже будет предметом рассуждения. Будет продолжена работа над такими законами, как закон о трубопроводном транспорте, который был разработан в Государственной Думе второго созыва, и я  являлся основным автором этого законопроекта, но в силу ряда политических причин до сих пор не принят даже во втором чтении. Будет внесен законопроект об использовании газа в качестве моторного топлива. По связи корректировка законодательства идет, и она еще не завершена. По реформе электроэнергетики в законы заложен механизм отчета РАО "ЕЭС" перед исполнительной и законодательной властью о ходе реформирования с возможностью корректировки хода реформы в случае, если это потребуется. Вот основные задачи на предстоящий период. Наш комитет занимается и энергодипломатией. Это поручено мне. Так как я много занимался этим вопросом. В этой сфере деятельности договор по энергетической хартии, который Россия подписала 10 лет назад, но до сих пор не ратифицировала. Его ратификация стояла в повестке дня на ноябрь, сейчас он стоит на весенней сессии. Я буду добиваться снятия его из программы, потому что ратификация договора по этой хартии не отвечает Российским национальным интересам. Кроме того, в ходе переговоров по вступлению России в ВТО нашей стране выдвинут ряд требований по энергетике, которые сегодня становятся ключевыми. Это сближение наших цен и тарифов на энергоносители и на услуги наших естественных монополий с мировыми и европейскими ценами. Для работы в комитете депутатами подано 24 заявления, то есть на сегодня это один из крупных комитетов".

Одна из основных задач, стоящих перед Думой четвертого созыва, по мнению Язева, состоит в том, чтобы создать такие налоги, чтобы недропользование было выгодным для хозяйствующих субъектов, но вместе с тем, чтобы то, что мы называем сверхприбылью, получаемой ими за счет недоналогообложения, доставалось бы государству на нужды всего народа. Язев полагает, что в ходе весенней сессии произойдет корректировка ставок, которые войдут уже в бюджет следующего года. В этом году ставки меняться не будут, они приняты на весь год.

Естественно, много рассказал Валерий Афанасьевич и о "Газпроме":"По прибылям газовых компаний печатались промежуточные цифры, прибыль  "Газпрома" в этом году значительно выше чем в прошлом. Также с прибылями завершили год "ИТЕРА", "Новатэк" и "Нордгаз". В целом итоги нормальные, но проблем остается масса. Прибыль в основном носит операционный характер, и мало инвестиций идет в газотранспортную инфраструктуру по целому ряду причин. По "Газпрому" инвестиционные планы по этому году приняты, поэтому можно сказать, что в целом газовая отрасль достаточно динамично развивается. Выручка от экспорта газа за прошлый год составила порядка 16 миллиардов долларов при очень благоприятной коньюктуре цен. Цена на газ высокая, цена хорошая, одно плохо для газового бизнеса – это теплая зима. Зима теплая не только у нас, но и в Европе. Поэтому потребность в газе относительно невелика. Вообще если затрагивать вопрос межтопливной конкуренции в ТЭКе, то сегодня в силу того, что газ – наиболее технологичный и наиболее дешевый вид топлива, конечно, огромное количество электроэнергетики работает на газе. И директивно здесь ничего не изменишь. По мере роста цен на газ газопотребление будет уменьшаться, но эти цифры звучат примерно так: при росте цены на газ больше 37 долларов за тысячу кубометров /сегодня это 23 доллара/ пойдет мотивация использования угля и мазута. И кризис в угольной отрасли во многом определен низкими ценами на газ. Поэтому угольная энергетика будет подниматься по мере подъема цен на газ. Принятие же административных мер в этом направлении я считаю нецелесообразным".

Отвечая на вопрос корреспондента "Накануне.ru" по поводу обращения Союза производителей нефтегазового оборудования к представителям государства в Совете директоров "Газпрома", с призывом сделать закупки нефтегазового оборудования открытыми, гласными, на конкурсной основе /ежегодно на такие закупки "Газпром" тратит около 200 миллиардов рублей и все они проходят через закрытые для общества механизмы/, Валерий Язев заявил следующее: "Я считаю это обращение в значительной степени правильным. "Газпром" сегодня совершает закупки через "ГазКомплектИмпекс", который в значительной степени закрыт для большого количества производителей. Но я знаю планы, и, больше того, решения Совета директоров "Газпрома", которые все больше и больше "открывают" подрядные строительно-монтажные работы и начинают проводить открытые аукционы по поставкам материально-технических ресурсов, в том числе и оборудования, машин и механизмов для комплектации вновь строящихся объектов. Поэтому, на мой взгляд, такое заявление в значительной степени обоснованно, но подвижки там серьезные есть и я думаю, они будут идти дальше ".

По поводу же предложения председателя правления Совета директоров "Новатэка" Михельсона обеспечивать отдельные территории России газом по ценам ФЭК, но взамен иметь возможность подключаться к газовой "трубе" и экспортировать газ за границу, Валерий Язев сказал: "Я считаю, что это абсолютно конструктивный подход. И в ходе обсуждения всех концепций формирования газового рынка складывается такая паритетная система, когда пропорциональное количество газа отпускается в Россию по ценам ФЭКа для социальных нужд, и такая же пропорциональная система действует на газовый экспорт при подключении к трубопроводу для дальнего зарубежья. При этом необходимо сохранить единый экспортный канала в виде "Газэкспорта",чтобы не "обвалить" цены на газ на европейском рынке. Так что это абсолютно конструктивный подход и он сейчас детально прорабатывается".

В принципе вопросов у журналистов было много. Ниже мы публикуем наиболее интересные вопросы и ответы на них депутата Госдумы Валерия Язева.

Вопрос: По какому сценарию на ваш взгляд должна идти реформа электроэнергетики, чтобы оптимально соблюдался баланс между энергетиками и населением?

Валерий Язев: Я думаю, что сегодня реформа должна идти по принятым законам, иначе любой другой путь внесет полную сумятицу. Пакетом законов о реформе электроэнергетики,  который будет действовать до 2007 года,  предусмотрены периодические отчеты РАО «ЕЭС» о ходе реформы перед правительством и Госдумой. И в ходе обсуждения можно будет говорить о  каких-либо коррективах.

Вопрос: Планируете ли вы вступать во взаимодействие с остальными депутатами, выбранными от Сверловской области? И каким образом?

Влаерий Язев:   Это взаимодействие налаживается по определению. Мы сотрудничаем с Зелимханом Муцоевым, Игорем Бариновым. Подходил Леонтьев – обсуждал со мной тему перехода в комитет по энергетике, транспорту и связи для работы в подкомитете атомной промышленности. Он с Белоярской АЭС, атомщик. То есть по факту взаимодействие уже идет. Я не думаю, что оно будет оформляться как-то де-юре, но для решения задач общеобластных мы организуем взаимодействие. Может быть, оно будет осуществляться на базе моего комитета.

Вопрос: Продолжая тему, что первым планируете сделать?

Влаерий Язев:   Во-первых, с февраля начинается бюджетный процесс, к июлю происходит так называемое "нулевое" чтение, которое предопределяет контуры бюджета к окончательному чтению. Поэтому сегодня мы соберем все предложения от правительства Свердловской области, глав муниципальных образований и крупных хозяйствующих субъектов, чтобы заняться вопросами включения в проект бюджета, который вносит правительство РФ. Поэтому участие в бюджетном процессе – самое актуальное, и, мне кажется, этим нужно заниматься. Сложность в другом  - в достижении поставленных задач, потому что не просто деньги получить из федерального бюджета. А все упирается по сути только в деньги, а их как всегда не хватает. Кто будет лучше, технологичнее  лоббировать интересы своего региона, тот больше и получит.

Вопрос:  Будет ли схема разделения российских железных дорог распространяться на другие виды транспорта и сможет ли частный капитал участвовать в деятельности РЖД?

Валерий Язев:  Из всех видов транспорта в стране у нас монополия была только на железных дорогах. Авиация разделена. В руках государства остались инфраструктура: аэронавигация и т.п. И это правильно, контроль государства в этой сфере нужно оставлять. Участие частного капитала в железнодорожной отрасли заложено в реформе РЖД: там введено понятие "операторы  - независимые перевозчики" и еще целый слой участников ж/д бизнеса наряду с Российскими железными дорогами – в силу их огромности. Ведь капитализация ОАО РЖД равняется капитализации РАО "ЕЭС" и "Газпрома" вместе взятых. Это огромнейшая структура, ее реформирование прошло незаметно, неконфликтно, в отличие от РАО ЕЭС. Участие частного капитала там подразумевается, но мы сейчас следим, чтобы в самом РЖД стопроцентным ационером было государство.

Вопрос:  В начале года Российское газовое общество вошло в состав учредителей КРГ. В чем разница этих двух структур?

Валерий Язев:  Российское газовое общество – это национальная ассоциация участников бизнеса. Туда входят 70 компаний – "Газпром"  и все крупнейшие поставщики, производители и переработчики газа. РГО вступила в международный газовый союз как представитель российской газовой отрасли. Координатор рынка газа ставит себе задачи более узкие. Эта организация берет на себя функции во-первых, третейские, во-вторых, организация продажи газа по свободным ценам, в-третьих, организация нормирования и лимитирования технологий расчета методик ценообразования. Российское газовое общество вошло в состав учредителей КРГ. Я от Госдумы вошел в наблюдательный совет и две структуры: комитет по организации продаж газа по свободным ценам. Поэтому думаю, будет придана новая динамика по развитию координатора рынка газа. Это добавит авторитета и Российском газовому обществу.

Вопрос: Не за горами очередное послание президента федеральному собранию. Вы выступали с законопроектом об обязательном исполнении этого послания. Будете ли вы дальше его отстаивать?

Валерий Язев:   Речь шла о законопроекте, в котором шла речь о закладывании механизма реализации послания президента РФ. В прошлый раз меня убедили, что такой законопроект пока не нужен, что механизм реализации президентского послания отлаживается отстраиванием вертикали власти. Процесс улучшения управляемости в стране происходит, и я вижу, что механизм реализации послания президента, его идей, которые он озвучил, - удвоение ВВП, модернизация здравоохранения, образования, вооруженных сил, уменьшение людей, проживающих ниже уровня бедности, находят свое отражение в политических программах "Единой России". Я думаю, будут встречи, и если прозвучит мнение, что необходимо выстраивать дополнительные механизмы реализации послания, то у меня готовы эти механизмы. Посмотрим, будет ли реальная потребность.

Вопрос:   Как вы оцениваете перспективы развития российской авиационной промышленности?

Валерий Язев: Сегодня летает 2500 самолетов, и они закрывают полностью все потребности в авиаперевозках. Еще огромное количество стоит невостребованными. Они еще не востребованы, но уже устарели по своим характеристикам. Сегодня нужно строить новые, но кто их купит? Вся мировая практика такова: самолеты приобретают финансовые институты и дают в лизинг авиакомпаниям. А это связано со ставками рефинансирования. Ставку рефинансирования уменьшили до 14%, я планирую к концу года – 12 процентов. Это делает ресурсы более доступными, упрощает и удешевляет схемы лизинга. Вот это послужит, скорее всего, толчком для подъема авиационной промышленности нашей страны. Там очень сложные проблемы – на стыке нескольких комитетов, и ситуация зависит в целом от политики государства: как  таможенные механизмы будут отстроены.

Вопрос: Может нам надо брать пример с Японии, которая закупает за рубежом самолеты и в ус не дует?

Валерий Язев:  Я стою  на позициях, что Россия должна иметь сильную авиационную промышленность и может ее иметь.

Вопрос: В компетенции ли вашего комитета развитие северного морского пути? И как вы оцениваете его развитие?

Валерий Язев:  Вопрос опять в значительной степени финансовый, и  стратегический для России. Дело в том, что сегодня северный арктический регион и шельфовая зона - это в основном источник энергоресурсов, и люди там живут, чтобы охранять границы и добывать природные ресурсы, которые идут на всю Россию. Это норильский никель, месторождения нефти и газа, и к стыду нашему, надо сказать, что половина северного завоза - завоз горючего. И задача комитета – максимальное использование местных ресурсов для обеспечения этих отдаленных районов, и конечно ледокольный флот. Нельзя его потерять, особенно это связано с тем, что вывоз нефти и газа танкерами ледового класса с Тимано-Печеры и комплексным освоением Ямала. Туда будут вкладываться огромные деньги, и где будет производиться в сжиженном виде природный газ. Это дает нам новый уровень подъема нашего танкерного флота в целом.

Вопрос:  Ваше назначение на пост председателя комитета как-то повлияет на строительство многострадального Стана-5000?

Валерий Язев: Почему – многострадального? Это огромный проект в масштабах страны, и такие проекты не делаются за год или два. Нужно сформулировать его потребность, нужны финансовые ресурсы, политическая воля. Мы буквально сегодня обсуждали новые шаги развития ситуации. Не так динамично, как бы нам хотелось, но проект двигается и будет реализован. Я депутат от Нижнетагильского избирательного округа, и конечно я буду реализовывать наказы своих избирателей, среди которых есть наказ и по стану-5000. Я надеюсь, что за четыре года он будет построен. У  этого проекта есть собственники, которые, в первую очередь, о нем и заботятся. Я, как политик, могу участвовать в той или иной степени в этом процессе. И я в нем участвую.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС